Комментарии к законам

Статья 43. Обжалование решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения. Комментарий к статье 43



1. Комментируемая статья устанавливает возможность обжалования решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения. Порядок и основания обжалования решений суда определены в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, согласно ст. 337 не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции могут быть обжалованы в кассационном порядке:
- решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов - в Верховный Суд Российской Федерации;
- решения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации - в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
2. Кассационные жалоба, представление должны содержать:
1) наименование суда, в который адресуется жалоба, представление;
2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения;
3) указание на решение суда, которое обжалуется;
4) требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;
5) перечень прилагаемых к жалобе, представлению доказательств.
Верховный Суд Российской Федерации должен рассмотреть поступившее по кассационным жалобе, представлению дело не позднее чем в течение двух месяцев со дня его поступления.
3. Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции, подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения. Суд кассационной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
4. Основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
5. Так, согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 7 октября 2003 года по делу N 31-Г03-11 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в открытом судебном заседании 7 октября 2003 г. по кассационной жалобе регионального отделения политической партии "Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса" в Чувашской Республике на решение Верховного суда Чувашской Республики от 19 августа 2003 г. дело по заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике о ликвидации регионального отделения политической партии "Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса" в Чувашской Республике.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителей Управления Министерства юстиции РФ по Чувашской Республике Ермака Д.А. (доверенность от 01.10.2003 N 36) и Садиковой Т.Э. (доверенность от 24.07.2003 N 28), Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
учредительным съездом политической партии "Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса" от 8 февраля 2002 года и 25 августа 2002 года (проходившем в два этапа) принято решение о создании регионального отделения партии в Чувашской Республике.
Решением общего собрания от 1 сентября 2002 года образовано региональное отделение политической партии "Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса" в Чувашской Республике, избраны руководящие органы регионального отделения: политический совет, председатель регионального отделения Борисова В.В., ревизионная комиссия регионального отделения партии.
3 марта 2003 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике произвело государственную регистрацию регионального отделения политической партии "Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса" в Чувашской Республике.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике обратилось в суд с иском о ликвидации регионального отделения партии по тем основаниям, что на момент его государственной регистрации 3 марта 2003 года отделение партии не имело членов партии, необходимых для регистрации регионального отделения, тогда как согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "О политических партиях" более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов партии, а в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее пятидесяти членов.
Информация, изложенная в представленном для государственной регистрации протоколе общего собрания от 1 сентября 2002 года, о том, что численность членов регионального отделения партии составляет 102 человека, в ходе проведенной специалистами Управления МЮ РФ по Чувашской Республике проверки не нашла подтверждения: прием в члены партии в соответствии с уставом не осуществлялся, решение о приеме в члены партии политическим советом регионального отделения партии и федеральным политическим советом партии на момент регистрации не принималось, поскольку решение о приеме в члены регионального отделения партии 102 человек было принято после регистрации регионального отделения партии, согласно представленному решению политического совета регионального отделения партии - 6 мая 2003 года.
Данные нарушения закона являются грубыми и носят неустранимый характер, в связи с чем в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" основанием для обращения регистрирующего органа в суд с требованиями о ликвидации юридического лица являются допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, и неоднократные либо грубые нарушения закона или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона предусмотрено, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Решением Верховного суда Чувашской Республики от 19 августа 2003 г. заявление было удовлетворено.
В кассационной жалобе регионального отделения политической партии "Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса" в Чувашской Республике поставлен вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения не усматривает.
В соответствии с п. 1. ст. 38 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" на Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы возложен контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий.
Статья 15 данного Федерального закона предусматривает регистрацию политической партии и ее регионального отделения уполномоченными органами.
Заявление Управления Министерства юстиции РФ по Чувашской Республике было обосновано отсутствием членов в региональном отделении партии на момент его регистрации. Вывод суда о том, что эти доводы являются обоснованными, подтвержден материалами дела и является правильным.
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона "О политических партиях" предусмотрено, что политическая партия более чем в половине субъектов Российской Федерации должна иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов, а в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 50 членов политической партии.
В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона "О политических партиях" прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии.
В соответствии со ст. 9 устава политической партии "Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса" прием в члены партии осуществляется на основании письменного заявления вступающего, которое подается в региональное отделение по месту постоянного или преимущественного проживания. Решение о принятии лица в члены партии принимается политическим советом регионального отделения.
В исключительных случаях, в том числе в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации регионального отделения партии, заявление подается в федеральный политический совет, который принимает решение о приеме в члены партии.
Из материалов дела усматривается, что на регистрацию регионального отделения партии был представлен протокол собрания об образовании регионального отделения, согласно которому численность членов регионального отделения партии составляет 102 человека. Между тем согласно справке от 19 июня 2003 года, составленной по результатам проверки деятельности регионального отделения политической партии, проведенной специалистами Управления Министерства юстиции РФ по ЧР, следует, что при регистрации регионального отделения партии были представлены недостоверные сведения о численности членов регионального отделения партии. На момент регистрации регионального отделения партии имелось только одно решение о принятии трех членов партии, а не 102 ее членов.
Довод о том, что заявления о приеме в члены регионального отделения партии были адресованы в федеральный политический совет партии, который своим решением от 1 октября 2002 года принял в члены партии 102 человека, а также о том, что 25 декабря 2002 года было принято решение о вступлении в члены партии трех членов, судом проверялся и был правильно оценен в решении как не являющийся основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку региональное отделение политической партии "Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса" в Чувашской Республике не имело на момент государственной регистрации необходимого числа членов партии, правильным является и вывод суда о том, что это нарушение норм Федерального закона "О политических партиях" носит неустранимый характер.
Данное обстоятельство является основанием для ликвидации регионального отделения по решению суда как в соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", так и в соответствии с подпунктом "в" п. 3 ст. 42 Федерального закона "О политических партиях".
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании ст. ст. 360, 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила:
решение Верховного суда Чувашской Республики от 19 августа 2003 г. оставить без изменения, кассационную жалобу регионального отделения политической партии "Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса" в Чувашской Республике - без удовлетворения.
6. Отмена решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения влечет за собой возмещение государством всех убытков, понесенных политической партией в связи с:
- незаконным приостановлением ее деятельности;
- незаконным приостановлением деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии;
- незаконной ликвидацией политической партии;
- незаконной ликвидацией ее регионального отделения и иного структурного подразделения.




Вернутся в раздел Комментарии к законам