Комментарии к законам

Статья 4. Регламент Общественной палаты Российской Федерации. Комментарий к статье 4



1. Регламент Общественной палаты - это документ, регулирующий вопросы внутренней организации и порядка деятельности Общественной палаты.
Регламент Общественной палаты в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи подлежит утверждению Общественной палатой. Статьей 17 Закона установлено, что решения Общественной палаты, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер. В отличие от таких решений решение Общественной палаты об утверждении Регламента Общественной палаты носит не рекомендательный, а обязательный характер.
Регламенты своей работы разрабатывают и утверждают различные органы государственной власти. Здесь же целесообразно упомянуть о регламентах палат Федерального Собрания РФ, так как представляется, что по аналогии именно с этими регламентами будут закреплены отдельные положения Регламента Общественной палаты. В настоящее время действуют:
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принят Постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <*>;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801.
Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, принят Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" <*>.
--------------------------------
<*> Там же. 2002. N 7. Ст. 635.
Изменения и дополнения в Регламент Общественной палаты могут вноситься также только по решению Общественной палаты.
2. Часть 2 ст. 4 Закона содержит перечень вопросов внутренней организации и порядка деятельности Общественной палаты, которые должны быть установлены Регламентом Общественной палаты.
Следует отметить, что вопросы внутренней организации и порядка деятельности Общественной палаты регулируются в той или иной степени непосредственно положениями комментируемого Закона. Соответственно, Регламент Общественной палаты, устанавливая вопросы внутренней организации и порядка деятельности Общественной палаты, развивает и дополняет положения комментируемого Закона.
В отношении вопросов внутренней организации и порядка деятельности Общественной палаты, устанавливаемых Регламентом Общественной палаты, следует отметить следующее.
Порядок участия членов Общественной палаты в ее деятельности (п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона).
Основные положения об участии членов Общественной палаты в ее работе закреплены в ст. 12 Закона. В частности, согласно ч. 1 ст. 12 Закона члены Общественной палаты принимают личное участие в работе пленарных заседаний Общественной палаты, совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты. В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона члены Общественной палаты вправе свободно высказывать свое мнение по любому вопросу деятельности Общественной палаты, совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты. Частью 3 ст. 12 Закона установлено, что члены Общественной палаты при осуществлении своих полномочий не связаны решениями общественных объединений.
Сроки и порядок проведения пленарных заседаний Общественной палаты (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона пленарные заседания Общественной палаты являются одной из основных форм ее работы. Согласно ч. 2 ст. 16 Закона пленарные заседания Общественной палаты проводятся не реже двух раз в год; по решению совета Общественной палаты может быть проведено внеочередное пленарное заседание.
Частью 12 ст. 8 Закона установлено, что при формировании Общественной палаты первое ее пленарное заседание должно быть проведено не позднее чем через 30 дней со дня сформирования правомочного состава Общественной палаты.
Состав, полномочия и порядок деятельности совета Общественной палаты (п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона совет Общественной палаты является ее постоянно действующим органом. Совет избирается на первом пленарном заседании Общественной палаты (о полномочиях совета Общественной палаты см. комментарий к ст. 9 Закона).
Полномочия и порядок деятельности секретаря Общественной палаты (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона секретарь Общественной палаты избирается на первом пленарном заседании Общественной палаты (о полномочиях секретаря Общественной палаты см. комментарий к ст. 9 Закона).
В соответствии с ч. 4 ст. 26 Закона секретарь Общественной палаты по поручению совета Общественной палаты осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Общественной палаты.
Порядок формирования и деятельности комиссий и рабочих групп Общественной палаты, а также порядок избрания и полномочия их руководителей (п. 5 ч. 2 ст. 4 Закона).
Общественной палате право образовывать комиссии и рабочие группы Общественной палаты предоставлено ч. 2 ст. 9 Закона (см. комментарий к ст. 9 Закона).
Порядок прекращения и приостановления полномочий членов Общественной палаты (п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона).
Прекращению и приостановлению полномочий члена Общественной палаты посвящены положения ст. 15 Закона, ч. 1 которой предусмотрены случаи, когда полномочия члена Общественной палаты подлежат прекращению, а ч. 2 - случаи, когда полномочия члена Общественной палаты подлежат приостановлению.
Порядок деятельности аппарата Общественной палаты (п. 7 ч. 2 ст. 4 Закона).
Аппарат Общественной палаты, как установлено ч. 1 ст. 26 Закона, осуществляет обеспечение деятельности Общественной палаты. Согласно ч. 2 ст. 26 Закона аппарат Общественной палаты является государственным учреждением, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.
Формы и порядок принятия решений Общественной палаты (п. 8 ч. 2 ст. 4 Закона).
Непосредственно комментируемым Законом предусмотрены такие формы решений Общественной палаты, как заключения, предложения и обращения. При этом согласно ст. 17 Закона решения Общественной палаты в указанных формах носят рекомендательный характер.
Порядок привлечения к работе Общественной палаты общественных объединений, представители которых не вошли в ее состав, и формы их взаимодействия с Общественной палатой (п. 9 ч. 2 ст. 4 Закона).
Статьей 10 предусмотрена возможность привлечения общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации к работе Общественной палаты: она может привлекать к своей работе общественные объединения и иные объединения граждан Российской Федерации, представители которых не вошли в ее состав. Решение об участии в работе Общественной палаты общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, представители которых не вошли в ее состав, принимается советом Общественной палаты (см. комментарий к ст. 10 Закона).
Процедуры отбора в члены Общественной палаты представителей общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений (п. 10 ч. 2 ст. 4 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Общественная палата формируется из 42 граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом РФ, 42 представителей общероссийских общественных объединений и 42 представителей межрегиональных и региональных общественных объединений.
Установление Регламентом Общественной палаты соответствующих процедур отбора предусмотрено ч. ч. 5 и 6 ст. 8 Закона:
частью 5 ст. 8 Закона - процедура конкурсного отбора, в соответствии с которой члены Общественной палаты, утвержденные Президентом РФ, принимают решение о приеме в члены Общественной палаты 42 представителей общероссийских общественных объединений - по одному представителю от общественного объединения;
частью 6 ст. 8 Закона - процедура конкурсного отбора, в соответствии с которой члены Общественной палаты, утвержденные Президентом РФ, совместно с представителями общероссийских общественных объединений, принятыми в члены Общественной палаты, принимают решение о приеме в члены Общественной палаты 42 представителей межрегиональных и региональных общественных объединений - по одному представителю от общественного объединения.
Порядок подготовки и проведения мероприятий в Общественной палате (п. 11 ч. 2 ст. 4 Закона).
Комментируемым Законом предусмотрены различные формы работы Общественной палаты, основными из которых согласно ч. 1 ст. 16 Закона являются пленарные заседания Общественной палаты, заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты.
Частью 3 ст. 16 Закона предусмотрены и другие мероприятия, которые Общественная палата вправе проводить в целях реализации возложенных на нее функций. Представляется, что в п. 11 ч. 2 комментируемой статьи по аналогии с организацией деятельности палат Федерального Собрания РФ речь идет также о совещаниях, "круглых столах", семинарах, конференциях и других мероприятиях, связанных с деятельностью Общественной палаты. Кроме того, непосредственно комментируемым Законом предусмотрены организация и проведение Общественной палатой гражданских форумов и слушаний по актуальным вопросам общественной жизни (п. 1 ч. 3 ст. 16 и ч. 2 ст. 21 Закона, см. комментарий к указанным статьям).
Соответственно, порядок подготовки и проведения этих мероприятий устанавливается Регламентом Общественной палаты.
Порядок подготовки и публикации ежегодного доклада Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (п. 12 ч. 2 ст. 4 Закона).
Подготовка и публикация ежегодного доклада Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Российской Федерации предусмотрены ст. 22 Закона.
Иные вопросы внутренней организации и порядка деятельности Общественной палаты (п. 13 ч. 2 ст. 4 Закона).
Установленный ч. 2 комментируемой статьи перечень вопросов внутренней организации и порядка деятельности Общественной палаты, которые должны быть установлены Регламентом Общественной палаты, не является закрытым. Соответственно, Регламентом Общественной палаты устанавливаются и иные, нежели указанные в остальных пунктах ч. 2 комментируемой статьи, вопросы внутренней организации и порядка деятельности Общественной палаты.




Вернутся в раздел Комментарии к законам