Судебная практика: Северо-Кавказский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 10.01.2006 N Ф08-6190/2005 Истец не доказал правомерности на одностороннее увеличение тарифа, его обоснованность и факт сбережения ответчиком денежных средств в заявленном ко взысканию размере.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 10 января 2006 года Дело N Ф08-6190/2005

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от истца - открытого акционерного общества "Дагсвязьинформ", представителей от ответчика - закрытого акционерного общества "Электросвязь", представителя от третьего лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дагсвязьинформ" на решение от 18.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 07.10.2005 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-2452/2004-10, установил следующее.
ОАО "Дагсвязьинформ" обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к ЗАО "Электросвязь" о взыскании 2840496 рублей долга за оказанные с апреля по сентябрь 2004 года услуги и 109927 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Требования обоснованы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательства по оплате оказанных истцом услуг, связанных с техническим обслуживанием точек подключения (цифровых портов Е1) на междугороднем уровне.
Определением суда от 29.11.2004 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан.
Решением от 11.01.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.03.2005, возвращено ходатайство истца об увеличении размера исковых требований в связи с непредставлением документа, подтверждающего уплату госпошлины, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы недоказанностью требований, истец не обосновал повышение тарифов на оплату предоставляемых ответчику услуг. Поскольку стороны не согласовали конкретный размер платы за пропуск междугороднего (международного) трафика, то порядок взаимодействия и взаиморасчетов за предоставляемые услуги должен регулироваться договором от 10.01.2003 N 12. Истец не доказал факт неосновательного обогащения ответчика в заявленном размере.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.05.2005 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию. При новом рассмотрении дела суду предложено определить, какие услуги оказаны ответчику в спорный период, в каком порядке устанавливаются тарифы на эти услуги, оценить действия истца по повышению тарифов, с которыми не согласен ответчик, выяснить, обязан ли ответчик оплачивать эти услуги с учетом сложившихся между сторонами отношений.
Решением от 18.07.2005 возвращено ходатайство истца об увеличении размера исковых требований в связи с непредставлением документа, подтверждающего уплату госпошлины, в удовлетворении иска отказано. Суд указал следующее. Несмотря на то что ОАО "Дагсвязьинформ" не включено в реестр субъектов естественных монополий в области связи, тарифы на пользование ответчиком сетевыми ресурсами подлежали государственному регулированию и не могли быть установлены на договорной основе. Приказом от 30.12.2003 N 165 ОАО "Дагсвязьинформ" установило тариф за предоставление в пользование одной точкой подключения для обеспечения доступа к ресурсам сети в зависимости от монтированной емкости АТС присоединяемой сети. Поскольку удельные затраты ОАО "Дагсвязьинформ" на обслуживание одной точки подключения не зависят от мощности присоединяемой сети, установление более высокого тарифа за предоставление одной точки подключения для операторов связи большей емкости является нарушением принципа разумности и добросовестности при установлении тарифов. ЗАО "Электросвязь" производит только оплату услуг по пропуску трафика, так как технические средства, обеспечивающие доступ к сети электросвязи, являются его собственностью и находятся на его обслуживании.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.10.2005 решение от 18.07.2005 оставлено без изменения. Судебный акт мотивирован тем, что ОАО "Дагсвязьинформ" в установленном законом порядке не передало разногласия, возникшие при заключении договора от 01.01.2004, на рассмотрение уполномоченного органа. Поскольку договор от 01.01.2004 не заключен, отношения сторон должны регулироваться договором от 10.01.2003 N 12 с изменениями, внесенными решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.08.2004 N А15-1660/2004-10. Истец не представил доказательств увеличения тарифа на техническое обслуживание и надлежащего извещения ответчика об увеличении данного тарифа. Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.08.2004 N А15-1660/2004-10 не предоставляет ОАО "Дагсвязьинформ" права на изменение тарифов в одностороннем порядке.
В кассационной жалобе ОАО "Дагсвязьинформ" просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. По мнению заявителя, судебные инстанции неправильно оценили сложившиеся между сторонами отношения. Договор от 10.01.2003 N 12 определял взаимоотношения сторон в процессе присоединения АТС ответчика и фактически исполнен. К моменту рассмотрения спора срок его действия истек. Продолжение отношений с ЗАО "Электросвязь" по прежним тарифам дискриминирует иных присоединенных операторов. На момент рассмотрения спора ОАО "Дагсвязьинформ" не являлся оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования. Обоснованность повышения тарифа подтверждена решением Арбитражного суда Республики Дагестан 10.08.2004 N А15-1660/2004-10 и письмом Федеральной службы по тарифам от 16.12.2004 N 8-76.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель ОАО "Дагсвязьинформ" повторил доводы кассационной жалобы, просил решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные исковые требования. Представители ЗАО "Электросвязь" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан высказали свои возражения против доводов кассационной жалобы, просили судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон и третьего лица, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ОАО "Дагсвязьинформ" (присоединяющий оператор) и ЗАО "Электросвязь" (присоединяемый оператор) заключили договор от 10.01.2003 N 12 о присоединении к сети телефонной связи общего пользования. В пункте 1.1 договора указано, что предметом договора является порядок, условия присоединения сети присоединяемого оператора к телефонной сети общего пользования, обязательства сторон в ходе присоединения. Договор регулирует взаимодействие сторон на этапе и в процессе присоединения сети присоединяемого оператора к сети ТФОП.
По условиям договора, присоединяемый оператор поручает разработку проектно-сметной документации на присоединение специализированной проектной организации, осуществляет строительство сети электросвязи и ее присоединение к сети ТФОП (пункт 2.1). Присоединяющий оператор обязался обеспечить присоединение сети ЗАО "Электросвязь" к сети общего пользования: рассмотреть рабочий проект и принять решение о его согласовании после предоставления полного комплекта проектной документации, предоставить необходимые условия для проведения работ по присоединению ЦАТС "Квант-Е" на 1 тыс. номеров. Присоединяемый оператор обязался оплатить услуги по присоединению в соответствии с действующими тарифами, указанными в приложении N 1 к договору, являющемуся неотъемлемой частью договора (пункты 2.2, 3.1.1, 3.1.2, 3.2.5). Согласно названному приложению техническое обеспечение 32 точек подключения с учетом налога на добавленную стоимость составляет 38899 рублей 20 копеек.
В пункте 8.3 стороны установили срок действия договора: 6 месяцев с момента его подписания сторонами, но не дольше нормативных сроков строительства присоединяемой сети.
До сентября 2003 года присоединяемый оператор оплачивал услуги по присоединению к сети общего пользования по установленному в приложении N 1 к договору от 10.01.2003 N 12 тарифу.
В телеграмме от 18.09.2003 N 607/4 ОАО "Дагсвязьинформ" уведомило ЗАО "Электросвязь" об увеличении тарифа за техническое обслуживание точки подключения до 2 тыс. рублей. С сентября 2003 года определена ежемесячная плата в сумме 76800 рублей (с учетом налога на добавленную стоимость - 20%), а с января 2004 года - 75520 рублей (с учетом налога на добавленную стоимость - 18%).
Обоснованность повышения тарифа присоединяющим оператором подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.08.2004 по делу N А15-1660/2004-10. ЗАО "Электросвязь" согласилось с новым тарифом и оплачивало оказываемые ему услуги с его учетом.
В марте 2004 года ОАО "Дагсвязьинформ" направило в адрес ЗАО "Электросвязь" проект договора от 01.01.2004 N 15 о межсетевом взаимодействии сети связи ОАО "Дагсвязьинформ" и ЗАО "Электросвязь". В приложениях к договору определен новый тариф ежемесячной платы за предоставление точек подключения для обеспечения доступа сети связи ЗАО "Электросвязь" к сети связи ОАО "Дагсвязьинформ" на местном уровне и ежемесячной платы за техническое обслуживание точек подключения. По условиям договора, ОАО "Дагсвязьинформ" обязуется обеспечить пропуск трафика ЗАО "Электросвязь" на свою сеть и сеть общего пользования, осуществляет техническое обслуживание сетевых ресурсов, предоставленных контрагенту; ЗАО "Электросвязь" обязано своевременно производить расчеты с ОАО "Дагсвязьинформ" за предоставленные сетевые ресурсы и оказанные услуги за пропуск местного, внутризонового, междугороднего и международного трафика.
ЗАО "Электросвязь" подписало договор с протоколом разногласий, исключив из договора и приложений к нему условия о новых тарифах ежемесячной платы за техническое обслуживание точек подключения и за предоставление точек подключения для обеспечения доступа к связи ОАО "Дагсвязьинформ".
С января по июль 2004 г. ОАО "Дагсвязьинформ" выставляло ЗАО "Электросвязь" счета-фактуры на оплату услуг из расчета 75520 рублей в месяц, а ответчик по делу их оплачивал. В июле 2004 г. ОАО "Дагсвязьинформ" выставило счет-фактуру в сумме 1705203 рублей 83 копеек с учетом изменения тарифа с января 2004 г. С августа 2004 г. ОАО "Дагсвязьинформ" выставляет ЗАО "Электросвязь" счета-фактуры на оплату тарифа за техническое обслуживание точек подключения из расчета 568099 рублей в месяц.
Поскольку ЗАО "Электросвязь" продолжало оплачивать оказанные ему услуги по прежним тарифам, ОАО "Дагсвязьинформ" обратилось с иском о взыскании суммы неосновательного обогащения, полагая, что ответчик необоснованно сберег ее за счет истца. ЗАО "Электросвязь" считает произведенную им оплату оплатой за услуги по пропуску трафика.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение указанной нормы ОАО "Дагсвязьинформ" не предоставило доказательств неосновательного обогащения ЗАО "Электросвязь" за счет истца во взыскиваемой сумме.
В силу статьи 18 Федерального закона "О связи" операторы связи имеют право на присоединение своих сетей электросвязи к сети связи общего пользования. Присоединение одной сети электросвязи к другой сети электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключаемых операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи.
Порядок взаиморасчетов между присоединяющим оператором и связи сети общего пользования и присоединенным оператором регулируются Основными положениями ведения взаиморасчетов между операторами сетей электросвязи, образующих сеть электросвязи общего пользования, за предоставляемые сетевые ресурсы и участие в передаче нагрузки этих сетей (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.97 N 1331, далее - Основные положения).
В силу пункта 5 Основных положений взаиморасчеты между взаимодействующими операторами осуществляются на основании договоров:
за предоставление доступа к сети электросвязи общего пользования;
за пользование ресурсами сетей электросвязи с предоставлением возможности осуществления пропуска трафика.
В соответствии с разделом 4 Правил присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.96 N 1254) между взаимодействующими операторами сетей должен быть заключен договор, устанавливающий порядок взаиморасчетов за предоставляемые операторами сетей электросвязи друг другу сетевые ресурсы иных услуг.
В силу пункта 7.1 договора от 10.01.2003 N 12 порядок взаимоотношения сторон в процессе предоставления услуг электросвязи потребителям определяется отдельным соглашением о межсетевом взаимодействии операторов присоединяемых сетей электросвязи.
Поскольку стороны не достигли соглашения по стоимости услуг по предоставлению в пользование точек подключения и услуг по техническому обслуживанию точек подключения (приложения N 1, 1.1 к договору от 01.01.2004), договор от 01.01.2004 в указанной части не заключен. Таким образом, стороны не согласовали конкретный размер платы за техническое обслуживание точек подключения и платы за пользование точками подключения.
На основании пункта 4 Основных положений при наличии между операторами разногласий по взаиморасчетам регулирование экономических взаимоотношений между ними и установление расчетных цен (такс) за предоставление технических средств, а также за участие в предоставлении сетевых услуг осуществляется Федеральной службой по регулированию естественных монополий в области связи (упразднена Указом Президента Российской Федерации от 22.09.98 N 1142, ее функции переданы Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике).
Приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике от 03.11.2000 N 794 утвержден Порядок рассмотрения разногласий, возникших в процессе взаиморасчетов между операторами сетей электросвязи, образующих сеть электросвязи общего пользования.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения истца в уполномоченный орган в соответствии с данным Порядком с целью урегулирования разногласий, возникших при заключении договора от 01.01.2004.
В судебном порядке преддоговорный спор также не рассматривался. Правомерность одностороннего изменения тарифа и обоснованность вновь установленных тарифов предметом судебного разбирательства не устанавливались и не проверялись. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие обоснованность утвержденных приказом от 30.12.2003 N 165 тарифов.
Вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Дагестан 10.08.2004 N А15-1660/2004-10 вынесено по конкретному спору, не распространяется на дальнейшие взаимоотношения сторон и не имеет в этой части преюдициального значения.
При новом рассмотрении спора суд апелляционной инстанции установил, что предъявленная истцом ко взысканию сумма за предоставление в пользование одной точки подключения для обеспечения доступа к ресурсам электросвязи утверждена приказом ОАО "Дагсвязьинформ" от 30.12.2003 N 165: 560 рублей по АТС-60, 517 рублей по АТС-66 (т. 1, л.д. 70, т. 2, л.д. 101). Данные тарифы по величине не соответствуют тарифам, указанным в приложениях N 1, 1.1 к договору от 01.01.2004 (560 рублей по АТС-60 и 482 рубля по АТС-66, т. 1, л.д. 18-22). В уточнении исковых требований истец отождествляет услуги по предоставлению в пользование точек подключения для обеспечения доступа к сети и техническое обслуживание точек подключения (т. 2, л.д. 126).
Из приказа от 30.12.2003 N 165 следует, что размер тарифа зависит от мощности монтированной емкости АТС присоединяемой сети.
В письме от 09.06.2005 N ЕЧ-П21-2415 Федеральной службы в сфере связи указано, что поскольку удельные затраты ОАО "Дагсвязьинформ" на обслуживание одной точки подключения не зависят от монтированной емкости присоединяемой сети электросвязи, установление более высокого тарифа за предоставление в пользование одной точки подключения для операторов сетей связи большей емкости является нарушением принципа разумности и добросовестности при установлении тарифов на услуги присоединения и пропуска трафика.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 318) Федеральная служба по надзору в сфере связи является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.
В соответствии с пунктом 5 Основных положений взаимоотношения между операторами должны основываться на единых принципах:
равноправное партнерство и добросовестная конкуренция;
установление расчетных цен (такс) по единой методологии с учетом повышения эффективности работы средств электросвязи, улучшения качества предоставления услуг и развития рынка услуг электросвязи.
Действия ответчика по увеличению тарифа в одностороннем порядке без предоставления доказательств обоснованности такого увеличения, отсутствии доказательств попыток урегулирования разногласий во внесудебном и судебном порядках свидетельствуют о несоблюдении истцом приведенных принципов.
Таким образом, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не доказал правомерности на одностороннее увеличение тарифа, его обоснованность и факт сбережения ответчиком денежных средств в заявленном ко взысканию размере. Ссылка подателя кассационной жалобы на письмо Федеральной службы по тарифам от 16.12.2004 N 8-76 в качестве доказательства правомерности повышения тарифа и его обоснованности отклоняется судом кассационной инстанции. В указанном письме речь идет о тарифе в 399 рублей за предоставление и обслуживание точки подключения, в расчете истец применил тарифы в 560 и 517 рублей.
Суд кассационной инстанции не принимает доводы, изложенные в кассационной жалобе, поскольку они опровергаются материалами дела и по существу направлены на переоценку доказательств и выводов суда.
Между тем в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Таким образом, суды всесторонне, полно и объективно исследовали фактические обстоятельства и материалы дела, надлежаще их оценили. Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 18.07.2005 и постановления апелляционной инстанции от 07.10.2005 отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 07.10.2005 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-2452/2004-10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион