Комментарии к законам

Статья 10. Государственные природные биосферные заповедники. Комментарий к статье 10



Государственные природные биосферные заповедники отличаются от государственных природных заповедников тем, что они обладают статусом биосферных резерватов ЮНЕСКО, входят в международную систему биосферных резерватов и включают в свой состав биосферные полигоны - территории, на которых осуществляются глобальный экологический мониторинг и научные исследования. Положения о биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников утверждаются Министерством природных ресурсов РФ.
Согласно действующему законодательству, по своему правовому статусу (процедуре образования, режиму охраны) государственные природные биосферные заповедники не обладают особенностями по сравнению с обычными государственными природными заповедниками. Между тем Основными направлениями развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 г. предусмотрено внесение изменений в комментируемый Закон с целью уточнения порядка образования и функционирования биосферных полигонов биосферных заповедников. Предполагается также создание биосферных полигонов для всех государственных природных заповедников, имеющих статус биосферных резерватов ЮНЕСКО.
В Основных направлениях также отмечается, что важно на базе заповедников и национальных парков России обеспечить практическую реализацию основных принципов, предусмотренных принятой в 1995 г. Международной Севильской стратегией для биосферных резерватов, являющейся одним из инструментов претворения в жизнь концепции устойчивого развития. В этой связи следует существенно расширить перечень государственных природных заповедников и национальных парков, имеющих официальный статус биосферного резервата ЮНЕСКО, за счет заповедников и национальных парков, уже реализующих основные функции биосферных резерватов, предусмотренных Севильской стратегией, либо перспективных для их реализации.
Разработчики Основных направлений считают целесообразным уделять особое внимание сотрудничеству с приграничными государствами, направленному на сохранение ландшафтного и биологического разнообразия на территориях, прилегающих к государственной границе.
При этом в качестве приоритетов в Основных направлениях закрепляется заключение межгосударственных соглашений:
с Монголией о создании трансграничного резервата в составе биосферного заповедника "Убсунурская котловина" (Россия, Республика Тыва) и находящегося в бассейне озера Убсунур Монгольского заповедника;
с Украиной о создании трансграничного резервата в составе биосферного заповедника "Брянский лес" (Россия, Брянская область) и национального парка "Деснянско-Старогутский" (Украина);
с Казахстаном о создании трансграничного резервата в составе биосферного заповедника "Катунский" (Россия, Республика Алтай) и прилегающего национального парка в Казахстане;
с Монголией и Китаем о создании трехстороннего трансграничного резервата в составе создаваемого в России (Республика Алтай) Сайлюгемского заповедника и аналогичных территорий в Монголии и Китае;
с Грузией и Азербайджаном о создании трехстороннего трансграничного резервата в составе создаваемого в России (Республика Дагестан) Тляратинского участка Дагестанского заповедника, Лагодехского (Грузия) и Закатальского (Азербайджан) заповедников;
с Финляндией о создании трансграничных резерватов в составе национального парка "Паанаярви" (Россия, Республика Карелия), планируемого к созданию заповедника "Ингерманландский" (Россия, Ленинградская область) и соответствующих финских национальных парков;
с Норвегией о создании трансграничного резервата в составе российского заповедника "Пасвик" и прилегающего норвежского природного резервата;
с США о создании трансграничных резерватов в составе создаваемого национального парка "Берингия" (Россия, Чукотский автономный округ), биосферного заповедника "Командорский" (Россия, Камчатская область) и соответствующих национальных парков и рефугиумов Аляски.




Вернутся в раздел Комментарии к законам