Комментарии к законам

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЗАО Юстицинформ, 2006)



(ПОСТАТЕЙНЫЙ)
А.Н. БОРИСОВ
Борисов Александр Николаевич, юрист, финансист, специалист по налоговому праву, директор крупной юридической фирмы.
В 1993 г. с отличием окончил Ярославское высшее военное финансовое училище, в 2001 г. - Московскую государственную юридическую академию. До 2003 г. - начальник службы документальных проверок регионального Управления ФСНП России. В настоящее время - директор крупной юридической фирмы.
Автор более тридцати комментариев к федеральному законодательству (в том числе к Налоговому кодексу РФ), а также книг по бухгалтерскому и налоговому учету.
Введение
Идея создания Общественной палаты Российской Федерации (далее - Общественная палата) возникла в Послании 2004 г. Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации <*>. В нем говорилось о целесообразности использования для дальнейшего роста институтов гражданского общества накопленного в ряде регионов России опыта работы общественных палат. Как отметил Президент РФ, такие постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан.
--------------------------------
<*> Российская газета. 2004. 27 мая. N 109.
Следует отметить, что Общественная палата не является принципиально новым институтом гражданского общества. Так, распоряжением Президента РФ от 24 сентября 1993 г. N 659-рп "Об образовании Общественной палаты Конституционного совещания" <*> была образована Общественная палата Конституционного совещания, созванного в соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 1993 г. N 718 "О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации" <**>. Указанным распоряжением также было установлено, что Общественная палата Конституционного совещания, обеспечивая участие общественных объединений в конституционном процессе, является организационной формой их взаимодействия с федеральными органами государственной власти, в рамках которой осуществляются необходимые политические консультации и вырабатываются соответствующие рекомендации по широкому кругу социально-политических вопросов. Распоряжением Президента РФ от 11 октября 1993 г. N 686-рп "Об утверждении Положения об Общественной палате Конституционного совещания" <***> было утверждено Положение об Общественной палате Конституционного совещания, а ее координатором был назначен А.А. Собчак. Указанным Положением устанавливалось, что в Общественную палату входят представители зарегистрированных Министерством юстиции РФ политических партий, массовых движений, молодежных и иных общественных организаций, предпринимательских объединений, религиозных конфессий, ассоциаций органов местного самоуправления, общероссийских профсоюзов.
--------------------------------
<*> САПП РФ. 1993. N 39. Ст. 3674.
<**> Там же. 1993. N 23. Ст. 2103.
<***> Там же. 1993. N 42. Ст. 4000.
В соответствии с распоряжением Президента РФ от 16 февраля 1994 г. N 78-рп "Об Общественной палате при Президенте Российской Федерации" <*> для обеспечения взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти в Российской Федерации и общественными объединениями, подготовки решений Президента РФ и Правительства РФ по важнейшим социальным и политическим вопросам с учетом общественного мнения, создания механизма обратной связи между гражданами, общественными объединениями и органами государственной власти на базе Общественной палаты Конституционного совещания была образована Общественная палата при Президенте РФ, а также утверждено Положение о ней. Координация деятельности Общественной палаты при Президенте РФ была возложена на помощника Президента РФ Л.Е. Суханова.
--------------------------------
<*> Российская газета. 1994. 19 февраля. N 34.
В соответствии с п. 2 Положения основным направлением деятельности Общественной палаты при Президенте РФ являлась выработка рекомендаций по политическим, правовым и социально-экономическим вопросам. В Общественную палату при Президенте РФ входили представители зарегистрированных Министерством юстиции РФ политических партий, массовых движений, молодежных и иных общественных организаций, предпринимательских объединений, религиозных конфессий, представители организаций местного самоуправления, общероссийских профсоюзов.
В соответствии с предложением ряда политических партий и движений об улучшении взаимодействия федеральных органов государственной власти при создании правовой базы экономических и политических реформ и привлечении к этому процессу широких кругов общественности Указом Президента РФ от 25 июня 1996 г. N 989 "О Политическом консультативном совете" <*> Общественная палата при Президенте РФ была преобразована в Политический консультативный совет (ПКС). Согласно Положению о ПКС, утвержденному этим же Указом Президента РФ, он являлся консультативным органом при Президенте РФ. Основными функциями ПКС согласно п. 3 Положения являлись: проведение политических консультаций по широкому кругу общественно значимых вопросов; проведение по поручению Президента РФ обсуждения проектов решений Президента РФ и Правительства РФ по важнейшим социальным, экономическим и политическим вопросам в целях создания механизма взаимодействия между федеральными органами государственной власти и общественными объединениями; оказание содействия Президенту РФ и Правительству РФ в подготовке и внесении от их имени в Государственную Думу проектов федеральных законов, направленных на создание правовой базы осуществляемых в России реформ, проведение в этих целях консультаций с широкими кругами общественности. Указом Президента РФ от 26 июня 1996 г. N 999 "О председателе Политического консультативного совета" <**> председателем ПКС был назначен И.П. Рыбкин (на общественных началах). В соответствии с Указом Президента РФ от 8 августа 2000 г. N 1461 "О Политическом консультативном совете" <***> Политический консультативный совет был упразднен.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 27. Ст. 3232.
<**> СЗ РФ. 1996. N 27. Ст. 3248.
<***> Там же. 2000. N 33. Ст. 3351.
Проект Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" (далее - Закон, комментируемый Закон) был внесен в Государственную Думу Президентом РФ письмом от 7 декабря 2004 г. N пр-1970 <1>. Ему присвоили N 118890-4, принят Государственной Думой в первом чтении Постановлением от 22 декабря 2004 г. N 1394-IV ГД <2>, во втором чтении - Постановлением от 18 февраля 2005 г. N 1531-IV ГД <3>. Сам Закон принят Государственной Думой в соответствии с Постановлением от 16 марта 2005 г. N 1610-IV ГД <4> и одобрен Советом Федерации в соответствии с Постановлением от 23 марта 2005 г. N 76-СФ <*>. Президент РФ подписал Закон 4 апреля 2005 г. под N 32-ФЗ.
--------------------------------
<1> Справочные правовые системы.
<2> СЗ РФ. 2004. N 52. Ч. 2. Ст. 5408.
<3> Там же. 2005. N 9. Ст. 699.
<4> Там же. N 12. Ст. 1014.
<5> Там же. N 13. Ст. 1086.
Как отмечалось в пояснительной записке к проекту Закона, он разработан в целях вовлечения широких кругов российской общественности в реализацию государственной политики Российской Федерации, учета органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления общественных инициатив и интересов граждан Российской Федерации, обеспечения защиты прав общественных объединений, а также создания механизма общественного контроля за деятельностью органов публичной власти.
Вот наиболее важные моменты из пояснительной записки:
в состав Общественной палаты входят граждане Российской Федерации, имеющие особые заслуги перед государством и обществом, представители общероссийских, региональных и межрегиональных общественных объединений, а также объединений некоммерческих организаций. Законом предусматривается возможность привлечения к работе Общественной палаты общественных объединений, представители которых не вошли в ее состав;
на первом пленарном заседании Общественной палаты избираются совет Общественной палаты и секретарь Общественной палаты, полномочия и порядок деятельности которых определяются Регламентом Общественной палаты Российской Федерации;
основной формой работы в Общественной палате ее членов является их участие в пленарных заседаниях Общественной палаты, комиссиях и рабочих группах, образуемых Общественной палатой;
на Общественную палату возлагаются задачи обеспечения согласования интересов граждан, общественных объединений и государственных органов для решения наиболее важных для населения России вопросов экономического и социального развития, обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов организации гражданского общества;
указанные задачи решаются Общественной палатой путем проведения общественной экспертизы проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также правовых актов органов местного самоуправления, осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и выдвижения гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений;
Общественная палата вправе приглашать руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления принять участие в пленарном заседании Общественной палаты, направлять своих представителей для участия в работе комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти;
решения Общественной палаты носят рекомендательный характер и принимаются в форме заключений, предложений и обращений;
для обеспечения деятельности Общественной палаты создается аппарат Общественной палаты, который является государственным учреждением. Руководитель аппарата Общественной палаты назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по представлению совета Общественной палаты;
расходы, связанные с обеспечением деятельности Общественной палаты, предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете на соответствующий год.
По мнению Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, выраженному в Заключении от 16 декабря 2004 г. на законопроект <*>, принятие Закона будет способствовать реализации прав и законных интересов граждан при решении наиболее значимых для населения страны вопросов экономического и социального развития, обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты конституционного строя России и демократических принципов организации гражданского общества.
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
4 апреля 2005 года N 32-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
16 марта 2005 года
Одобрен
Советом Федерации
23 марта 2005 года

Статья 1. Общие положения. Комментарий к статье 1

Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты. Комментарий к статье 2

Статья 3. Правовая основа деятельности Общественной палаты. Комментарий к статье 3

Статья 4. Регламент Общественной палаты Российской Федерации. Комментарий к статье 4

Статья 5. Кодекс этики членов Общественной палаты Российской Федерации. Комментарий к статье 5

Статья 6. Состав Общественной палаты. Комментарий к статье 6

Статья 7. Член Общественной палаты. Комментарий к статье 7

Статья 8. Порядок формирования Общественной палаты. Комментарий к статье 8

Статья 9. Органы Общественной палаты. Комментарий к статье 9

Статья 10. Привлечение общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации к работе Общественной палаты. Комментарий к статье 10

Статья 11. Ограничения, связанные с членством в Общественной палате. Комментарий к статье 11

Статья 12. Участие членов Общественной палаты в ее работе. Комментарий к статье 12

Статья 13. Гарантии деятельности членов Общественной палаты. Комментарий к статье 13

Статья 14. Удостоверение члена Общественной палаты Российской Федерации. Комментарий к статье 14

Статья 15. Прекращение и приостановление полномочий члена Общественной палаты. Комментарий к статье 15

Статья 16. Основные формы работы Общественной палаты. Комментарий к статье 16

Статья 17. Решения Общественной палаты. Комментарий к статье 17

Статья 19. Заключения Общественной палаты по результатам общественной экспертизы. Комментарий к статье 19

Статья 20. Участие членов Общественной палаты в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Комментарий к статье 20

Статья 21. Поддержка Общественной палатой гражданских инициатив. Комментарий к статье 21

Статья 22. Ежегодный доклад Общественной палаты. Комментарий к статье 22

Статья 23. Обеспечение участия членов Общественной палаты в работе Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Комментарий к статье 23

Статья 24. Предоставление информации Общественной палате. Комментарий к статье 24

Статья 25. Содействие членам Общественной палаты в исполнении ими полномочий, установленных настоящим Федеральным законом. Комментарий к статье 25

Статья 26. Аппарат Общественной палаты. Комментарий к статье 26

Статья 27. Информационное обеспечение деятельности Общественной палаты. Комментарий к статье 27

Статья 28. Финансовое обеспечение деятельности Общественной палаты. Комментарий к статье 28

Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона. Комментарий к статье 29

Статья 30. Переходные положения. Комментарий к статье 30




Вернутся в раздел Комментарии к законам