ГК РФ устанавливает, что подлежащие государственной регистрации воздушные суда относятся к недвижимому имуществу (ст. 130). Однако в связи с тем, что воздушные суда являются транспортными средствами, предназначенными для транспортировки грузов и пассажиров в процессе своего собственного перемещения между пунктами на территории одного или разных государств, понимание смыслового значения термина фактическое (физическое) местонахождение воздушного судна достаточно затруднено, особенно если собственные или арендуемые воздушные суда используются авиакомпаниями в равной мере как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами в соответствии с составленными расписаниями и другими принятыми на себя авиакомпаниями обязательствами, вытекающими из международных договоров Российской Федерации (в частности, соглашений о международном воздушном сообщении, подписанных со значительным числом государств). В силу такой двойственной природы определения воздушных судов в гражданском законодательстве Российской Федерации и других государств (включая международные конвенции и соглашения) в нормах, применяющихся к воздушным судам и регулирующих связанные с ними отношения (отношения собственности, арендные отношения), понятие "месторасположение" ("местонахождение") не используется. Вместо понятия "местонахождение" воздушного судна применяется понятие "место регистрации" воздушного судна или "национальная принадлежность" ("национальность") воздушного судна (ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.). Воздушные суда, арендуемые или взятые в лизинг российскими лицами у иностранных компаний, внесены в реестры соответствующих государств. В этих же реестрах зарегистрировано и право собственности на указанные суда. Такая регистрация признается правилами Воздушного кодекса Российской Федерации. Как установлено ст. 131 ГК РФ, в Российской Федерации государственной регистрации подлежит право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. В соответствии с этим правилом при аренде российскими лицами воздушных судов, право собственности на которые принадлежит иностранцам и зарегистрировано в иностранных реестрах, в Российской Федерации может быть зарегистрировано лишь право аренды таких воздушных судов российскими арендаторами. Таким образом, местонахождение воздушных судов, в том числе и воздушных судов, арендованных российскими авиакомпаниями у иностранцев, считается место их регистрации, т.е. то государство, в реестре которого зарегистрированы воздушное судно и право собственности на него.
Л.Полежарова
Советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга,
член Международной налоговой
ассоциации (IFA)
Подписано в печать
10.08.2005
"Финансовая газета", 2005, N 32
Бухгалтерские консультации
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Каким образом определяется месторасположение недвижимого имущества иностранной организации, если таковым являются воздушные суда?
Вернутся в раздел Бухгалтерские консультации