Комментарии к законам

Статья 8. Порядок формирования Общественной палаты. Комментарий к статье 8



1. Как установлено ч. 1 ст. 6 Закона, Общественная палата формируется из:
42 граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом РФ;
42 представителей общероссийских общественных объединений;
42 представителей межрегиональных и региональных общественных объединений.
Комментируемой статьей установлен порядок определения Президентом РФ кандидатур в члены Общественной палаты и утверждения членов Общественной палаты (ч. ч. 1 - 3), порядок формирования состава Общественной палаты из представителей общероссийских общественных объединений (ч. ч. 4, 5), порядок формирования состава Общественной палаты из представителей межрегиональных и региональных общественных объединений (ч. ч. 6 - 11).
Как установлено ч. 2 ст. 1 Закона, Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Президент РФ инициирует процедуру формирования нового состава Общественной палаты за шесть месяцев до истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава.
Порядок формирования состава Общественной палаты первого состава установлен ст. 30 Закона.
Президент РФ определяет в качестве кандидатур в члены Общественной палаты 42 граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и обществом. Эти кандидатуры Президент РФ определяет по результатам проведения консультаций с:
общественными объединениями (см. комментарий к ст. 6 Закона);
объединениями некоммерческих организаций (о понятии объединений некоммерческих организаций см. комментарий к ст. 3 Закона);
российскими академиями наук. Правовое положение академий наук в Российской Федерации, имеющих государственный статус, определено ст. 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (в ред. Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 111-ФЗ <*>): Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанным Федеральным законом и уставами указанных академий; академии наук, имеющие государственный статус, создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента РФ или Правительства РФ;
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137; 1998. N 30. Ст. 3607.
творческими союзами. Законодательная основа создания творческих союзов закреплена в ст. 16 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" <*>: граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях. Попытка законодательно закрепить определение понятия "творческий союз" была сделана в ст. 2 проекта федерального закона "О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах" <**>: общественное объединение физических лиц, являющихся творческими работниками литературы и искусства одного или нескольких видов и жанров, в организационно-правовой форме общественной организации, создаваемое для защиты трудовых, социальных прав, интеллектуальной собственности и профессиональных интересов своих членов, оказания помощи в создании и улучшении условий их творческой деятельности. Однако принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации этот федеральный закон был отклонен Президентом РФ (письмо Президента РФ от 3 января 2000 г. N Пр-22 <***>) и с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой снят.
--------------------------------
<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.
<**> Справочные правовые системы.
<***> Там же.
Президент РФ после определения кандидатур в члены Общественной палаты, согласно ч. 1 ст. 8 Закона, предлагает этим гражданам войти в состав Общественной палаты.
2. Граждане Российской Федерации, получившие предложение войти в состав Общественной палаты, в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи письменно уведомляют Президента РФ о принятом решении:
либо о своем согласии войти в состав Общественной палаты;
либо об отказе войти в состав Общественной палаты.
Указанное уведомление кандидаты в члены Общественной палаты направляют Президенту РФ в течение тридцати дней со дня получения предложения от Президента РФ.
3. По истечении указанного срока либо в течение тридцати дней со дня получения письменного согласия граждан Российской Федерации войти в состав Общественной палаты Президент РФ утверждает определенных им членов Общественной палаты и предлагает им приступить к формированию полного состава Общественной палаты. Такое решение издается Президентом в форме указа.
4. Второй этап формирования состава Общественной палаты после утверждения Президентом РФ определенных им членов - формирование состава Общественной палаты из представителей общероссийских общественных объединений.
Общероссийские, межрегиональные и региональные общественные объединения, изъявившие желание включить своих представителей в состав Общественной палаты, в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи направляют в Общественную палату соответствующие заявления. Заявления направляются в срок не позднее тридцати дней со дня издания Президентом РФ указа об утверждении определенных им членов Общественной палаты и предложения им приступить к формированию полного состава Общественной палаты.
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты не допускаются объединения, зарегистрированные менее чем за один год до дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава, и политические партии (см. комментарий к ст. 6 Закона).
Заявления общественных объединений о желании включить своих представителей в состав Общественной палаты оформляются решениями руководящих коллегиальных органов соответствующих объединений и должны содержать:
информацию о деятельности общественного объединения;
сведения о представителе, который может быть направлен в состав Общественной палаты.
Органами общественных объединений в зависимости от их организационно-правовых форм являются (об организационно-правовых формах общественных объединений см. комментарий к ст. 6 Закона):
общественная организация. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию (ст. 8 Федерального закона "Об общественных объединениях");
общественное движение. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию (ст. 9 Федерального закона "Об общественных объединениях");
общественный фонд. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании (ст. 10 Федерального закона "Об общественных объединениях");
общественное учреждение. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями) (ст. 11 Федерального закона "Об общественных объединениях");
орган общественной самодеятельности. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций (ст. 12 Федерального закона "Об общественных объединениях").
5. В соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона члены Общественной палаты, утвержденные Президентом РФ, принимают решение о приеме в члены Общественной палаты 42 представителей общероссийских общественных объединений - по одному представителю от общественного объединения. Указанное решение принимается в течение шестидесяти дней со дня утверждения Президентом РФ определенных им членов Общественной палаты.
Решение о приеме в члены Общественной палаты представителей общероссийских общественных объединений принимается в соответствии с процедурой конкурсного отбора, которая установлена Регламентом Общественной палаты. То, что процедура отбора в члены Общественной палаты представителей общероссийских общественных объединений устанавливается Регламентом Общественной палаты, предусмотрено также п. 10 ч. 2 ст. 4 Закона.
6. Третий, заключительный этап формирования состава Общественной палаты после утверждения Президентом РФ определенных им членов и приема в члены представителей общероссийских общественных объединений - формирование состава Общественной палаты из представителей межрегиональных и региональных общественных объединений.
В соответствии с ч. 6 ст. 8 Закона члены Общественной палаты, утвержденные Президентом РФ, совместно с представителями общероссийских общественных объединений, принятыми в члены Общественной палаты, принимают решение о приеме в члены Общественной палаты 42 представителей межрегиональных и региональных общественных объединений - по одному представителю от общественного объединения. Указанное решение принимается в течение тридцати дней со дня принятия членами Общественной палаты, утвержденными Президентом РФ, решения о приеме в члены Общественной палаты представителей общероссийских общественных объединений.
Решение о приеме в члены Общественной палаты представителей межрегиональных и региональных общественных объединений принимается в соответствии с процедурой, которая установлена Регламентом Общественной палаты. То, что процедура отбора в члены Общественной палаты представителей межрегиональных и региональных общественных объединений устанавливается Регламентом Общественной палаты, предусмотрено также п. 10 ч. 2 ст. 4 Закона.
7. Состав представителей от межрегиональных и региональных общественных объединений согласно ч. 7 комментируемой статьи формируется на конференциях делегатов от межрегиональных и региональных общественных объединений, зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав одного федерального округа. В соответствии с ч. 10 ст. 8 Закона на этих конференциях должны быть определены не менее 10 кандидатур в члены Общественной палаты.
Конференции, как установлено ч. ч. 7 и 8 ст. 8 Закона, проводятся в федеральных округах в течение шестидесяти дней со дня утверждения Президентом РФ определенных им членов Общественной палаты.
Перечень федеральных округов утвержден Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" (в ред. Указа Президента РФ от 21 июня 2000 г. N 1149) <*> и включает следующие округа: Центральный федеральный округ (центр - г. Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр - г. Санкт-Петербург), Южный федеральный округ (центр - г. Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр - г. Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр - г. Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр - г. Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр - г. Хабаровск).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112; N 26. Ст. 2748.
8. Делегаты на конференции в федеральных округах избираются на собраниях представителей межрегиональных и региональных общественных объединений, проводимых в каждом субъекте Российской Федерации. Согласно ч. 7 комментируемой статьи норма представительства на конференции устанавливается из расчета по 20 делегатов, избранных на каждом собрании представителей межрегиональных и региональных общественных объединений, проводимом в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в состав одного федерального округа.
Указанные собрания, как установлено ч. 8 ст. 8 Закона, проводятся в субъектах Российской Федерации в течение тридцати дней со дня утверждения Президентом РФ определенных им членов Общественной палаты.
9. Как установлено ч. 1 ст. 65 Конституции РФ (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 9 января 1996 г. N 20 <1>, от 10 февраля 1996 г. N 173 <2>, от 9 июня 2001 г. N 679 <3> и от 25 июля 2003 г. N 841 <4>), в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
--------------------------------
<1> Там же. 1996. N 3. Ст. 152.
<2> Там же. N 7. Ст. 676.
<3> Там же. 2001. N 24. Ст. 2421.
<4> Там же. 2003. N 30. Ст. 3051.
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;
Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи проведение собраний в субъектах Российской Федерации и конференций в федеральных округах осуществляется по инициативе и при содействии:
членов Общественной палаты, утвержденных Президентом РФ;
представителей общероссийских общественных объединений, принятых в члены Общественной палаты.
10. Частью 10 ст. 8 Закона установлено, что выбор представителей межрегиональных и региональных общественных объединений осуществляется путем голосования из числа кандидатур, определенных на конференциях, проведенных в федеральных округах, из расчета по шесть представителей от общественных объединений, зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав одного федерального округа. Для обеспечения возможности выбора также установлено, что число кандидатур, определенных на конференции, должно составлять не менее 10 человек.
11. В части 11 комментируемой статьи определены условия, при одновременном выполнении которых конференция правомочна выдвигать кандидатов в члены Общественной палаты. Первое условие касается количественного состава делегатов - в работе конференции должны принять участие не менее половины делегатов, избранных на собраниях представителей межрегиональных и региональных общественных объединений, проводимых в субъектах Российской Федерации, входящих в состав одного федерального округа. Второе условие относится к числу субъектов Российской Федерации, представляемых указанными делегатами, - они должны представлять межрегиональные и региональные общественные объединения, зарегистрированные не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, входящих в состав этого федерального округа.
12. Частью 12 комментируемой статьи установлено, что первое пленарное заседание Общественной палаты проводится не позднее чем через тридцать дней со дня сформирования правомочного состава Общественной палаты.
При этом, как определено ч. 12 ст. 8 Закона, Общественная палата является правомочной, если в ее состав вошло более трех четвертых от установленного комментируемым Законом числа членов Общественной палаты. С учетом того что ч. 1 ст. 6 Закона установлено число членов Общественной палаты, утверждаемых Президентом РФ, представителей общероссийских общественных объединений и представителей межрегиональных и региональных общественных объединений, представляется, что Общественная палата является правомочной в том случае, если в ее состав вошло не менее чем 32 члена Общественной палаты, утвержденных Президентом РФ, 32 представителя общероссийских общественных объединений и 32 представителя межрегиональных и региональных общественных объединений.
13. Пленарные заседания Общественной палаты в соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона являются одной из основных форм работы Общественной палаты. Согласно ч. 1 ст. 9 Закона на первом пленарном заседании члены Общественной палаты избирают совет Общественной палаты и секретаря Общественной палаты.
14. Через два года со дня первого пленарного заседания Общественной палаты в соответствии с ч. 13 комментируемой статьи срок полномочий членов Общественной палаты истекает. За шесть месяцев до истечения указанного срока, т.е. после истечения одного года и шести месяцев со дня первого пленарного заседания Общественной палаты, Президент РФ в соответствии с ч. 14 комментируемой статьи инициирует процедуру формирования нового состава Общественной палаты. Как говорилось выше, эта процедура начинается с того, что Президент РФ определяет кандидатуры граждан Российской Федерации в члены Общественной палаты.
15. Части 15 и 16 ст. 8 Закона устанавливают порядок и сроки введения новых членов в состав Общественной палаты.
Необходимость введения новых членов в состав Общественной палаты возникает в следующих случаях:
если при формировании в рассмотренном выше порядке так и не будет сформирован полный состав Общественной палаты;
если будут досрочно прекращены полномочия хотя бы одного члена Общественной палаты (см. комментарий к ст. 15 Закона). При истечении срока полномочий членов Общественной палаты в соответствии с ч. 14 комментируемой статьи инициируется процедура формирования нового состава Общественной палаты.
Порядок введения новых членов в состав Общественной палаты аналогичен рассмотренному выше порядку формирования состава Общественной палаты. Отличия заключаются лишь в количестве членов, вводимых в состав Общественной палаты, и в сроках проведения процедур.
Поскольку Общественная палата формируется из равного количества граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом РФ, представителей общероссийских общественных объединений и представителей межрегиональных и региональных общественных объединений, очевидно, что в порядке, установленном ч. 15 ст. 8 Закона, в состав Общественной палаты вводятся недостающие до установленного числа - 42 - граждане Российской Федерации, утверждаемые Президентом РФ, и (или) представители общероссийских общественных объединений, и (или) представители межрегиональных и региональных общественных объединений соответственно.
16. В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 8 Закона Президент РФ принимает решение о приеме в члены Общественной палаты граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3 комментируемой статьи. При этом установленные для общего порядка сроки сокращаются наполовину, т.е. граждане Российской Федерации, получившие предложение войти в состав Общественной палаты, письменно уведомляют Президента РФ о своем согласии либо об отказе войти в состав Общественной палаты в течение пятнадцати дней со дня получения соответствующего предложения от Президента РФ; Президент РФ утверждает определенных им членов Общественной палаты и предлагает им приступить к формированию полного состава Общественной палаты в течение пятнадцати дней со дня получения им письменного согласия граждан Российской Федерации войти в состав Общественной палаты либо по истечении пятнадцати дней со дня получения определенными Президентом РФ гражданами Российской Федерации предложения войти в состав Общественной палаты.
Согласно п. 2 ч. 15 ст. 8 Закона члены Общественной палаты, утвержденные Президентом РФ, принимают решение о приеме в члены Общественной палаты представителей общероссийских общественных объединений в порядке, предусмотренном ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи. При этом в силу ч. 16 ст. 8 Закона решение о приеме в члены Общественной палаты представителей общероссийских общественных объединений должно быть принято в течение тридцати дней либо со дня, когда стало известно, что полный состав Общественной палаты не сформирован, либо со дня прекращения полномочий члена (членов) Общественной палаты.
В соответствии с п. 3 ч. 15 ст. 8 Закона члены Общественной палаты, утвержденные Президентом РФ, совместно с представителями общероссийских общественных объединений, принятыми в члены Общественной палаты, принимают решение о приеме в члены Общественной палаты представителей межрегиональных и региональных общественных объединений из числа кандидатур, определенных на конференциях, проведенных в федеральных округах при формировании действующего состава Общественной палаты в порядке, предусмотренном ч. ч. 6 - 11 комментируемой статьи. При этом в силу ч. 16 ст. 8 Закона решение о приеме в члены Общественной палаты представителей межрегиональных и региональных общественных объединений должно быть принято в течение тридцати дней либо со дня, когда стало известно, что полный состав Общественной палаты не сформирован, либо со дня прекращения полномочий члена (членов) Общественной палаты.
17. В соответствии с ч. 17 ст. 8 Закона формирование Общественной палаты производится за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности Общественной палаты. Данное положение основано на норме п. 1 ст. 28 Закона о том, что расходы, связанные с обеспечением деятельности Общественной палаты, предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете на соответствующий год.
Расходы на формирование Общественной палаты, предусмотренное комментируемой статьей, включают в себя, в частности, расходы на проведение:
конкурсного отбора членами Общественной палаты, утвержденными Президентом РФ, на основании которого принимается решение о приеме в члены Общественной палаты представителей общероссийских общественных объединений;
конференций делегатов от межрегиональных и региональных общественных объединений, зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав одного федерального округа, на которых формируется состав представителей от межрегиональных и региональных общественных объединений;
собраний представителей межрегиональных и региональных общественных объединений, проводимых в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в состав одного федерального округа, на которых избираются делегаты на указанные выше конференции;
совместного собрания членов Общественной палаты, утвержденных Президентом РФ, и представителей общероссийских общественных объединений, принятых в члены Общественной палаты, на котором принимается решение о приеме в члены Общественной палаты представителей межрегиональных и региональных общественных объединений.




Вернутся в раздел Комментарии к законам