Комментарии к законам

Статья 333.12. Налоговые ставки. 1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:



1) при заборе воды из:
поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:
-------------------T-------------------T--------------------------¬
¦ Экономический ¦ Бассейн реки, ¦ Налоговая ставка в ¦
¦ район ¦ озера ¦ рублях за 1 тыс. куб. м ¦
¦ ¦ ¦ воды, забранной ¦
¦ ¦ +-------------T------------+
¦ ¦ ¦ из ¦ из ¦
¦ ¦ ¦поверхностных¦ подземных ¦
¦ ¦ ¦ водных ¦ водных ¦
¦ ¦ ¦ объектов ¦ объектов ¦
+------------------+-------------------+-------------+------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
L------------------+-------------------+-------------+-------------
Северный Волга 300 384
Нева 264 348
Печора 246 300
Северная Двина 258 312
Прочие реки и озера 306 378
Северо-Западный Волга 294 390
Западная Двина 288 366
Нева 258 342
Прочие реки и озера 282 372
Центральный Волга 288 360
Днепр 276 342
Дон 294 384
Западная Двина 306 354
Нева 252 306
Прочие реки и озера 264 336
Волго-Вятский Волга 282 336
Северная Двина 252 312
Прочие реки и озера 270 330
Центрально- Днепр 258 318
Черноземный Дон 336 402
Волга 282 354
Прочие реки и озера 258 318
Поволжский Волга 294 348
Дон 360 420
Прочие реки и озера 264 342
Северо-Кавказский Дон 390 486
Кубань 480 570
Самур 480 576
Сулак 456 540
Терек 468 558
Прочие реки и озера 540 654
Уральский Волга 294 444
Обь 282 456
Урал 354 534
Прочие реки и озера 306 390
Западно-Сибирский Обь 270 330
Прочие реки и озера 276 342
Восточно-Сибирский Амур 276 330
Енисей 246 306
Лена 252 306
Обь 264 348
Озеро Байкал 576 678
и его бассейн
Прочие реки и озера 282 342
Дальневосточный Амур 264 336
Лена 288 342
Прочие реки и озера 252 306
Калининградская Неман 276 324
область
Прочие реки и озера 288 336;
-------------------------------------------------------------------
территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:
-----------------------------------------T-----------------------¬
¦ Море ¦ Налоговая ставка в ¦
¦ ¦рублях за 1 тыс. куб. м¦
¦ ¦ морской воды ¦
L----------------------------------------+------------------------
Балтийское 8,28
Белое 8,40
Баренцево 6,36
Азовское 14,88
Черное 14,88
Каспийское 11,52
Карское 4,80
Лаптевых 4,68
Восточно-Сибирское 4,44
Чукотское 4,32
Берингово 5,28
Тихий океан (в пределах территориального 5,64
моря Российской Федерации)
Охотское 7,68
Японское 8,04;2) при использовании акватории:
поверхностных водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях:
---------------------------T-------------------------------------¬
¦ Экономический район ¦ Налоговая ставка (тыс. рублей в год)¦
¦ ¦ за 1 кв. км используемой акватории ¦
L--------------------------+--------------------------------------
Северный 32,16
Северо-Западный 33,96
Центральный 30,84
Волго-Вятский 29,04
Центрально-Черноземный 30,12
Поволжский 30,48
Северо-Кавказский 34,44
Уральский 32,04
Западно-Сибирский 30,24
Восточно-Сибирский 28,20
Дальневосточный 31,32
Калининградская область 30,84;территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод:
-----------------------------------------T-----------------------¬
¦ Море ¦ Налоговая ставка ¦
¦ ¦(тыс. рублей в год) за ¦
¦ ¦ 1 кв. км используемой ¦
¦ ¦ акватории ¦
L----------------------------------------+------------------------
Балтийское 33,84
Белое 27,72
Баренцево 30,72
Азовское 44,88
Черное 49,80
Каспийское 42,24
Карское 15,72
Лаптевых 15,12
Восточно-Сибирское 15,00
Чукотское 14,04
Берингово 26,16
Тихий океан (в пределах территориального 29,28
моря Российской Федерации)
Охотское 35,28
Японское 38,52;3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики:
---------------------------------------T-------------------------¬
¦ Бассейн реки, озера, моря ¦Налоговая ставка в рублях¦
¦ ¦ за 1 тыс. кВт.ч ¦
¦ ¦ электроэнергии ¦
L--------------------------------------+--------------------------
Нева 8,76
Неман 8,76
Реки бассейнов Ладожского и Онежского 9,00
озер и озера Ильмень
Прочие реки бассейна Балтийского моря 8,88
Северная Двина 8,76
Прочие реки бассейна Белого моря 9,00
Реки бассейна Баренцева моря 8,76
Амур 9,24
Волга 9,84
Дон 9,72
Енисей 13,70
Кубань 8,88
Лена 13,50
Обь 12,30
Сулак 7,20
Терек 8,40
Урал 8,52
Бассейн озера Байкал и река Ангара 13,20
Реки бассейна Восточно-Сибирского моря 8,52
Реки бассейнов Чукотского и Берингова 10,44
морей
Прочие реки и озера 4,80;4) при использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях:
---------------------------------------T-------------------------¬
¦ Бассейн реки, озера, моря ¦Налоговая ставка в рублях¦
¦ ¦ за 1 тыс. куб. м ¦
¦ ¦ сплавляемой в плотах ¦
¦ ¦ и кошелях древесины ¦
¦ ¦ на каждые 100 км сплава ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
L--------------------------------------+--------------------------
Нева 1 656,0
Реки бассейнов Ладожского и Онежского 1 705,2
озер и озера Ильмень
Прочие реки бассейна Балтийского моря 1 522,8
Северная Двина 1 650,0
Прочие реки бассейна Белого моря 1 454,4
Печора 1 554,0
Амур 1 476,0
Волга 1 636,8
Енисей 1 585,2
Лена 1 646,4
Обь 1 576,8
Прочие реки и озера, по которым 1 183,2.
осуществляется лесосплав в плотах
и кошелях2. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.
3. Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
Комментарий к статье 333.12
Главой 25.2 концептуально изменен подход к установлению налоговых ставок.
Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" были установлены минимальные и максимальные ставки платы по видам водопользования.
Минимальные и максимальные ставки платы в пределах, установленных указанным Законом, по видам водопользования, по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам были установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении от 28 ноября 2001 г. N 826 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам".
Конкретные ставки по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных субъектов устанавливались законодательными органами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.
При этом Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" предоставлялось право законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации устанавливать льготы по плате за пользование водными объектами для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 333.12 установлены специфические ставки водного налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Размеры налоговых ставок рассчитаны исходя из ставок платы за пользование водными объектами, действовавших на момент принятия гл. 25.2, с учетом уровня инфляции, а также с учетом поступлений от платы за пользование водными объектами за предыдущие годы. Кроме того, в связи с исключением из объекта налогообложения такого вида пользования водными объектами, как сброс сточных вод, ставки водного налога при заборе воды были увеличены на сумму поступлений от платы за сброс сточных вод.
Размеры налоговых ставок рассчитывались исходя из принципов экономического регулирования, использования, восстановления и охраны водных объектов. Поскольку для каждого экономического района условия водопользования различны, то налоговые ставки дифференцированы в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водных объектов по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Так, например, по бассейну реки Волга применяются четыре налоговые ставки в зависимости от экономического района, по которому она протекает. Такая же ситуация складывается и по бассейну реки Дон: четыре экономических района - четыре налоговые ставки.
Ставки водного налога установлены в абсолютной величине в рублях за единицу изменения налоговой базы - 1 тыс. куб. м забранной воды; 1 кв. км используемой акватории; 1 тыс. кВт.ч электроэнергии; 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава.
Необходимо обратить внимание на то, что ставки водного налога за использование акватории поверхностных водных объектов (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) и территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод установлены в расчете на год, по остальным объектам налогообложения - на квартал. Поэтому налог за отдельно взятый налоговый период - квартал - исчисляется как одна четвертая суммы налога, исчисленной по годовой налоговой ставке.
В целом налоговые ставки, установленные ст. 333.12, выше максимальных ставок платы за пользование водными объектами, действовавших до вступления в силу гл. 25.2. Исключение составляет только пользование водными объектами для целей гидроэнергетики, в отношении которого ставки водного налога ниже ставок платы за пользование водными объектами.
Так, налоговые ставки за забор воды выросли в зависимости от экономического района и бассейна реки в 1,5 - 1,8 раза. Но при этом следует иметь в виду, что на практике законодательными органами регионов во многих случаях устанавливались не только максимальные, но и средние и минимальные ставки платы по забору воды. Таким образом, для соответствующих категорий водопользователей размер водного налога после принятия гл. 25.2 возрос в 3 - 4 раза.
При использовании акватории поверхностных водных объектов (за исключением лесосплава) увеличение налоговых ставок составило от 1,5 до 1,7 раза, а при использовании акватории территориального моря и внутренних морских вод - в 1,6 - 2 раза.
При использовании водных объектов для лесосплава налоговые ставки увеличены по сравнению с ранее действовавшими ставками платы за пользование водными объектами в 1,2 раза.
Установленные гл. 25.2 ставки водного налога, в отличие от платы за пользование водными объектами, не могут быть изменены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) законодательных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые после принятия гл. 25.2 лишены права предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков.
Статьей 333.12 законодательно закреплена ставка водного налога, уплачиваемая при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения. Данная ставка увеличена по сравнению с ранее действовавшей платой за пользование водными объектами с 60 до 70 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды.
В соответствии со ст. 135 ВК РФ при централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование.
Условия, связанные с забором воды для водоснабжения населения и, соответственно, для применения указанной льготы, должны отражаться в лицензии на водопользование в целях водоснабжения населения, выдаваемой в установленном порядке. Если водоснабжение населения осуществляется не непосредственно налогоплательщиком (забранная вода передается другим организациям) и в лицензии не указано соответствующее целевое использование воды, то налоговые ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения, данным налогоплательщиком не применяются.
Согласно разъяснению МПР России к забору воды для водоснабжения населения относится забор воды только для водоснабжения жилого фонда - городского, сельского, поселкового (государственного, муниципального, индивидуального, кооперативного, общественного, находящегося на балансе предприятий и организаций). Имеется в виду, что в жилых домах потребитель - это население; в больницах - больные; в санаториях, пансионатах, домах отдыха и других оздоровительных комплексах - отдыхающие; в школах, ПТУ - учащиеся; в институтах - студенты; в гостиницах - временно проживающие (гости, туристы, командированные и т.д.); в учреждениях и организациях - работающие; в детских садах и яслях - дошкольники; в общежитиях - проживающие в них студенты, учащиеся, работающие.
Водоснабжение других организаций к забору воды для водоснабжения населения не относится и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Потери воды при заборе воды и транспортировке до населения относятся к собственным нуждам организаций ЖКХ, и водный налог за данные объемы забранной, но впоследствии потерянной воды исчисляется по общеустановленной налоговой ставке.
Статьей 2 Федерального закона от 28 июля 2004 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации", которым вводится в действие гл. 25.2, определено, что к ставкам водного налога, установленным ст. 333.12 за забор воды из поверхностных водных объектов для технологических нужд в пределах установленных лимитов, в отношении налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, на период с 1 января по 31 декабря 2005 г. включительно применяется коэффициент 0,85.
Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" также предусматривалась льгота для налогоплательщиков, осуществляющих аналогичный вид деятельности, в виде пониженной до 30% ставки платы. При этом указанная льгота распространялась не только на налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов тепло- и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, но и на плательщиков платы за пользование водными объектами, осуществляющих добычу драгоценных металлов. Данная льгота была ограничена по времени и действовала до 1 января 2003 г.
Восстановление льготы для водопользователей, осуществляющих эксплуатацию объектов тепло- и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, на период до 31 декабря 2005 г. сделано в целях предоставления возможности предприятиям теплоэнергетики и атомной энергетики адаптироваться к новым налоговым ставкам, которые, как уже говорилось, повысились по сравнению с ранее действовавшими в полтора-два раза. При этом, если водопользователь самостоятельно не осуществляет эксплуатацию объектов теплоэнергетики, а только передает им забранную воду, он исчисляет водный налог по налоговой ставке без применения понижающего коэффициента.
В отличие от Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", содержащего норму, в соответствии с которой при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы за пользование водными объектами увеличивались в 5 раз, гл. 25.2 не предусматривает увеличение размера ставок водного налога для организаций, использующих водные объекты без лицензии. Теперь при отсутствии лицензии водопользователи будут платить водный налог по тем же ставкам, что и остальные пользователи. Однако за безлицензионное водопользование указанные организации могут быть привлечены к административной ответственности на основании п. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым самовольное занятие водного объекта или его части, пользование ими без разрешения (лицензии), если получение таковых предусмотрено законом, а равно без заключенного в соответствии с законом договора либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) или договором, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Вместе с тем в гл. 25.2 сохранена действовавшая ранее норма, в соответствии с которой по-прежнему налог в пятикратном размере будет взиматься в случае забора воды сверх установленных лимитов. Сохранение данной нормы в налоговом законодательстве обусловлено тем, что водные ресурсы являются исчерпаемыми ресурсами. В связи с этим государство проводит нормирование водопотребления и водопользования и предусматривает ответственность за нерациональное и сверхлимитное использование ресурсов водных объектов.
При этом необходимо иметь в виду следующее. Лимиты водопользования устанавливаются по каждому водному объекту, виду водопользования, а также могут определяться по целям использования забираемых вод (для собственных производственных (технологических) нужд, для подачи сторонним водопотребителям-организациям, для водоснабжения населения и т.д.) и утверждаются МПР России либо на месяц, либо на целый год. Утвержденные лимиты указываются в лицензии.
Пунктом 2 ст. 333.12 предусмотрено, что в случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных лимитов они определяются расчетно, как одна четвертая часть утвержденного годового лимита, этим же пунктом установлено, что при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере.
Однако данная норма не учитывает специфику водопользования многих промышленных предприятий, так как объемы водопотребления у них тесно связаны с особенностями производства. Специфика водопользования имеется также почти у всех организаций ЖКХ. Не зря этим водопользователям устанавливаются, как правило, годовые лимиты. В промышленности номенклатура и объем выпускаемой продукции заметно различаются по сезонам, так же как и водоснабжение в ЖКХ. Поэтому в одном квартале водопользование может в два-три раза превышать объемы другого квартала, но при этом не выходить за рамки общего годового лимита. Таким образом, с вступлением в силу комментируемой главы НК РФ организации, для которых утверждены только годовые лимиты водопользования, за квартальное превышение (при соблюдении общего годового лимита) будут платить в пять раз больше.




Вернутся в раздел Комментарии к законам