Медицинское законодательство

СТАТЬЯ. "СУДЬБУ АПТЕКИ ОПРЕДЕЛИТ РУКОВОДИТЕЛЬ"(Д.Пронин)("Фармацевтические ведомости" n 11, 2005)




"Фармацевтические ведомости" N 11, 2005
СУДЬБУ АПТЕКИ ОПРЕДЕЛИТ РУКОВОДИТЕЛЬ
Нетрудно заметить, что проводимые государством реформы в аптечном секторе все чаще вызывают возмущение работников "первого стола". Московские и областные ГУПы объединили в государственные сети и лишили права юридического лица. Это стало одной из причин нехватки лекарств на прилавках. По мнению многих руководителей, система централизованных закупок - серьезный шаг назад, поскольку официальный поставщик не всегда может удовлетворить запросы потребителей.
Также государственные аптеки испытывают трудности в связи с тем, что коммерческий аптечный сектор продолжает расти. ГУПам становится все сложнее работать, так как конкуренция буквально душит их. О том, как сложится ситуация на аптечном рынке в будущем, рассказывает президент ОАО "Фармимэкс", президент общественной организации "Росфарма" Александр Дмитриевич Апазов.
Чрезмерно большой аптечный сектор в России не может содержать себя самостоятельно.
- Какие основные проблемы сейчас есть в российском аптечном секторе? Что усложнило работу в последнее время? Можно ли дать какие-то прогнозы на ближайшие годы?
- Одной из основных проблем является огромное количество розничных аптечных предприятий. По оценке ассоциации "Росфарма" их число в три раза больше, чем необходимо для обеспечения потребностей населения. Это является причиной роста цен на лекарства и недостатка специалистов. Во многих аптеках сегодня работают люди, не имеющие специального образования. А образование дает не только знания, но и формирует отношение человека к делу. В этом состоит еще одна важная проблема розничного аптечного сектора. Фактически происходит замена специалистов неспециалистами. От этого страдает имидж аптечных учреждений.
Также проблемой, требующей срочного решения, являются контрафактные и фальсифицированные ЛС. Большая аптечная система не может содержать сама себя, поэтому она ищет пути получения дополнительного дохода. Самым легким из них является реализация контрафактной продукции.
Рост сетевых аптечных компаний и вообще наличие на рынке аптек разных форм собственности - это нормальное явление. Право на существование имеет любая организация, которая может обеспечить потребителя. В отличие от единичных аптек, сетевые компании имеют большие финансовые возможности. Поэтому сети продолжают расти. Каждая структура на рынке стремится к монополии, а соответственно - к увеличению объемов и вытеснению конкурентов. Поэтому рост аптечных сетей будет продолжаться и дальше.
- Вопросом N 1 в этом году стало лекарственное обеспечение льготных категорий граждан. Как сейчас проходит эта работа? Какие аптеки участвуют в льготном обеспечении? Что делается для облегчения труда аптечных работников?
- Новая система льготного лекарственного обеспечения работает меньше года. Говорят, что появляется много проблем. Я так не считаю. Вопросы, которые возникают в рабочем процессе, свидетельствуют о нормальном развитии структуры. Нужно понимать, что речь идет о внедрении на рынок крупной системы.
В прошлом году наш рынок составил 7 с лишним миллиардов долларов в розничных ценах. А в этом году одно дополнительное финансирование составило 1 млрд. 700 млн. долларов. Безусловно, это неоднозначно повлияет на рынок в целом. Но сомнений в том, что внедряемая система разумна и адекватна, у меня никогда не возникало.
Известно, что в последние годы главной проблемой населения является нехватка средств на покупку необходимых лекарств. Отметим, что раньше проблема заключалась в самом наличии ЛС. Сейчас государство дало определенным категориям граждан дополнительные средства на удовлетворение их потребностей, так как в лекарствах нуждаются, но не могут приобрести самые необеспеченные слои населения.
Льготным обеспечением сегодня занимаются аптеки различных форм собственности. Прежде всего это государственные учреждения. Разумеется, не все аптеки хотят участвовать в программе "Льгота-2005", поскольку это достаточно жесткая система, которая требует большого напряжения и ответственности. К сожалению, за прошедшие 10 лет чувство ответственности перед пациентом у аптечных работников сильно ослабло. Больной обращается за необходимым препаратом и часто сталкивается с безразличием со стороны аптечного работника. Никого не волнует, что необходимого лекарства нет в наличии.
Система льготного обеспечения разработана с учетом накопленного опыта. К сожалению, для ее запуска отведено мало времени. Конечно, идеальной системы не бывает. Но, на мой взгляд, это лучшее, что было разработано после развала Советского Союза.
Для того чтобы система эффективно работала, необходимо, чтобы на самом нижнем уровне (провизор и врач) правильно определили потребность в лекарственных средствах. Избежать ошибок в этом вопросе не получится. В аптечной работе многое изменилось. Ежегодно значительно увеличивается количество торговых наименований препаратов. Несовершенно информационное и программное обеспечение, меняется список жизненно важных лекарственных средств. Многие жалуются, что перечень лекарств постоянно и неоправданно увеличивается. На это хочется ответить с позиции пациента. У каждого больного есть свое лекарство. Есть люди, страдающие от очень распространенных заболеваний. Но ведь нельзя забывать и о тех, кто болен какой-то редкой болезнью. Препараты для лечения таких заболеваний тоже должны быть учтены перечнем.
Разумеется, организовать работу с маленьким списком намного легче. Но это не значит, что так будет правильно и, самое главное, хорошо для больных. В мировой практике в этом вопросе существует большой опыт. Например, в списке указывается средняя цена за международное непатентованное наименование. Если пациент желает купить более дорогое лекарство, он доплачивает. Принятие такого подхода в России позволит сделать список более совершенным.
- Все ли лекарства списка жизненно необходимых ЛС есть в аптечном ассортименте? Кто сейчас отвечает за то, чтобы в аптеках, работающих по программе "Льгота-2005", было все необходимое?
- За то, чтобы необходимые препараты всегда были в наличии, отвечают многие структуры. В первую очередь это аптечное предприятие, которое участвует в программе "Льгота-2005". Если препарат отсутствует в аптеке, провизор делает заявку региональному дистрибьютору, который является следующим звеном в цепи. Если у регионального дистрибьютора нет лекарства на базе, он делает запрос федеральному поставщику. Национальный дистрибьютор обращается к производителю ЛС. При длительном отказе поставщика в поставке определенного лекарства оно заменяется препаратом другого производителя; если это сделать невозможно, федеральный дистрибьютор сообщает об этом в службу Росздравнадзора. Совместно с производителями и поставщиками Росздравнадзор постоянно работает над перечнем и следит за наличием необходимых ЛС.
- Насколько эффективна система централизованных закупок? Многие аптечные руководители считают, что это шаг назад, поскольку возможны перебои с товаром. Случается ли так, что какой-то продукции нет на складе?
- Система централизованных закупок, по моему убеждению, - серьезный шаг вперед. Аптека условно может заработать больше, если будет вести закупки самостоятельно. Поэтому многие руководители против централизованных закупок, не всегда учитывая их выгод. Мое мнение заключается в том, что если какого-то препарата нет в наличии, значит руководитель не позаботился заранее дать заявку на склад. Затоваривание по каким-то позициям также возможно в том случае, если неверно подана заявка. Поэтому жалобы аптечных работников еще не означают, что система централизованных закупок неэффективна. К сожалению, в последние годы сознание людей изменилось не в лучшую сторону.
- Многие считают, что процедура лицензирования очень усложнилась. Что изменилось на самом деле? Отличается ли подход лицензионной комиссии к государственным и частным аптечным организациям?
- Постоянное развитие заставляет совершенствовать производственные отношения. До недавнего времени аптеки получали лицензию в региональных органах. Теперь лицензирующим органом является Федеральная лицензионная комиссия, и это правильно. Раньше руководителям аптек было несколько проще, - в лицензионной комиссии в субъектах Российской Федерации были знакомые люди, с которыми можно было договориться, хотя сегодня порядок инспекций также можно подвергать критике. Известно, что часто лекарства отпускаются без рецепта врача, правила хранения ЛС не соблюдаются.
Если говорить о перспективности Федеральной схемы, стоит отметить, что она более эффективна. К аптечным предприятиям предъявляются жесткие требования по выполнению норм и правил. Через это необходимо пройти. Но для того, чтобы структура эффективно работала, у нее должна быть региональная структура.
- Важным условием аптечной работы сегодня является автоматизация предприятия. Далеко не все организации могут позволить себе закупить новое оборудование. Что делается для обеспечения их эффективной работы? Выделяются ли какие-то средства на это и откуда они?
- Я считаю, что причина жалоб аптечных работников относительно нехватки средств - их неэффективная работа. Аванс им выделялся. Но зарабатывать деньги на оснащение предприятия должны они сами. Могу посоветовать директорам аптек обратить внимание на то, какая у них зарплата, производительность труда, эффективно ли используется площадь предприятия.
В советские времена строились аптеки, 60% площади которых занимало производство. Сегодня многие аптеки не выполняют производственные функции. Штат сотрудников также может не соответствовать потребностям аптеки. К примеру, ее оборот за последнее время упал в 2 раза, а в штате прежнее число работников. Зачем?
Нужно отметить, что экономика и хозяйствование - это неотъемлемая часть работы директора аптеки. Если руководитель аптеки не может разобраться в этих вопросах, значит, он не готов выполнять свои прямые обязанности. В таком случае предприятию нужен новый руководитель.
- В прошлом году была сформирована аптечная сеть Подмосковья. Как по-вашему, перспективно ли это объединение? Как относятся руководители аптек к новому статусу их предприятий?
- Фактически произошло следующее. Аптечные предприятия лишились права юридического лица. Успешные и прибыльные учреждения потеряли самостоятельность. Убыточные аптеки, напротив, приобрели финансовую устойчивость.
Цель объединения аптек в сеть - сделать ее работу более эффективной. За счет этого также должна снизиться закупочная стоимость лекарственных средств. Для многих аптек это отличная возможность наладить свои дела. Когда эта структура заработает в полную силу, то рыночное поле Московской области должно сильно измениться. Поэтому успешно существовавшие до этого времени аптеки могут оказаться в менее выгодном положении, если не вступят в сеть. Одиночным предприятиям намного труднее выжить.
Действительно, убыточные аптеки смогут подняться за счет более успешных коллег. Но это не значит, что цель объединения - уровнять все организации. Это сделано для создания эффективно функционирующей системы. Можно провести аналогию с системой дополнительного лекарственного обеспечения. Ее основная идея в том, что здоровый человек платит за больного. Один человек потребляет лекарства на 20 рублей в месяц, а другой - на 200 рублей. Здесь не нужно жаловаться. Это цивилизованный подход. Люди в сообществе должны помогать друг другу.
В целом нужно отметить, что объединение аптек - правильное решение. Это может подтвердить общемировая практика, в частности тенденция к укрупнению бизнеса. Однако необходимо еще и грамотно работать, чтобы действительно достигнуть результатов.
- Сможет ли ГУП "Столичные аптеки" составить конкуренцию крупнейшей коммерческой сети "36,6"? Каких проблем следует ожидать руководителям с вступлением в "Столичные аптеки"?
- Объединение московских аптек в ГУП "Столичные аптеки" уже завершено. В государственную сеть вошло около 200 унитарных аптечных предприятий. Относительно конкуренции с коммерческой сетью "36,6" хотелось бы отметить следующее. Эти две организации работают в несколько разных направлениях. Сфера "36,6" - парафармацевтика, космецевтика и ОТС-препараты. В то же время филиалы ГУП "Столичные аптеки" продолжат обеспечивать население продукцией рецептурного отпуска. Поэтому поле деятельности двух крупных столичных сетей будет мало пересекаться.
Создание государственной аптечной сети создает дополнительные трудности частным предприятиям, прежде всего тем, основная цель которых любым способом получить прибыль. С этой точки зрения объединение положительно скажется на фармрынке в целом.
Филиалам же "Столичных аптек" нужно ожидать повышения уровня требований. Естественным результатом должно стать увеличение производительности труда и повышение уровня обслуживания пациентов. Эта реформа - верное решение для всего фармрынка. Без этого нам не навести порядок.
Д.ПРОНИН




Вернутся в раздел Медицинское законодательство