Перейти к содержанию
  • Бесплатная консультация юриста
  • Бесплатная консультация юриста
  • Бесплатная консультация юриста

Многопартийность в России. Назад в будущее.


Форс-мажор

Рекомендуемые сообщения

«МНОГОПАРТИЙНОСТЬ В РОССИИ: ЗЛО ИЛИ БЛАГО»

Многопартийность в России – Зло или Благо? Каждый человек смотрит на этот вопрос со своей позиции. Каждый придерживается своего мнения, опираясь на известные ему факты. И чем актуальнее поставлен вопрос, тем больше аудитории он охватит.

Меня волнует проблема восприятия современной многопартийности в стране среди ее граждан. Чем же она является? Злом? или Благом? На этот вопрос сегодня я попытаюсь ответить.

Мне иногда представляется, что в нашей стране в принципе этот вопрос давно уже решен: есть даже такое метафорическое выражение, что многопартийность для нее является и тем и другим. Я имею в виду, прежде всего, тот факт, что количество партий и группировок, которые принимают участие в выборах, начиная с конца 90-х г.г. давно перевалило за сотню. В Минюсте зарегистрировано уже почти полторы стони политических партий. Проблема, однако, заключается в другом, а именно, в том, что в Думе представлено только несколько партий. И в результате мы не знаем, в каком состоянии пребывают те остальные, которые развертывают свою деятельность только в период выборов. Но меня в данный момент интересуют даже не статистика или персоналии, а, прежде всего, те новые витки законодательства, которые связаны с изменением конфигурации российского политического поля. Возникают вполне естественные вопросы. Для чего все это делается? Для чего постоянно меняется законодательство о политических партиях? Для чего меняется алгоритм выборов, каким образом это соотносится с общими тенденциями развития и эволюции нашей социально-политической системы? В этом смысле тема, для обсуждения, уже риторической не кажется. То есть необходимо представить себе, какая партийная система в настоящее время сложилась у нас. И вообще, можем ли мы говорить о существовании в России какой-то устойчивой системы, которую нужно реформировать в том или ином направлении. Мне представляется, что за последние 16 лет Россия с точки зрения формирования партийной системы эволюционирует от однопартийной модели, характерной когда-то для СССР и для большинства других социалистических стран, в сторону системы с доминирующей политической партией (в настоящее время на эту роль претендует партия «Единая Россия»). По отношению к этой доминирующей партии, если взять некоторые этапы эволюции других политических партий, к сожалению, даже коммунистическая партия выполняет при существующем раскладе политических сил весьма двойственную роль, эволюционируя от системной оппозиции, которая достаточно глубоко интегрировалась в существующую политическую систему, до вполне формальной роли оппозиции официальной, остающейся, таким образом, эфемерной. Но, скорее всего, она будет выполнять те же функции на парламентском уровне, которые выполняет и ЛДПР, хотя, конечно, между этими партиями ничего общего нет.

В настоящее время всем известно, что возникла перспектива формирования коалиционной оппозиции, куда входят КПРФ, «Родина», «Яблоко» и более радикальные группировки, типа нацболов. Таким образом, с точки зрения потенциального развития политического процесса и конфигурации политической системы речь идет о потенциальном политическом конфликте. В условиях перманентного системного кризиса этот конфликт может подорвать шаткую монополию пропрезидентской партии и привести к изменениям не только сложившейся политико-экономической системы, но, естественно, изменить конфигурации российской политики. В принципе, такой возможности с порога отвергать нельзя, поскольку ситуация в России постоянно грозит оказаться совершенно непредсказуемой.

Хотя российская ситуация является уникальной, тем не менее за почти четверть века реформаторских усилий, предпринимавшихся сменяющими друг друга элитами (даже если брать последние 8 лет!) уже абсолютно четко обнаружился алгоритм развития политической системы. Сформирован механизм так называемой «управляемой демократии»: в центре механизма находится режим номенклатурного управления и нынешняя номенклатура, номенклатура нового поколения.

В области партийного строительства, если можно говорить о каком-либо партийном строительстве, партия власти обычно ориентируется на раскол оппозиционных сил и постоянное возведение барьеров, препятствующих избранию в Государственную Думу людей, способных предложить программу выхода из исторического тупика. Последняя новация «партии власти» — установление 7-процентного барьера как раз и показывает, что механизм «управляемой демократии» нуждается в постоянных законодательных ловушках и пиаровской подпитке.

Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть целый ряд параметров внутреннего и внешнего порядка. Прежде всего, необходимо предварительно ответить и на другой вопрос: а существует ли в современной России политика как таковая? Идеальный алгоритм политики, который всем известен, заключается в том, что функционирование политических институтов и необходимое для их функционирования количество информации должны обеспечивать возможность рационального выбора в политике. Конечно, в плане научного анализа перед нашими глазами постоянно должны находиться какие-то параллели для того, чтобы понять: либо Россия вписывается в какие-то парадигмы, которые возникли прежде, либо российская ситуация действительно является уникальной.

Нам хорошо известны примеры тех трансформаций, которые происходили когда-то в Португалии, Испании, Греции, а затем в посткоммунистических странах, то есть странах Центральной и Восточной Европы. Известно, что все эти страны вступили в ЕС и НАТО и уже вписались в либерально-демократическое пространство, правда, со свойственными этому интеграционному процессу немалыми трудностями, противоречиями и проблемами. Что определяет конфигурацию этого пространства? Прежде всего, речь должна идти о приверженности модели сильного либерального государства, концепции правового государства, когда государство, помимо всего прочего, активно развивает социальные программы и перераспределяет налоги в пользу наименее защищенных слоев. По этому пути пошли и Испания, и Греция. Португалия тоже стремится идти по этому пути, тем не менее последние опросы в Португалии показали, что 46 % населения считают, что они живут в бедности.

Необходимо выделить еще целый ряд параметров. В ближайшей перспективе стабилизация политического процесса в России вряд ли возможна. Даже при наиболее благоприятных раскладах, вызванных сменой экономического курса, России грозит опасность вновь встать на путь так называемой «догоняющей модернизации», дабы окончательно избежать превращения в колониальную страну, в сырьевой придаток развитых стран.

Другой важный параметр, который надо всегда учитывать, связан с резкой критикой российской социально-политической системы за рубежом. Если зайти в Интернет и просмотреть материалы, которые вывешены на сайтах международных неправительственных организаций типа Human Rights Watch или Международная ассоциация прав человека, Amnesty International и многих других, то можно сразу прийти к выводу о том, что почти все эксперты этих международных организаций постоянно подчеркивают следующие главные тенденции развития политической системы России: во-первых, рост авторитаризма; во-вторых, формирование на последних парламентских выборах однопартийной системы (или системы с монопольной партией) и ликвидация демократических свобод, завоеванных в 1990-х годах. Далее, это ликвидация независимых СМИ и угроза лишения свободы слова абсолютного большинства граждан. Четвертый момент, который подчеркивают международные наблюдатели, — систематическое нарушение прав человека по всем параметрам: экономическим, социальным и политическим. Наконец, пятый параметр, на котором постоянно останавливаются иностранные наблюдатели, это — отсутствие независимой судебной власти. Согласно мнению представителей международных организаций, по уровню коррумпированности Российская Федерация занимает «почетное место» наряду с Габоном, Индией, Мозамбиком, Непалом и Танзанией, то есть из 146 мест — 96-е место; наиболее благополучными считаются Финляндия, Новая Зеландия, Дания и Исландия. По показателям демократичности Российская Федерация ни разу, с точки зрения международных опросов и экспертиз, не вошла в верхнюю половину, но все время продолжает находиться в числе стран «третьего эшелона». Постоянно указываются и другие очень серьезные моменты. Это, во-первых, резкое падение такого института, как семья. В России ежегодно, по данным 2007–2008 гг., 14 тысяч женщин погибают в семьях от грубого и бесчеловечного обращения. Далее следует рост наркомании, ксенофобии, политического экстремизма. Вопрос уже заключается в другом — насколько все это выгодно правящей политической элите. Таким образом, общий вывод международных экспертов единодушен: в России фактически уничтожен политический плюрализм и сформирована однопартийная система, возникла явно выраженная ориентация на формирование авторитарного режима. Вот каковы выводы международных экспертов.

Что касается внутренних опросов (например опросы ВЦИОМ, которые недавно были опубликованы в «Огоньке»), 47% российского населения считают, что страна находится в критическом состоянии, 11% утверждают, что мы уже давно вошли в круг стран «третьего мира» и т. д., только 4% утверждают, что мы живем в демократическом государстве. Если мы соединим результаты международных и отечественных экспертиз, то вывод напрашивается сам собой: те новации, которые осуществляются в связи с принятием нового закона о выборах, должны быть так или иначе сопоставлены с теми изменениями российского политического ландшафта, которые постоянно фиксируются международными наблюдателями и политологами.

Я буду в заключении достаточно краток и обрисую лишь некоторые сценарии эволюции политической системы и партийной конфигурации, которые, до известной степени, можно предсказать. На мой взгляд, далеко не случайно, что изменение механизма парламентских выборов совпало одновременно с отменой института выборности губернаторов. Избранным прежде губернаторам партии, в общем-то, были не нужны, поскольку губернаторы предпочитали, выходя на выборы (за немногими исключениями, характерными для «красных» регионов), выступать в качестве независимых выразителей интересов всего населения. Такая позиция облегчала формирование региональных политических режимов. Теперь же назначение на губернаторские посты ставленников президентской администрации сделало неизбежным и новый виток мимикрии. Об этом свидетельствует набирающий скорость процесс перехода новоиспеченных губернаторов на позиции Единой России. На местах губернаторы будут опираться на пропрезидентский партийный аппарат и будут одновременно обеспечивать условия победы той же самой Единой России по партийным спискам в соответствующих регионах, широко используя административный ресурс. Таким образом, усилится тенденция закрепления вертикали власти и создаваемого администрацией Путина бюрократического, авторитарного режима. Возникает, следовательно, тенденция к сокращению региональных партийных клиентел, которые подпадут под контроль президентской администрации; тем самым будет воздвигнута новая препона уже на региональном уровне в отношении партийного плюрализма. В этих условиях президентская администрация и Единая Россия, опираясь на закон о выборах, будут стремиться имитировать какую-то двухпартийную систему, которая на самом деле в России не может пока сложиться. Введение пропорциональной системы выборов по партийным спискам в условиях монополии одной партии и назначения губернаторов, отсутствия местного самоуправления приведут лишь к усилению административного ресурса, PR-технологий, направленных на укрепление уже созданного авторитарного режима. Те же партии, которые играли роль «системной оппозиции», то есть ЛДПР и КПРФ — будут стремительно распадаться. Россия, конечно, войдет в новую полосу стагнации с непредсказуемыми последствиями.

Разумеется, существует и другая альтернатива: в условиях углубляющегося экономического и социального кризиса оппозиционные силы, опираясь на рост массового недовольства и массовых выступлений, могут оказаться способными сформировать альтернативную программу; тогда политическое развитие будет определяться, с одной стороны, способностью правящей партии раскалывать оппозиционные ряды. Эта способность «партии власти» была хорошо доказана расколом КПСС (Семигин против Зюганова), а также расколом «Родины» (Рогозин против Глазьева). С другой стороны, ситуация будет определяться способностью оппозиции преодолеть разногласия во имя реализации альтернативной программы.

Удалов Юрий Александрович

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да нет почему, думаю что не только мне будет интерес взгляд простого обывателя на отсутствие какой либо оппозиции в стране.

Это случаем не с сайта "Эхо Москвы" спёрто ? У них там тоже такая передачка кажется есть : "Назад в будущее".

Вообще же государство сейчас обеспокоилось тем, что есть ЕР де-факто (про ЛДПР, КПРФ и кто там еще то черт их возьми ? умалчивается), а де-юре нет никакой, заметьте не произносится оппозиционной (не любят они это слово), а альтернативной партии и оно, государство (ну кудесники), готово само же себе альтернативу и создать.

Да весьма вероятно, что на фоне эконом. и соц. кризиса, будет создана некая общность, единение из нескольких партий с коллегиальной формой правления, о чем собственно недавно говорил Борис Немцов выступая недавно по схожей теме в передаче на радиостанции "Эхо Москвы".

На деле же мы видели явный раскол, кому по пути, а кто предпочел остаться в стороне. Кандидатура Медведева была предложена и ЕР и Гражданской силой и рядом других партий, фактически на мой взгляд это значило одно - есть ЕР с реальными властным преимуществом и более нет никого ибо "кишка тонка" - проще и доступнее тут и не скажешь, извините.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

демократия - диктатура демократов (Русское радио). Жаль, что электорат быдло. Я много лет участвую в выборах и если раньше после выборов мне было стыдно жить в этой стране, то после президентских, мне в ней жить не хочется

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот уже сегодня Дмитрию Анатольевичу корочку вручили...70*100 мм с гербом и надписью "Президент Российской Федерации". Завтра вступит в должность, тут же первым делом назначит Путина премьером, Зубкова возможно вице-премьером и все, можно сказать передача власти состоялась, кабинет министров и прочие формальности скорее всего пройдут быстро и незаметно и врядли кардинально поменяются...

Я что хочу сказать. Административная реформа провалилась, но это хрен бы с ним. Помоему грядёт социальная напряжённость. Все дорожает, жилье непомерных бабок стоит. Партия которую возглавил ВВ туда не вступая неизвестно для кого существует и чем занимается... Мы платим за все уже почти столько же сколько и граждане других стран, нас кормят байками что будет лучше, а лучше не становится, а если нет разницы зачем платить больше? Под марку всеобщего роста цен, естественные монополии решили выжать из населения все соки и принести акционерам сверхприбыли. Налоги уходят непонятно куда...Мы не то чтобы лояльны к государству, а оно к нам, мы к друг другу совершенно наплевательски относимся и позволяем делать что угодно с собой. Кто может, давно из этой страны уезжает. А кто не может...В общем увы мы самое обыкновенное и терпеливое быдло, которое стерпит все, которое заболтают...которому дадут жвачку в телевизоре и оно не выйдет на улицу с лозунгом, ибо тогда выйдет на улицу ОМОН с дубинками и автоматами и не поздоровится ему (народу) тогда... Первые лица государства строят авторитарный режим, но увы даже это тщетно, оно лишь все более удаляется от народа...И очень слабо верится, что после 7 и 9 мая, после всех этих помпезностей, наши государи-правители засучив рукава примутся спасать свой народ...Оно уже например одобрило рост тарифов естественных монополий, заверив что это никак не скажется на большинстве семей...Однако на деле они везде будут разными и многим семьям придется пересмотреть свой семейный бюджет и похудеть... А правительство всегда крайнего найдет и спустя некоторое время тихонько и молча все замнет. Все забудится. В общем товарищи...жить стало лучше, жить стало веселей! :ditsch:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...
«МНОГОПАРТИЙНОСТЬ В РОССИИ: ЗЛО ИЛИ БЛАГО»

Многопартийность в России – Зло или Благо? Каждый человек смотрит на этот вопрос со своей позиции. Каждый придерживается своего мнения, опираясь на известные ему факты. И чем актуальнее поставлен вопрос, тем больше аудитории он охватит.

Меня волнует проблема восприятия современной многопартийности в стране среди ее граждан. Чем же она является? Злом? или Благом? На этот вопрос сегодня я попытаюсь ответить.

Мне иногда представляется, что в нашей стране в принципе этот вопрос давно уже решен: есть даже такое метафорическое выражение, что многопартийность для нее является и тем и другим. Я имею в виду, прежде всего, тот факт, что количество партий и группировок, которые принимают участие в выборах, начиная с конца 90-х г.г. давно перевалило за сотню. В Минюсте зарегистрировано уже почти полторы стони политических партий. Проблема, однако, заключается в другом, а именно, в том, что в Думе представлено только несколько партий. И в результате мы не знаем, в каком состоянии пребывают те остальные, которые развертывают свою деятельность только в период выборов. Но меня в данный момент интересуют даже не статистика или персоналии, а, прежде всего, те новые витки законодательства, которые связаны с изменением конфигурации российского политического поля. Возникают вполне естественные вопросы. Для чего все это делается? Для чего постоянно меняется законодательство о политических партиях? Для чего меняется алгоритм выборов, каким образом это соотносится с общими тенденциями развития и эволюции нашей социально-политической системы? В этом смысле тема, для обсуждения, уже риторической не кажется. То есть необходимо представить себе, какая партийная система в настоящее время сложилась у нас. И вообще, можем ли мы говорить о существовании в России какой-то устойчивой системы, которую нужно реформировать в том или ином направлении. Мне представляется, что за последние 16 лет Россия с точки зрения формирования партийной системы эволюционирует от однопартийной модели, характерной когда-то для СССР и для большинства других социалистических стран, в сторону системы с доминирующей политической партией (в настоящее время на эту роль претендует партия «Единая Россия»). По отношению к этой доминирующей партии, если взять некоторые этапы эволюции других политических партий, к сожалению, даже коммунистическая партия выполняет при существующем раскладе политических сил весьма двойственную роль, эволюционируя от системной оппозиции, которая достаточно глубоко интегрировалась в существующую политическую систему, до вполне формальной роли оппозиции официальной, остающейся, таким образом, эфемерной. Но, скорее всего, она будет выполнять те же функции на парламентском уровне, которые выполняет и ЛДПР, хотя, конечно, между этими партиями ничего общего нет.

В настоящее время всем известно, что возникла перспектива формирования коалиционной оппозиции, куда входят КПРФ, «Родина», «Яблоко» и более радикальные группировки, типа нацболов. Таким образом, с точки зрения потенциального развития политического процесса и конфигурации политической системы речь идет о потенциальном политическом конфликте. В условиях перманентного системного кризиса этот конфликт может подорвать шаткую монополию пропрезидентской партии и привести к изменениям не только сложившейся политико-экономической системы, но, естественно, изменить конфигурации российской политики. В принципе, такой возможности с порога отвергать нельзя, поскольку ситуация в России постоянно грозит оказаться совершенно непредсказуемой.

Хотя российская ситуация является уникальной, тем не менее за почти четверть века реформаторских усилий, предпринимавшихся сменяющими друг друга элитами (даже если брать последние 8 лет!) уже абсолютно четко обнаружился алгоритм развития политической системы. Сформирован механизм так называемой «управляемой демократии»: в центре механизма находится режим номенклатурного управления и нынешняя номенклатура, номенклатура нового поколения.

В области партийного строительства, если можно говорить о каком-либо партийном строительстве, партия власти обычно ориентируется на раскол оппозиционных сил и постоянное возведение барьеров, препятствующих избранию в Государственную Думу людей, способных предложить программу выхода из исторического тупика. Последняя новация «партии власти» — установление 7-процентного барьера как раз и показывает, что механизм «управляемой демократии» нуждается в постоянных законодательных ловушках и пиаровской подпитке.

Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть целый ряд параметров внутреннего и внешнего порядка. Прежде всего, необходимо предварительно ответить и на другой вопрос: а существует ли в современной России политика как таковая? Идеальный алгоритм политики, который всем известен, заключается в том, что функционирование политических институтов и необходимое для их функционирования количество информации должны обеспечивать возможность рационального выбора в политике. Конечно, в плане научного анализа перед нашими глазами постоянно должны находиться какие-то параллели для того, чтобы понять: либо Россия вписывается в какие-то парадигмы, которые возникли прежде, либо российская ситуация действительно является уникальной.

Нам хорошо известны примеры тех трансформаций, которые происходили когда-то в Португалии, Испании, Греции, а затем в посткоммунистических странах, то есть странах Центральной и Восточной Европы. Известно, что все эти страны вступили в ЕС и НАТО и уже вписались в либерально-демократическое пространство, правда, со свойственными этому интеграционному процессу немалыми трудностями, противоречиями и проблемами. Что определяет конфигурацию этого пространства? Прежде всего, речь должна идти о приверженности модели сильного либерального государства, концепции правового государства, когда государство, помимо всего прочего, активно развивает социальные программы и перераспределяет налоги в пользу наименее защищенных слоев. По этому пути пошли и Испания, и Греция. Португалия тоже стремится идти по этому пути, тем не менее последние опросы в Португалии показали, что 46 % населения считают, что они живут в бедности.

Необходимо выделить еще целый ряд параметров. В ближайшей перспективе стабилизация политического процесса в России вряд ли возможна. Даже при наиболее благоприятных раскладах, вызванных сменой экономического курса, России грозит опасность вновь встать на путь так называемой «догоняющей модернизации», дабы окончательно избежать превращения в колониальную страну, в сырьевой придаток развитых стран.

Другой важный параметр, который надо всегда учитывать, связан с резкой критикой российской социально-политической системы за рубежом. Если зайти в Интернет и просмотреть материалы, которые вывешены на сайтах международных неправительственных организаций типа Human Rights Watch или Международная ассоциация прав человека, Amnesty International и многих других, то можно сразу прийти к выводу о том, что почти все эксперты этих международных организаций постоянно подчеркивают следующие главные тенденции развития политической системы России: во-первых, рост авторитаризма; во-вторых, формирование на последних парламентских выборах однопартийной системы (или системы с монопольной партией) и ликвидация демократических свобод, завоеванных в 1990-х годах. Далее, это ликвидация независимых СМИ и угроза лишения свободы слова абсолютного большинства граждан. Четвертый момент, который подчеркивают международные наблюдатели, — систематическое нарушение прав человека по всем параметрам: экономическим, социальным и политическим. Наконец, пятый параметр, на котором постоянно останавливаются иностранные наблюдатели, это — отсутствие независимой судебной власти. Согласно мнению представителей международных организаций, по уровню коррумпированности Российская Федерация занимает «почетное место» наряду с Габоном, Индией, Мозамбиком, Непалом и Танзанией, то есть из 146 мест — 96-е место; наиболее благополучными считаются Финляндия, Новая Зеландия, Дания и Исландия. По показателям демократичности Российская Федерация ни разу, с точки зрения международных опросов и экспертиз, не вошла в верхнюю половину, но все время продолжает находиться в числе стран «третьего эшелона». Постоянно указываются и другие очень серьезные моменты. Это, во-первых, резкое падение такого института, как семья. В России ежегодно, по данным 2007–2008 гг., 14 тысяч женщин погибают в семьях от грубого и бесчеловечного обращения. Далее следует рост наркомании, ксенофобии, политического экстремизма. Вопрос уже заключается в другом — насколько все это выгодно правящей политической элите. Таким образом, общий вывод международных экспертов единодушен: в России фактически уничтожен политический плюрализм и сформирована однопартийная система, возникла явно выраженная ориентация на формирование авторитарного режима. Вот каковы выводы международных экспертов.

Что касается внутренних опросов (например опросы ВЦИОМ, которые недавно были опубликованы в «Огоньке»), 47% российского населения считают, что страна находится в критическом состоянии, 11% утверждают, что мы уже давно вошли в круг стран «третьего мира» и т. д., только 4% утверждают, что мы живем в демократическом государстве. Если мы соединим результаты международных и отечественных экспертиз, то вывод напрашивается сам собой: те новации, которые осуществляются в связи с принятием нового закона о выборах, должны быть так или иначе сопоставлены с теми изменениями российского политического ландшафта, которые постоянно фиксируются международными наблюдателями и политологами.

Я буду в заключении достаточно краток и обрисую лишь некоторые сценарии эволюции политической системы и партийной конфигурации, которые, до известной степени, можно предсказать. На мой взгляд, далеко не случайно, что изменение механизма парламентских выборов совпало одновременно с отменой института выборности губернаторов. Избранным прежде губернаторам партии, в общем-то, были не нужны, поскольку губернаторы предпочитали, выходя на выборы (за немногими исключениями, характерными для «красных» регионов), выступать в качестве независимых выразителей интересов всего населения. Такая позиция облегчала формирование региональных политических режимов. Теперь же назначение на губернаторские посты ставленников президентской администрации сделало неизбежным и новый виток мимикрии. Об этом свидетельствует набирающий скорость процесс перехода новоиспеченных губернаторов на позиции Единой России. На местах губернаторы будут опираться на пропрезидентский партийный аппарат и будут одновременно обеспечивать условия победы той же самой Единой России по партийным спискам в соответствующих регионах, широко используя административный ресурс. Таким образом, усилится тенденция закрепления вертикали власти и создаваемого администрацией Путина бюрократического, авторитарного режима. Возникает, следовательно, тенденция к сокращению региональных партийных клиентел, которые подпадут под контроль президентской администрации; тем самым будет воздвигнута новая препона уже на региональном уровне в отношении партийного плюрализма. В этих условиях президентская администрация и Единая Россия, опираясь на закон о выборах, будут стремиться имитировать какую-то двухпартийную систему, которая на самом деле в России не может пока сложиться. Введение пропорциональной системы выборов по партийным спискам в условиях монополии одной партии и назначения губернаторов, отсутствия местного самоуправления приведут лишь к усилению административного ресурса, PR-технологий, направленных на укрепление уже созданного авторитарного режима. Те же партии, которые играли роль «системной оппозиции», то есть ЛДПР и КПРФ — будут стремительно распадаться. Россия, конечно, войдет в новую полосу стагнации с непредсказуемыми последствиями.

Разумеется, существует и другая альтернатива: в условиях углубляющегося экономического и социального кризиса оппозиционные силы, опираясь на рост массового недовольства и массовых выступлений, могут оказаться способными сформировать альтернативную программу; тогда политическое развитие будет определяться, с одной стороны, способностью правящей партии раскалывать оппозиционные ряды. Эта способность «партии власти» была хорошо доказана расколом КПСС (Семигин против Зюганова), а также расколом «Родины» (Рогозин против Глазьева). С другой стороны, ситуация будет определяться способностью оппозиции преодолеть разногласия во имя реализации альтернативной программы.

Удалов Юрий Александрович

СПАСИБО СПАСИБО СПАСИБО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОЕ МНЕНИЕ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...