Комментарии к законам

Статья 49. Гражданско-правовые способы защиты авторского права и смежных прав. (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ)



1. Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;
в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.
Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом.
Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.
3. Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда.
4. Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав в установленном законом порядке вправе обратиться для защиты своих прав в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.
5. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, в порядке, установленном законом, вправе обращаться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией.
Комментарий к статье 49
1. Как справедливо отмечается в юридической литературе, любой правовой институт можно считать реально действующим только в том случае, если правообладатель имеет достаточно средств для пресечения нарушений и восстановления нарушенных прав. Только в этом случае конкретно взятое право имеет содержание <*>.
--------------------------------
<*> Моргунова Е.А., Рузакова О.А. Авторское право: комментарий законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. М., 2004. С. 7.
Пункт 1 комментируемой статьи заявляет, что обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом РФ. В первую очередь речь идет о гражданско-правовых способах защиты, предусмотренных ст. 11 - 16 ГК РФ. Кроме того, в зависимости от характера нарушения, могут применяться нормы о возмещении вреда (ст. 1064 - 1083 ГК РФ), ст. 150, 151, 1099 - 1101 ГК РФ о моральном вреде, а также о нарушении обязательств (ст. 393 - 406 - применительно к отношениям, возникшим из авторского договора или договора о передаче смежных прав).
Общий порядок гражданско-правовой защиты нарушенных или оспоренных авторских и смежных прав предполагает обращение правообладателя с заявлением в суд (ст. 11 ГК РФ). Существует также специальный, административный порядок защиты, применяемый, в отличие от общего порядка, только в случаях, прямо указанных в законе. Такие случаи комментируемым Законом не предусмотрены.
Неюрисдикционная форма защиты представляет собой действия заинтересованных лиц, осуществляемые ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам.
2. Наиболее эффективной является юрисдикционная форма защиты прав в виде гражданско-правовой защиты, которая применяется одним из способов, предусмотренных законом. Рассмотрим некоторые из них.
Прежде всего это признание авторских прав. Данный способ подлежит применению только в юрисдикционном порядке и только в случае, если имеет место факт оспаривания либо отрицания авторского права. Как правило, признание права выступает в качестве необходимого условия применения других способов защиты. Так, для взыскания убытков, причиненных незаконным использованием произведения, истец первоначально должен доказать наличие у него авторских прав на это произведение. Признание права может заключаться, например, в публикации в печати о том, что какое-то произведение, изданное с нарушением права на имя, т.е. без указания фамилии автора, является произведением конкретного автора.
3. Еще одним способом гражданско-правовой защиты является восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Необходимость в рассматриваемом способе защиты может возникнуть тогда, когда нарушенное авторское право в результате правонарушения не прекращается и вполне возможно его реальное восстановление в первоначальном виде посредством устранения последствий правонарушения.
Так, автор, установивший, что в ходе подготовки созданного им произведения к опубликованию либо уже в процессе его использования в него были внесены изменения, согласия на которые он не давал, вправе требовать восстановления произведения в его первоначальном виде.
Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, может реализовываться в сочетании с другими способами защиты, такими, как взыскание убытков, а может иметь и самостоятельное значение. Например, если имело место бездоговорное использование произведения, автор вправе требовать как запрещения его дальнейшего использования, так и возмещения убытков, которые он понес в связи с таким использованием.
4. Сущность принуждения к исполнению обязанности в натуре - следующего способа гражданско-правовой защиты - заключается в том, что нарушитель по требованию потерпевшего должен реально выполнить те действия, которые он обязан совершить в силу обязательства, связывающего стороны (например, обязанность издательства опубликовать произведение в конкретный срок).
5. Теперь рассмотрим такие способы защиты авторских прав, как возмещение убытков, взыскание незаконно полученного дохода и выплата компенсаций за нарушение исключительных авторских прав.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ под "убытками" следует понимать расходы, которые правообладатель произведет для восстановления нарушенного права (оплата услуг адвоката, затраты на проведение экспертиз, оплата вывоза контрафактного тиража и т.д.), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его права не были нарушены (имеется в виду вознаграждение, которое могло быть получено правообладателем в соответствии с условиями авторского договора).
При этом законодатель установил, что если нарушителем были получены доходы, например от продажи контрафактного тиража книги, то правообладатель вправе требовать возмещения упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (абз. 2 п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Под "доходом" следует понимать все денежные суммы, прямо или косвенно полученные нарушителем от эксплуатации авторских прав.
При этом не следует смешивать такие понятия, как "доход" и "прибыль". Как известно, прибыль организации равняется доходу за вычетом издержек. Поэтому не случайно при принятии в 1993 г. Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" текст п. 3 ст. 31 Закона ("Вознаграждение в авторском договоре определяется в виде процента от прибыли...") был изменен: вместо понятия "прибыль" было введено понятие "доход". Сделано это было исключительно в интересах авторов и других правообладателей в связи с тем, что доход организацией будет получен в любом случае (даже если продукция будет продана ниже себестоимости), а вот прибыли может и не быть.
Согласно п. 2 ст. 49 Закона обладатели исключительных прав вправе требовать вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;
в двукратном размере стоимости экземпляров произведений либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений.
При этом сказано, что обладатели исключительных прав могут требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений либо за допущенные правонарушения в целом.
В прежней редакции Закона компенсационная "вилка" составляла от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда.
Введение в законодательство об интеллектуальной собственности такой меры ответственности, как выплата компенсации, обусловлено прежде всего необходимостью обеспечить ей более эффективные охрану и защиту, адекватные масштабам "пиратства" и "теневой" экономики в России. В условиях массового выпуска и распространения контрафактной продукции, незаконного предпринимательства, недобросовестной конкуренции, нарушения правил торговли, сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов правообладателю довольно сложно обосновать в суде наличие и размер убытков, а тем более доказать размер полученного нарушителем дохода. В результате фальсификации значимых для дела документов реальные тиражи незаконно выпущенных произведений, доходы и прибыль, полученные от их реализации, практически всегда остаются в тени. Раскрутить же цепочку подлогов и махинаций ответчика - занятие кропотливое, требующее значительных издержек.
Но, несмотря на кажущуюся универсальность компенсации как способа защиты прав, авторы, отстаивая свои права с ее помощью, долгое время сталкивались на практике с различными трудностями и противоречиями.
Во-первых, не существовало и не существует до сих пор единой системы определения размера компенсации. Во-вторых, суды долгое время неправильно трактовали и применяли норму Закона о компенсации, а именно требовали от правообладателей доказать размер требуемой компенсации, а также пытались сопоставлять размер компенсации с суммой причиненных убытков. Приведем один показательный случай.
Басманным районным судом г. Москвы в 1997 г. было вынесено решение о взыскании с известной московской фирмы звукозаписи компенсации в размере 150 минимальных размеров оплаты труда за нарушение имущественных и неимущественных прав автора Б. при использовании созданных им фотографий на буклете видеокассеты. Вынося решение и определяя сумму компенсации, суд принял во внимание количество незаконно использованных произведений (фотографий) и тираж видеокассеты. Однако ответчику удалось обжаловать решение в кассационной инстанции, указав на то, что из решения суда первой инстанции не следует, каким именно образом учтен тираж носителя и количество фотографий. Кроме того, по словам ответчика, суд не исследовал вопрос о конкретном размере нанесенного автору ущерба, а затем не соотнес его с требуемой суммой компенсации. Доводы ответчика были ошибочно приняты судом второй инстанции, и дело вернулось на новое рассмотрение в суд первой инстанции, где и пролежало несколько лет (ответчик перестал являться в суд, а, учитывая вынесенное кассационной инстанцией определение, где указывалось, на что необходимо обратить внимание суду при новом рассмотрении дела по существу, судья не использовала возможности вынесения заочного решения).
В начале 2000 г. по делу было все-таки вынесено заочное решение о взыскании с ответчика компенсации все в той же, что и три года назад, сумме - 150 МРОТ. Представители истца убедили суд пойти на такое "рискованное мероприятие" только после того, как Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ 28 сентября 1999 г. издал информационное письмо N 47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", в п. 13 которого указано: компенсация, установленная подп. 5 п. 1 ст. 49 Закона, подлежит взысканию при доказанности правонарушения, а не убытков. Несмотря на то, что письмо ВАС РФ носит только рекомендательный характер и к общей юрисдикции отношения не имеет, изложенная в нем точка зрения была принята Басманным судом <*>.
--------------------------------
<*> В. Погуляев. Компенсация - особый способ защиты исключительных прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. N 12. С. 50.
Теперь в новой редакции ст. 49 Закона прямо сказано, что компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков. Что же касается определения ее конкретного размера, то представляется, что он должен определяться судом исходя из объективных критериев, к которым можно отнести:
масштаб и последствия нарушения;
степень вины и экономические возможности нарушителя;
стремление нарушителя урегулировать допущенное нарушение мирным путем.
6. Следующим гражданско-правовым способом защиты является компенсация морального вреда. Если нарушением авторских прав их обладателю причинены нравственные страдания, испытанные потерпевшим в связи с нарушением принадлежащих ему авторских прав, то он вправе потребовать от нарушителя денежной компенсации. Правовые аспекты применения рассматриваемого способа изложены в ст. 151, 1099 - 1101 ГК РФ.
Отметим, что претендовать на компенсацию морального вреда могут только автор или его наследники (иные правопреемники, получившие права по авторскому договору, таким правом не наделены). На требования компенсации морального вреда не распространяются сроки исковой давности. Моральный вред возмещается только в денежной форме.




Вернутся в раздел Комментарии к законам