Судебная практика: Восточная Сибирь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 25.01.2006 N А19-5412/05-24-Ф02-7133/05-С1 Суд правомерно частично отказал налоговому органу во взыскании штрафных санкций за неуплату НДС, поскольку перечень смягчающих обстоятельств, предусмотренный законодательством, не является исчерпывающим.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 25 января 2006 г. Дело N А19-5412/05-24-Ф02-7133/05-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Гуменюк Т.А., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей:
Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска - Канашкова Р.А. (доверенность от 10.01.2006 N 05-32/7),
областного государственного учреждения "Иркутское управление лесами" - Трофимовой Л.В. (доверенность от 17.01.2006 N 11),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска на решение от 11 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 18 октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5412/05-24 (суд первой инстанции: Зволейко О.Л.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Сорока Т.Г., Белоножко Т.В.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Федерального государственного учреждения "Иркутское управление сельскими лесами" (ФГУ "Иркутсксельлес"), переименованного в настоящее время в областное государственное учреждение "Иркутское управление лесами" (учреждение), налоговых санкций, предусмотренных статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 156310 рублей.
Решением суда от 11 июля 2005 года заявленные требования удовлетворены частично: с учреждения взыскано 10000 рублей налоговых санкций. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18 октября 2005 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении требований, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в указанной части и принять по делу новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, не обоснованы выводы суда о снижении штрафных санкций по мотивам наличия смягчающих ответственность налогоплательщика обстоятельств. При определении размера штрафа не должны искажаться смысл и цели наказания как меры ответственности, которой свойственны и элементы кары. Снижение размера наказания может привести к дальнейшему нарушению налогового законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение считает судебные акты законными и обоснованными и просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части судебных актов, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной учреждением налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июль 2004 года.
Проверкой установлено, что учреждением занижена налоговая база по налогу на добавленную стоимость на сумму 4341936 рублей, что, в свою очередь, повлекло неуплату налога в размере 781548 рублей.
По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение от 18.11.2004 N 09-19/1375 о привлечении ФГУ "Иркутсксельлес" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 156310 рублей, также данным решением с учреждения взысканы задолженность по налогу на добавленную стоимость в сумме 781548 рублей, пени в сумме 30246 рублей.
Требованием об уплате налоговых санкций от 26.11.2004 N 3702 учреждению предложено в добровольном порядке уплатить указанную сумму штрафа.
В связи с неисполнением учреждением требования об уплате налоговых санкций налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением об их взыскании.
Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя требования налоговой инспекции частично, исходил из доказанности факта совершения ФГУ "Иркутсксельлес" названного налогового правонарушения, вместе с тем суд снизил размер налоговых санкций с учетом наличия смягчающих налоговую ответственность обстоятельств.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что выводы Арбитражного суда Иркутской области соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права.
Факт совершения налогового правонарушения подтверждается материалами дела и не оспаривается учреждением.
Суд, всесторонне и полно исследовав фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, правомерно пришел к выводу об обоснованном привлечении учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправомерном уменьшении судом размера взыскиваемого штрафа проверены, однако не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Поскольку перечень смягчающих обстоятельств, предусмотренный пунктом 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим, суд вправе признать в качестве смягчающих и иные обстоятельства.
При рассмотрении настоящего дела судом удовлетворено ходатайство учреждения о снижении размера штрафных санкций и признано в качестве смягчающих налоговую ответственность обстоятельств то, что учреждение является бюджетным государственным учреждением, основными целями которого являются обеспечение рационального, непрерывного и неистощимого использования лесов, их охрана, защита и воспроизводство, сохранение биологического разнообразия лесных экосистем, тушение лесных пожаров, повышение экологического потенциала лесов; отсутствие средств федерального бюджета на проведение противопожарных мероприятий, проведение этих мероприятий и тушение лесных пожаров сельскими лесхозами в счет кредиторской задолженности других предприятий, отсутствие других источников финансирования, наличие задолженности по заработной плате и уплате налогов в бюджет.
Данные выводы сделаны судом на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судом данные требования закона выполнены. Поэтому, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы компетенции суда кассационной инстанции, отсутствуют правовые основания для переоценки выводов суда относительно признания указанных обстоятельств в качестве смягчающих ответственность налогоплательщика и размера снижения налоговых санкций.
Поскольку право на уменьшение судом суммы штрафа в связи с наличием смягчающих налоговую ответственность обстоятельств прямо предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание изложенные выше доводы заявителя кассационной жалобы.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 11 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 18 октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5412/05-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА
Судьи:
Т.А.ГУМЕНЮК
Л.Ю.ПУЩИНА




Вернутся в раздел Судебная практика: Восточная Сибирь