Комментарии к законам

ВОДНЫЙ НАЛОГ: КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 25.2 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЗАО Юстицинформ, 2006)



РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(введена Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 83-ФЗ)
(постатейный)
И.К. ЗОЛОТАРЕВА
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Золотарева Ирина Константиновна, консультант отдела налогов и доходов от использования природных ресурсов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Водному кодексу Российской Федерации (далее - ВК РФ) использование водных объектов представляет собой получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц, а пользование водными объектами (водопользование) - это юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов. При этом пользование водными объектами является платным.
На момент вступления в силу в 1995 г. ВК РФ плата за пользование водными объектами взималась в виде платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Данная плата взималась в порядке, установленном письмом Министерства финансов Российской Федерации от 27 мая 1991 г. N 16/111 "Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду". В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" она относилась к региональным налогам, устанавливалась законодательными актами Российской Федерации и взималась на всей ее территории. Конкретные ставки платы определялись законами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не было установлено законодательными актами Российской Федерации.
Плательщиками платы за воду признавались промышленные предприятия (объединения), включая предприятия теплоэнергетики, независимо от форм собственности, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие самостоятельный баланс и являющиеся юридическими лицами.
Плательщики вносили в бюджет плату за воду, забираемую для собственных нужд, независимо от того, поступает эта вода непосредственно из водохозяйственных систем (поверхностных или подземных источников), от других промышленных предприятий или от предприятий коммунального хозяйства.
При получении воды от поставщиков (других промышленных предприятий, предприятий коммунального хозяйства и т.п.) промышленные предприятия не только перечисляли плату в бюджет за воду, но и оплачивали поставщикам услуги по подаче воды.
Промышленные предприятия и предприятия теплоэнергетики, использующие для нужд охлаждения агрегатов оборотные системы водоснабжения, плату в бюджет вносили только за воду, забираемую из водохозяйственных систем, которая идет на подпитку указанной системы водоснабжения. При прямоточной системе охлаждения плата в бюджет вносилась за весь объем охлаждающей воды.
Не вносилась плата за воду: отпускаемую плательщиками платы за воду другим потребителям; забираемую рыбоводными заводами и прудовыми хозяйствами; забираемую не из системы водоснабжения промышленного предприятия состоящими на его балансе службами; за подземные лечебные минеральные и теплоэнергетические воды, подземные промышленные воды, используемые в качестве сырья для извлечения содержащихся в них полезных компонентов, а также за подземные воды, которые извлекаются из недр попутно с добычей полезных ископаемых или в целях предотвращения (ликвидации) вредного воздействия этих вод (подтопления, затопления, засоления, заболачивания и др.); за морскую воду, к которой относится вода, забираемая как непосредственно из акваторий морей, так и из устьев участков рек, гаваней, заливов, если вода в них по солевому составу не соответствует нормам ПДК, устанавливаемым для поверхностных вод суши.
Расчет платы осуществлялся по Тарифам, утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по ценам от 14 октября 1988 г. N 551 в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 14 июня 1988 г. N 741.
Тарифы на воду устанавливались на 1 куб. м забранной воды. За сверхлимитный забор воды плата взималась в пятикратном размере, в том числе и по предприятиям теплоэнергетики, потребляющим воду не на нужды охлаждения агрегатов.
К указанным Тарифам ежегодно устанавливались повышающие коэффициенты.
Плата за воду вносилась ежемесячно или ежеквартально в зависимости от объема забора воды и размера суммы платы, в соответствии с установленным лимитом или по факту забора воды.
Действующая система платежей за пользование водными объектами сформировалась в 1998 г. после введения в действие Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", подготовленного в целях совершенствования налоговой системы налоговой системы Российской Федерации. Данным Законом плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, была заменена платой за пользование водными объектами.
Плательщиками платы за пользование водными объектами были признаны не только промышленные предприятия, но и все организации и индивидуальные предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Первоначально указанный Федеральный закон не распространялся на забор (добычу) вод из подземных источников, поскольку за забор вышеуказанных вод уплачивались платежи за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, установленные Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах". С 1 января 2002 г. вступила в силу гл. 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) "Налог на добычу полезных ископаемых", в соответствии с которой, налогом на добычу полезных ископаемых стал облагаться только забор (добыча) минеральных, термальных и промышленных вод. Вопросы платности за использование водных объектов для других целей регулируются Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами".
Указанным Законом установлен объект платы за пользование водными объектами, а также определен перечень видов водопользования, не признаваемых объектом обложения этой платой. Платежной базой признается объем забранной воды, объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водными объектами без забора воды, площадь акватории используемых водных объектов и объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты. Установлены предельные ставки за пользование водными объектами по видам водопользования.
Минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных Законом, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам установлены сначала Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 1998 г. N 818 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам", затем Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2001 г. N 826 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам".
Конкретные ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов утверждаются законодательными органами субъектов Российской Федерации. Именно с момента утверждения законодательными органами субъектов Российской Федерации конкретных ставок платы водопользователи обязаны исчислять и уплачивать в бюджет плату за пользование водными объектами.
При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).
На момент принятия Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" плата за пользование водными объектами зачислялась в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 40 и 60% соответственно. При этом устанавливалось, что не менее 50% средств направляется на восстановление и охрану водных объектов. С 2002 г. данный налог в размере 100% зачислялся в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Законом было закреплено право законодательных органов субъектов Российской Федерации устанавливать льготы по плате за пользование водными объектами для отдельных категорий плательщиков в пределах сумм, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
Однако учитывая, что плата за пользование водными объектами на основании Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отнесена к налоговым платежам, а налог в соответствии с частью первой НК РФ может быть установлен только законодательством о налогах и сборах, был принят Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации". Указанным Законом разд. VIII части второй НК РФ дополнен гл. 25.2 "Водный налог". В соответствии со ст. 13 НК РФ водный налог отнесен к федеральным налогам. Это значит, что субъекты Российской Федерации уже не вправе изменить то, что установлено гл. 25.2.
Как показала практика исчисления и взимания платы за пользование водными объектами, каких-либо серьезных неразрешимых проблем по данному вопросу не возникло. Поэтому глава "Водный налог" естественным образом повторяет структуру и содержание Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".
В главе предусмотрены необходимые для установления основные элементы налога, определены специфические ставки налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам, исключены отдельные налоговые льготы, установленные действующим законодательством о плате за пользование водными объектами. Из объекта налогообложения исключен такой вид пользования водными объектами, как сброс сточных вод в водные объекты. В целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки водного налога за забор воды из водных объектов на сумму, соответствующую поступлениям от платы за сброс сточных вод.
В связи с принятием главы "Водный налог" Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" (с изм. и доп.) признается недействующим.
31 июля 1998 года N 146-ФЗ
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Принят
Государственной Думой
19 июля 2000 года
Одобрен
Советом Федерации
26 июля 2000 года
Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ
(введена Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ)

Статья 333.8. Налогоплательщики. Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 333.9. Объекты налогообложения. 1. Объектами налогообложения водным налогом (далее в настоящей главе - налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами (далее в настоящей главе - виды водопользования):

Статья 333.10. Налоговая база. 1. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

Статья 333.11. Налоговый период. Налоговым периодом признается квартал.

Статья 333.12. Налоговые ставки. 1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

Статья 333.13. Порядок исчисления налога. 1. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.

Статья 333.14. Порядок и сроки уплаты налога. 1. Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 настоящего Кодекса, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.

Статья 333.15. Налоговая декларация. 1. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

Статья 1. Раздел viii части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, n 32, ст. 3340, 3341; 2001, n 1, ст. 18; n 23, ст. 2289; n 33, ст. 3413, 3421, 3429; n 49, ст. 4564; n 53, ст. 5015; 2002, n 1, ст. 4; n 22, ст. 2026; n 30, ст. 3021, 3027, 3033; 2003, n 1, ст. 2, 6, 10, 11; n 19, ст. 1749; n 21, ст. 1958; n 22, ст. 2066; n 23, ст. 2174; n 26, ст. 2567; n 27, ст. 2700; n 28, ст. 2874, 2879, 2886; n 46, ст. 4444; n 50, ст. 4849; n 52, ст. 5030; 2004, n 15, ст. 1342) дополнить главой 25.2 следующего содержания: "Глава 25.2. Водный налог (приводится текст главы. - Прим. ред.).".

Статья 2. Установить, что к ставкам налога, установленным статьей 1 настоящего Федерального закона в части, касающейся дополнения подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, за забор воды из поверхностных водных объектов для технологических нужд в пределах установленных лимитов, в отношении налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, на период с 1 января по 31 декабря 2005 года включительно применяется коэффициент 0,85.

Статья 3. Утратила силу. - Федеральный закон от 30.12.2004 n 212-ФЗ.. Комментарий к статье 3

Статья 4. Признать утратившими силу с 1 января 2005 года:

Статья 5. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы платы за пользование водными объектами, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с ним.

Статья 6. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.




Вернутся в раздел Комментарии к законам