Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 11.11.2005 N А29-2017/2005-3э Компенсация расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 11 ноября 2005 года Дело N А29-2017/2005-3э

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Ногтевой В.А., судей Прониной С.А., Синякиной Т.В., без участия представителей, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Коми на постановление суда апелляционной инстанции от 12.08.2005 по делу N А29-2017/2005-3э Арбитражного суда Республики Коми, принятое судьями Дончевской О.А., Юркиной Л.Ю., Токаревым С.Д., по иску муниципального унитарного предприятия "Райжилкомхоз" к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Коми, финансовому управлению Министерства финансов Республики Коми в Усть-Вымском районе и муниципальному учреждению "Жешартская районная больница" третье лицо - муниципальное учреждение "Служба по управлению жилищно-коммунальным хозяйством в Усть-Вымском районе" о взыскании 1229549 рублей 24 копеек и
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Райжилкомхоз" (далее - МУП "РЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к муниципальному учреждению "Жешартская районная больница" о взыскании 1229549 рублей 24 копеек убытков в связи с предоставлением работникам здравоохранения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с декабря 2003 года по декабрь 2004 года.
Впоследствии истец, в порядке установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уменьшил размер исковых требований и просил взыскать убытки с марта по декабрь 2004 года в размере 928551 рубля 16 копеек.
Определениями от 16.03.2005 и 11.04.2005 к участию в деле привлечены в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное учреждение "Служба по управлению жилищно-коммунальным хозяйством в Усть-Вымском районе"; в качестве ответчиков - Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Республики Коми и финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Усть-Вымском районе.
Суд первой инстанции решением от 07.06.2005 удовлетворил иск частично: взыскал с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми 788417 рублей 95 копеек убытков. При этом суд признал неправомерным расчет суммы иска с учетом налога на добавленную стоимость.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 12.08.2005 изменил решение от 07.06.2005: взыскал с субъекта Республики Коми 455430 рублей 91 копейку убытков, исключив из них расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилищных услуг.
При принятии судебных актов суды двух инстанций исходили из того, что, согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья, Федеральному закону "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и постановлению Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", первоначальное возмещение льгот медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, производится из бюджета субъекта Российской Федерации.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Министерство финансов Республики Коми обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 12.08.2005.
По мнению Министерства финансов Республики Коми, источником финансирования льгот, установленных федеральным законодательством для граждан, работающих и проживающих в сельской местности, является федеральный бюджет. Порядок предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг указанным гражданам определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377, в пункте 3 которых указано, что Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о фактически произведенных расходах. Из республиканского бюджета произведено расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в 2003 году в сумме 67723000 рублей, в 2004 году в сумме 105925000 рублей. При этом из федерального бюджета компенсировано на эти цели в 2003 году 19951000 рублей и в 2004 году 26112000 рублей. При таких обстоятельствах заявитель жалобы считает ошибочным вывод суда о возложении ответственности на субъект Российской Федерации. В силу статей 130 (пунктом 4), 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О программе бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" Российская Федерация, предоставив льготы отдельным категориям граждан в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, обязана обеспечить материальную базу для реализации указанных льгот.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей. Кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления суда апелляционной инстанции от 12.08.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2017/2005-3Э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП "РЖКХ" в 2004 году предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг медицинским работникам МУ "Жешартская районная больница". Затраты в размере 928551 рубля 16 копеек по предоставлению льгот истцу в соответствии с действующим законодательством не были возмещены, поэтому предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, действующего в спорный период, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья, действующих в спорный период, врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающим с ними членам их семей предоставляется право на бесплатное получение квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).
В пункте 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели (пункт 3 Правил). Субсидии перечисляются органами федерального казначейства на балансовый счет субъекта Российской Федерации и расходуются органами власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством (пункты 4 и 5 Правил).
Таким образом, обязанность по компенсации расходов по реализации указанных льгот возложена на субъект Российской Федерации с последующим возмещением из федерального бюджета.
По правилам статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Коми правомерно взыскал убытки за счет казны Республики Коми.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов. Названная норма права не подлежит расширительному толкованию и применяется только в случаях, когда эти органы выступают в роли процессуальных истцов (часть 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Если указанные органы выступают в качестве ответчиков, то они должны уплачивать государственную пошлину.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по жалобе относится на заявителя и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Рассмотрев ходатайство Министерства финансов Республики Коми, суд округа счел возможным снизить размер государственной пошлины до 500 рублей.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление суда апелляционной инстанции от 12.08.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2017/2005-3э оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Республики Коми - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Республики Коми в доход федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
НОГТЕВА В.А.
Судьи
ПРОНИНА С.А.
СИНЯКИНА Т.В.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион