Комментарии к законам

Статья 7. Член Общественной палаты. Комментарий к статье 7



1. Статья 7 Закона устанавливает обязательные критерии, при соответствии которым лицо может быть членом Общественной палаты. При этом в ч. 1 комментируемой статьи установлены общие критерии, а в ч. 2 указаны лица, которые не могут быть членами Общественной палаты.
Согласно ст. 7 Закона членом Общественной палаты может быть только физическое лицо, соответствующее двум требованиям:
лицо должно быть гражданином Российской Федерации;
лицо должно быть совершеннолетним, т.е. достигнуть возраста восемнадцати лет.
Частью 1 ст. 6 Конституции РФ установлено, что гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, содержатся в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" <*>, что и указано непосредственно в его ст. 1.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.
Как определено в ст. 3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Федерального закона;
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом.
Как установлено ч. 1 ст. 62 Конституции РФ, гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Частью 2 этой же статьи установлено, что приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
По не вполне понятной причине законодатель не предусмотрел в ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона в качестве случая прекращения полномочий члена Общественной палаты прекращение им гражданства Российской Федерации.
В качестве возраста, по достижении которого гражданин может быть членом Общественной палаты, установлено совершеннолетие, т.е. достижение восемнадцатилетнего возраста. С наступлением совершеннолетия согласно п. 1 ст. 21 части первой ГК РФ в полном объеме возникает гражданская дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Следует также отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 13 Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ <*> брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет, а согласно п. 1 ст. 54 указанного Кодекса лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), признается ребенком.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.
2. В части 2 ст. 7 Закона указаны четыре категории лиц, которые не могут быть членами Общественной палаты.
Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, судьи, иные лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления (п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" <*> должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" должности государственной службы подразделяются на:
должности федеральной государственной гражданской службы;
должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
воинские должности;
должности правоохранительной службы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <*> должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений указанного Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
--------------------------------
<*> Там же. 2004. N 31. Ст. 3215.
В части 1 ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что выборное должностное лицо местного самоуправления - это должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 19 апреля 2002 г. N 38-ФЗ) <*> муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. В реестре муниципальных должностей муниципальной службы могут быть установлены муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность. Указанные муниципальные должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
--------------------------------
<*> Там же. 1998. N 2. Ст. 224; 2002. N 16. Ст. 1499.
В соответствии с п. п. 7 и 8 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона в случае избрания члена Общественной палаты на должность Президента РФ, избрания депутатом Государственной Думы, избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на выборную должность в органе местного самоуправления, назначения его на государственную должность Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или должность муниципальной службы полномочия этого члена Общественной палаты прекращаются. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 15 Закона в случае регистрации члена Общественной палаты в качестве кандидата на должность Президента РФ, кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти, кандидата на выборную должность в органе местного самоуправления, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата (политической партии), а также в случае вхождения его в состав инициативной группы по проведению референдума в Российской Федерации, полномочия этого члена Общественной палаты приостанавливаются (см. комментарий к ст. 15 Закона).
Лица, признанные недееспособными на основании решения суда (п. 2 ч. 2 ст. 7 Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 29 части первой ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. Согласно п. 3 ст. 29 ГК РФ в случае, если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.
По не вполне понятной причине в ч. 2 ст. 7 Закона не указано, что не могут быть членами Общественной палаты лица, дееспособность которых ограничена по решению суда.
Возможность ограничения дееспособности гражданина предусмотрена п. 1 ст. 30 ГК РФ, согласно которой гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство. В соответствии с п. 2 ст. 30 ГК РФ в случае, если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.
Дела о признании гражданина недееспособным и об ограничении дееспособности гражданина рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке особого производства с особенностями, установленными гл. 31 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона в случае признания члена Общественной палаты недееспособным его полномочия прекращаются.
Лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость (п. 3 ч. 2 ст. 7 Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 86 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ) <*> лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
--------------------------------
<*> Там же. 1996. N 25. Ст. 2954; 2003. N 50. Ст. 4848.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 19 марта 2003 г. N 3-П <*>, судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее при повторном совершении этим лицом преступления установленные уголовным законодательством правовые последствия; имеющаяся у лица непогашенная или неснятая судимость порождает особые, складывающиеся на основе уголовно-правового регулирования публично-правовые отношения его с государством, которые при совершении этим лицом новых преступлений служат основанием для оценки его личности и совершенных им преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью и потому предполагают применение к нему более строгих мер уголовной ответственности.
--------------------------------
<*> Там же. 2003. N 14. Ст. 1302.
Частью 2 ст. 86 УК РФ установлено, что лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.
Согласно ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается:
а) в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;
б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;
в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания;
г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания;
д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Статьей 86 УК РФ также установлено следующее:
если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний (ч. 4 ст. 86);
если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости (ч. 5 ст. 86);
погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью (ч. 6 ст. 86).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона в случае вступления в законную силу вынесенного в отношении члена Общественной палаты обвинительного приговора суда его полномочия прекращаются. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 15 Закона в случае предъявления члену Общественной палаты в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, обвинения в совершении преступления его полномочия приостанавливаются.
Лица, членство которых в Общественной палате ранее было прекращено вследствие грубого нарушения им Кодекса этики (п. 4 ч. 2 ст. 7 Закона).
Как установлено п. 6 ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона, в случае грубого нарушения членом Общественной палаты Кодекса этики в порядке, предусмотренном Регламентом Общественной палаты РФ, полномочия члена Общественной палаты прекращаются.
Соответственно, лица, членство которых в Общественной палате ранее было прекращено по такому основанию, членами Общественной палаты быть не могут. При этом в п. 4 ч. 2 комментируемой статьи специально оговорено, что запрет на членство в Общественной палате относится только к работе Общественной палаты следующего состава. Из этого следует, что лицо, членство которого в Общественной палате было прекращено вследствие грубого нарушения им Кодекса этики, может быть членом Общественной палаты, сформированной после истечения срока полномочий Общественной палаты следующего состава.
Комментируемая статья не устанавливает каких-либо ограничений, связанных с членством в политических партиях. Однако в соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона член Общественной палаты приостанавливает свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.




Вернутся в раздел Комментарии к законам