Законопроекты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по культуре от 19.01.2006 n 72-2"НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 247948-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"




ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО КУЛЬТУРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 19 января 2006 г. N 72-2
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 247948-4
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
Комитет Государственной Думы по культуре рассмотрел проект Федерального закона N 247948-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за уклонение от передачи культурных ценностей, обнаруженных в результате археологических полевых работ, на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации), внесенный Правительством Российской Федерации, и считает необходимым отметить следующее.
Законопроект отвечает насущным потребностям органов охраны объектов культурного наследия и профессиональных археологов, крайне обеспокоенных ростом несанкционированных раскопок.
О необходимости ужесточения мер против так называемых "черных археологов" специалисты говорили давно, и такие меры, предлагаемые законопроектом, как максимальный размер штрафа для физических и должностных лиц за ведение несанкционированных раскопок, а также конфискация найденных археологических артефактов и использованного при раскопках оборудования, могут только приветствоваться.
Отрадно отметить, что указанным проектом Федерального закона вводится дополнительная норма, предусматривающая максимальное наказание за действия, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия.
Вместе с тем Комитет по культуре полагает необходимым отметить, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей наказание за торговлю археологическим наследием. Федеральным законом N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (ст. ст. 3, 49 и 50) установлено, что объекты археологического наследия, в том числе движимые предметы, извлекаемые в процессе археологических раскопок, находятся в государственной собственности и изъятию из государственной собственности не подлежат. Однако всем известны примеры, когда археологическими находками открыто торгуют на художественных ярмарках и в антикварных магазинах. Комитет по культуре полагает необходимым дополнить законопроект ко второму чтению нормой, предусматривающей наказание за торговлю предметами археологического наследия.
Кроме того, Комитет отмечает, что пункт 4) законопроекта дублирует пункт 8) статьи 26 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", принятого Государственной Думой 23 декабря 2005 года. Однако данная норма не определяет, в каких случаях дела об административных правонарушениях в отношении памятников истории и культуры федерального значения рассматривают федеральный орган охраны объектов культурного наследия, а в каких - орган охраны объектов культурного наследия субъекта Российской Федерации. Полагаем, что соответствующее уточнение должно быть внесено.
Статью 2 проекта следует исключить, поскольку она содержит общепринятую норму о порядке вступления в силу Федерального закона.
Комитет по культуре поддерживает внесенный Правительством Российской Федерации проект Федерального закона N 247948-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом внесения ко второму чтению указанных выше изменений.
Председатель Комитета
И.Д.КОБЗОН




Вернутся в раздел Законопроекты