Комментарии к законам

Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации политической партии, созданной путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения. Комментарий к статье 17



1. Комментируемая статья устанавливает перечень необходимых документов для государственной регистрации политической партии, созданной путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.
Согласно Федеральному закону от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общероссийские политические общественные объединения, созданные до вступления в силу комментируемого Федерального закона, должны были преобразовываться в политические партии в течение двух лет со дня его вступления в силу, т.е. с 25.05.1995 года.
2. Для регистрации политической партии подается заявление, подписанное уполномоченными лицами общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, с указанием фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов таких лиц.
Форма заявления о государственной регистрации политической партии, создаваемой путем реорганизации, утверждена Приказом Минюста РФ от 12.07.2002 N 199 "Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации торгово-промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица".
ЗАЯВЛЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
_________________________________
(вид объединения)
СОЗДАВАЕМОГО ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ
-----T------------------------------------T----------------------¬
¦1. ¦Наименование объединения ¦ ¦
+----+------------------------------------+----------------------+
¦1.1.¦Полное, с указанием ¦ ¦
¦ ¦организационно-правовой формы ¦ ¦
+----+------------------------------------+----------------------+
¦1.2.¦Сокращенное ¦ ¦
+----+------------------------------------+----------------------+
¦1.3.¦Краткое ¦ ¦
+----+------------------------------------+----------------------+
¦1.4.¦1.4.1. На языке народов Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации ¦ ¦
¦ +------------------------------------+----------------------+
¦ ¦1.4.2. Указать, на каком языке ¦ ¦
+----+------------------------------------+----------------------+
¦1.5.¦На иностранном языке ¦ ¦
+----+------------------------------------+----------------------+
¦ ¦1.5.1. Указать, на каком языке ¦ ¦
+----+------------------------------------+----------------------+
¦2. ¦Сведения о постоянно действующем ¦ ¦
¦ ¦руководящем органе: ¦ ¦
+----+------------------------------------+----------------------+
¦2.1.¦Местонахождение постоянно ¦ ¦
¦ ¦действующего руководящего органа ¦ ¦
¦ ¦(по которому осуществляется связь с ¦ ¦
¦ ¦общественным объединением) ¦ ¦
+----+------------------------------------+----------------------+
¦2.2.¦Наименование постоянно действующего ¦ ¦
¦ ¦руководящего органа ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------------+----------------------+
¦2.3.¦Цели объединения ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------------+----------------------+
¦2.4.¦Дата проведения съезда (конференции,¦ ¦
¦ ¦общего собрания по реорганизации ¦ ¦
¦ ¦объединения) ¦ ¦
+----+------------------------------------+----------------------+
¦3. ¦Форма реорганизации ¦Преобразование ¦
¦ ¦ ¦Выделение ¦
¦ ¦ ¦Присоединение ¦
¦ ¦ ¦Слияние ¦
¦ ¦ ¦(нужное подчеркнуть) ¦
+----+------------------------------------+----------------------¦
¦4. ¦4.1. Сведения о заявителях (Ф.И.О. и подпись) <*>: ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦4.1.1. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦4.1.2. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦4.1.3. ¦
¦ +-----------------------------------------------------------+
¦ ¦4.2. Дата подписи заявления "__" _________ 200_ г.¦
+----+-----------------------------------------------------------+
¦5. ¦Нотариальное удостоверение подписей заявителей (заполняется¦
¦ ¦в соответствии со ст. 80 Основ законодательства Российской¦
¦ ¦Федерации о нотариате) ¦
+----+-----------------------------------------------------------¦
¦ ¦5.1. Подпись заявителей удостоверяю¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ Нотариус¦
¦ ¦М.П. ¦
+----+------------------------------------T----------------------+
¦ ¦5.2. ИНН нотариуса (при его наличии)¦ ¦
+----+------------------------------------+----------------------+
¦ ¦5.3. Телефон нотариуса ¦ ¦
+----+------------------------------------+----------------------+
¦6. ¦Заполняется должностным лицом, принявшим заявление ¦
¦ +------------------------------------T----------------------+
¦ ¦6.1.1. Документы представлены ¦Почтовым отправлением ¦
¦ ¦(нужное подчеркнуть) ¦На приеме ¦
¦ +------------------------------------+----------------------+
¦ ¦6.1.2. Дата получения ¦"__" _________ 200_ г.¦
¦ +------------------------------------+----------------------+
¦ ¦6.1.3. Входящий номер ¦ ¦
¦ +------------------------------------+----------------------+
¦ ¦6.1.4. Должность, Ф.И.О. работника, ¦______________ ¦
¦ ¦принявшего документы ¦ (подпись) ¦
L----+------------------------------------+-----------------------
--------------------------------
<*> Сведения о заявителях: должность в объединении, ФИО - полностью, ИНН (при его наличии), адрес места жительства и контактный телефон прилагаются к заявлению на отдельном листе.
3. К заявлению в обязательном порядке прикладывается устав политической партии в двух экземплярах, который должен содержать:
1) цели и задачи политической партии;
2) наименование политической партии, в том числе сокращенное, а также описание символов (если они имеются);
3) условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов;
4) порядок учета членов политической партии;
5) порядок создания, реорганизации и ликвидации политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;
6) порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенцию указанных органов;
7) порядок внесения изменений и дополнений в устав политической партии и ее программу;
8) права политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в области управления денежными средствами и иным имуществом, финансовую ответственность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений и порядок отчетности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений;
9) порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах;
10) основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, порядок исключения кандидатов из выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, списков кандидатов.
4. Устав брошюруется, нумеруется, заверяется уполномоченными лицами общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию. К нему прикладывается текст устава в машиночитаемом виде; этого не требовалось по ранее действующей редакции комментируемого Закона.
5. Вместе с заявлением подается программа политической партии, определяющая принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач, заверенная уполномоченными лицами общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, а также текст программы в машиночитаемом виде.
6. Кроме того, вместе с заявлением подаются:
1) заверенные уполномоченными лицами общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, копии решений съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения об:
- их преобразовании в политическую партию;
- о принятии устава политической партии и о принятии ее программы;
- о преобразовании региональных отделений общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в региональные отделения политической партии;
- о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования;
2) документ об уплате государственной пошлины;
3) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией;
4) экземпляр "Российской газеты", где были опубликованы сведения о месте и дате проведения съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию;
5) заверенные уполномоченными лицами региональных отделений общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения с решениями о преобразовании региональных отделений общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в региональные отделения политической партии и с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, с соблюдением следующих требований:
- политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
- в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии. Политические партии до 1 января 2006 года должны привести свою численность в соответствие с указанным требованием о количестве членов политической партии;
- руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
6) передаточный акт общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, составленный в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, согласно ст. 59 которого передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
7. Что касается ч. 2 комментируемой статьи, то после внесения изменений, внесенных Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ, по сравнению с ранее действующей редакцией, новым является только включение слова "материалов". Таким образом, федеральный уполномоченный орган в день получения документов и материалов выдает уполномоченным лицам политической партии документ, подтверждающий их получение. Федеральный уполномоченный орган не вправе требовать от политической партии представления документов, не предусмотренных данной статьей для государственной регистрации политической партии.
8. Рассмотрение заявления о государственной регистрации производится на основании Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 2003 г. N 68 "Об утверждении правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации", согласно которому Министерство юстиции Российской Федерации рассматривает заявления и принимает решение о государственной регистрации общероссийских и международных общественных объединений.
Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации рассматривают заявления и принимают решение о государственной регистрации межрегиональных общественных объединений по месту нахождения постоянно действующих руководящих органов этих объединений, региональных и местных общественных объединений, региональных и местных отделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений.
9. Принятию решения о государственной регистрации политической партии предшествует подготовка материалов к рассмотрению, в ходе которой анализируются устав и другие учредительные документы с точки зрения:
- соответствия Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц", Федеральному закону "Об общественных объединениях", Федеральному закону "О политических партиях";
- наличия полного перечня требуемых по закону учредительных документов;
- соблюдения надлежащего порядка и правильности оформления учредительных документов;
- достоверности информации, содержащейся в представленных на государственную регистрацию учредительных документах;
- соответствия названия общественного объединения требованиям закона;
- наличия в едином государственном реестре юридических лиц зарегистрированного общественного объединения с тем же названием на территории, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность.
Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы в необходимых случаях осуществляют проверку учредительных документов и других материалов, представленных для государственной регистрации политической партии, которая предполагает:
- получение для ознакомления у обратившегося за государственной регистрацией общественного объединения подлинных экземпляров учредительных документов и иных материалов;
- получение справок и объяснений от представителей общественных объединений и других заинтересованных лиц и организаций по вопросам, связанным с государственной регистрацией общественного объединения;
- направление запросов в государственные органы и общественные объединения;
- получение заключений специалистов по вопросам, возникающим в связи с государственной регистрацией общественных объединений;
- совершение иных действий, вытекающих из требований закона.
10. По письменному заявлению общественного объединения материалы, представленные в Министерство юстиции или его территориальный орган, могут быть возвращены ему с отметкой об этом в журнале учета входящих документов в случае, если решение о государственной регистрации данного объединения в качестве юридического лица еще не принято (кроме одного экземпляра устава и заявления, которые остаются в Министерстве юстиции Российской Федерации или в его территориальном органе).
Имеющиеся замечания к представленным учредительным документам, требующие их доработки, но не препятствующие принятию решения о государственной регистрации соответствующего объединения, в официальном порядке могут доводиться Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальными органами до сведения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения в письменном виде.
Редактирование находящихся на рассмотрении в Министерстве юстиции или его территориальном органе учредительных документов не допускается.
11. Представлять интересы общественного объединения по вопросам его государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и в его территориальных органах могут:
- без доверенности - руководители общественного объединения, наделенные в соответствии с его уставом правом представлять данное общественное объединение в органах государственной власти;
- другие лица - по доверенности, выдаваемой уполномоченным на то руководящим органом или правомочным должностным лицом общественного объединения в соответствии с его уставом.
12. Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы обязаны в месячный срок со дня подачи заявления рассмотреть его, принять решение о государственной регистрации общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в качестве политической партии и выдать свидетельство о государственной регистрации политической партии с подтверждением факта внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц либо отказать им в государственной регистрации и выдать заявителям мотивированный отказ в письменной форме, который может быть обжалован в судебном порядке.
Решение о государственной регистрации общественного объединения оформляется в виде заключения и утверждается распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации или его территориального органа.
13. На каждой странице всех экземпляров устава политической партии проставляется специальный штамп с указанием наименования органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, и даты принятия решения о государственной регистрации. Устав общественного объединения, направляемый в регистрирующий орган, прошивается и заверяется на обороте последнего листа подписью уполномоченного должностного лица, ответственного за ведение ведомственного реестра Министерства юстиции Российской Федерации или его территориального органа.
Устав политической партии, предназначенный для вручения представителю общественного объединения, прошивается и заверяется на обороте последнего листа подписью должностного лица, ответственного за принятие решения о государственной регистрации, и гербовой печатью Министерства юстиции Российской Федерации или его территориального органа.
Один экземпляр устава зарегистрированной политической партии и копия свидетельства о его государственной регистрации подшиваются в регистрационное дело, хранящееся в ведомственном реестре Министерства юстиции Российской Федерации или его территориальных органов.
14. Отказ в государственной регистрации политической партии по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
Отказ в государственной регистрации оформляется в форме заключения и утверждается Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом, и сообщается заявителю об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данной политической партии или ее регионального отделения.
Отказ в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения могут быть обжалованы в суд. Отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторных представлений документов для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения. Рассмотрение уполномоченными органами повторных представлений документов и вынесение по ним решений осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством.




Вернутся в раздел Комментарии к законам