Автомобильная травма
В судебно-медицинской практике довольно часто приходится
исследовать травматические последствия смертельного и несмертельного
воздействия на человека различных видов транспортных средств. Такого рода
повреждения относятся к тупой травме, однако имеют значительные характерные
особенности, поэтому рассматриваются отдельно от остальных видов тупой
травмы.
Выделяются несколько видов транспортной травмы автомобильная,
мотоциклетная, рельсовая, авиационная; от водного транспорта и др. В данной
работе будет подробно рассмотрена автомобильная травма.
Автомобильная травма
Наиболее распространена в практике автомобильная травма. На
ее примере рассмотрим судебно-медицинские возможности решения вопросов,
возникающих в ходе расследования такого рода происшествий
Автомобильная травма классифицируется разными
исследователями по-разному. Один из наиболее принятых вариантов классификации
разработан А.А. Солохиным В упрощенном варианте эта классификация
следующая:
1 Травма от наезда автомобиля на человека (основной компонент
— удар какими-либо частями автомобиля по телу человека).
2 Переезд колесами автомобиля (основной отличительный
компонент — перекатывание колеса автомобиля через тело человека, полное или
неполное)
3 Выпадение человека из движущегося автомобиля.
4 Травма внутри автомобиля
5. Сдавление тела между частями автомобиля и другими
предметами
6. Комбинация перечисленных видов травмы
Многообразие автомобильной травмы определяется многообразием
факторов, которые влияют на механизм возникновения этой травмы Отметим лишь
основные из них'
1 Скорость движения автомобиля
2 Форма травмирующей поверхности
3 Размеры транспортного средства
4 Положение тела жертвы в момент травмы
5 Наличие элементов, смягчающих удар или иное воздействие
повреждающего фактора (например, толстая, плотная и мягкая одежда на теле)
6 Рост, вес и другие особенности жертвы Влияние перечисленных
факторов на характер повреждений, возникающих в результате травматизации,
проявляется во взаимодействии их друг с другом
Повреждения, возникающие от действия автомобилей, можно
разделить на две большие группы повреждения в той или иной степени характерные
для автомобильной травмы определенного вида и повреждения, встречающиеся при
любом виде механического воздействия на тело человека К первой группе
относятся, например, следы-повреждения от действия протектора, бампер-перелом и
другие им подобные.
Главное событие большинства видов автомобильных травм — это
взаимодействие частей транспортного средства и тела жертвы. Установление всех
фактических обстоятельств этого события является одной из основных задач
следствия.
Контакт травмирующего и травмируемого объектов определяется
по характеру взаимоотображений На теле жертвы исследуются повреждения и
следы-наложения. В частности, судебный медик при осмотре трупа на месте
происшествия, но в большей мере при исследовании трупа в морге, изучает
характер повреждений на одежде и теле жертвы происшествия, при вскрытии полостей
тела выявляет повреждения органов и тканей тела Большую информационную нагрузку
несут следы-наложения на теле и одежде жертвы, например, наложение частиц
лакокрасочного покрытия, смазочных материалов и другого позволяет иногда
идентифицировать транспортное средство. Исследование следов-наложений на теле
жертвы дорожно-транспортных происшествий целесообразно проводить совместными
усилиями судебных медиков и криминалистов. На предполагаемом или известном
транспортном средстве обнаруживаются повреждения, которые могли остаться от
воздействия тела жертвы и следы-наложения, состоящие из волокон одежды и тканей
биологического характера, отделившихся от тела жертвы.
Грамотное сравнительное и сопоставительное изучение
повреждений на жертве и транспортном средстве позволяет в большинстве случаев
достоверно подтвердить факт контакта между указанными объектами и детализировать
механизм того, как это происходило
Более сложная задача стоит перед следствием в случаях, когда
транспортное средство, совершившее дорожно-транспортное происшествие, скрылось с
места происшествия В такой ситуации перед судебным медиком должна быть
поставлена задача диагностирования обстоятельств происшедшего, включая
определение параметров транспортного средства по повреждениям и
следам-наложениям на теле жертвы
Большое значение для решения вопросов, связанных с
установлением механизма дорожно-транспортного происшествия, имеет осмотр места
происшествия. Конечно, при наличии человеческих жертв участие судебного медика
в осмотре места происшествия крайне желательно. Однако в условиях значительного
транспортного движения сохранять обстановку места происшествия до прибытия
специалистов очень сложно Поэтому задача осмотра места происшествия в силу
объективных обстоятельств распадается на несколько составляющих, каждая из
которых играет очень важную роль в установлении истины
Первое действие — это фиксация обстановки места происшествия
Как правило, она осуществляется без участия судебного медика, поэтому главная
задача сотрудников правоохранительных органов, как можно объективнее и четче
зафиксировать обстановку и ее детали От качественности этого действия будет
зависеть возможность ретроспективного воспроизведения картины
происшедшего.
Второе важное действие — исследование тела жертвы,
осуществляется судебным медиком в морге, при этом очень важно дать медику
максимально полную информацию о месте происшествия и иных обстоятельствах
Хорошо вооружить его несколькими версиями о том, что произошло, такие версии,
как правило, уже имеются у следствия или дознания по окончании осмотра места
происшествия Изучая труп и повреждения на нем применительно к конкретным версиям
судебный медик может четко исключить или подтвердить следственные версии. При
сложных дорожно-транспортных происшествиях версионная постановка задач перед
судебным медиком предпочтительнее.
Третья составляющая — осмотр транспортного средства,
предполагаемого в качестве участника происшествия. Это действие практически
всегда может быть проведено с участием судебного медика Целесообразнее будет
привлечь к осмотру медика, проводившего исследование трупа в морге. Он сможет
лучше увязать характер повреждений и следов-наложений на трупе с характером
повреждений и следов-наложений на транспортном средстве.
Качественное проведение всех трех действий позволит
достоверно решить задачу возможности или исключения контактного взаимодействия
транспортного средства и тела жертвы
При различных механизмах транспортной травмы судебными
медиками могут быть выявлены и исследованы самые разнообразные повреждения. Вот
некоторые из них.
При ударе бампером или иными выступающими частями автомобиля
по ногам человека возникают значительные кровоизлияния в мягкие ткани, в
частности в мышечную ткань, и так называемый бампер-перелом (рис)

При ударе человека автомобилем, движущимся со скоростью
50-60 км в час и более, тело после удара отбрасывается со значительным
ускорением, вследствие этого наблюдается даже потеря обуви жертвой Падение на
поверхность дороги и скользящее движение по ней вызывает образование
множественных следов скольжения на одежде и поверхностных тканях тела Следы
скольжения хорошо отображаются и на подошвах обуви, по ним можно даже
определить, в каком положение были ноги в момент удара транспортного средства по
телу жертвы Например, если в момент удара человек стоял на месте, то следы
скольжения будут на обеих подошвах почти на всей их поверхности Если же он
бежал, и в момент удара поднял одну из ног, то следы скольжения будут только на
опорной ноге.
Удар по голове жертвы движущимся транспортом, или удар
головой о твердую поверхность при падении вызывают оскольчатые переломы
черепа
При неожиданном ударе автомобилем непосредственно по телу
жертвы или автомобилем по автомобилю у жертв происшествия возникают повреждения
шейного отдела позвоночника от резкого его сгибания или разгибания.
При так называемом переезде автотранспорта через тело жертвы
возникает комплекс повреждений, характерный для этого механизма травмирования.
Во-первых, образуются кровоизлияния, отображающие рисунок протектора колес,
во-вторых, образуются отслоения кожи и иных тканей в виде карманов, заполненных
кровью, в-третьих, возникают следы волочения тела в виде обширных ссадин При
перекатывании колеса через грудную или брюшную область имеют место разрывы и
раздавливания внутренних органов. При таком же воздействии на голову остаются:
значительная ее деформация, оскольчатые переломы костей черепа и раздавливание
мозга.
Травма водителя внутри салона автомобиля при ударе о преграду
характеризуется комплексом повреждений, возникающих от действия рулевого колеса,
панели приборов и лобового стекла в виде ушибов и сдавлений грудной клетки и
живота, сопровождающихся переломами ребер, разрывами внутренних органов. От
лобового стекла повреждения в виде кровоподтеков, ран и ссадин локализуются на
лице и голове
При различных механизмах автотравмы возникают комплексы
повреждений, в той или иной степени характерные для конкретного механизма.
Лабораторные методы исследования при автотравме в принципе аналогичны тем,
которые используются при других видах повреждений от тупых орудий.
Необходимость тех или иных исследований определяется как следователем при
консультации с судебным медиком, так и судебным медиком в ходе исследования
трупа в морге. Решить все вопросы, возникающие при расследовании автотравмы без
использования лабораторных методов исследования, практически невозможно.
Дорожно-транспортное происшествие, чаще всего бывает
несчастным случаем. Но иногда, такого рода происшествия могут быть
самоубийствами и убийствами. Разобраться, к какому роду относится
насильственная смерть, в каждом конкретном случае обязанность следствия.
Судебный медик может оказать лишь посильное содействие в этом вопросе. В
частности, достаточно легко можно отличить автотравму, причиненную мертвому
человеку, от прижизненной, что важно в случаях, когда производится сокрытие
убийства путем подклады-вания тела жертвы под движущийся транспорт. В каждом
конкретном случае, когда возникает необходимость дифференцировать несчастный
случай от убийства или самоубийства, следствию необходимо консультироваться с
судебными медиками. Анализ материалов дела с позиций дифференциации рода смерти
при участии судебного медика может быть более эффективным, нежели без него.
Сходные ситуации могут возникнуть и при других видах транспортной травмы,
возможности судебного медика и в этих случаях будут аналогичны описанным
выше.
Постановка вопросов перед судебным медиком при расследовании
дорожно-транспортных происшествий во многом аналогична тому, как это делается в
случаях других видов тупой травмы. Однако имеются и определенные особенности. А
именно, при дифференцировании различных вариантов механизма получения
автотравмы лучше ставить перед судебным медиком вопрос таким образом, чтобы он
выбирал на основе своих познаний один из механизмов травмирования как наиболее
вероятный, а другие варианты отклонил. Например, традиционный вопрос: «Каков
механизм причинения повреждений, имеющихся на трупе?», лучше заменить вопросом:
«При каком механизме взаимодействия транспортного средства и тела жертвы
возникли обнаруженные на трупе повреждения: при ударе передней частью автомобиля
с последующим отбрасыванием тела в сторону или при ударе и дальнейшем переезде
колесами?» Следователь или дознаватель могут по материалам осмотра места
происшествия и показаниям свидетелей выдвинуть несколько вариантов версии о
механизме происшествия, а судебный медик поможет дифференцировать их с учетом
повреждений на теле и одежде жертвы, а также с учетом данных, полученных им при
осмотре транспортного средства. При дорожно-транспортных происшествиях часто
возникает необходимость комплексного исследования одних и тех же вещественных
доказательств специалистами разных экспертных направлений. Поэтому в таких
делах, в случае необходимости, целесообразно назначать комплексные экспертизы,
в частности комплексную медико-автотехническую или
медико-криминалистическую.
Как уже говорилось, многообразие видов транспортных средств
порождает многообразие видов транспортной травмы, которая напрямую зависит от
свойств повреждающего фактора. Остановимся на особенностях некоторых других
транспортных травм.