Комментарии к законам

Статья 7. Гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей. Комментарий к статье 7



Согласно п. 1 настоящей статьи на арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".
Законодательными гарантиями обеспечения независимости судей при отправлении правосудия арбитражными судами субъектов РФ являются:
- назначение на должности судей арбитражных судов субъектов РФ без указания срока;
- исчерпывающий перечень оснований приостановления и прекращения их полномочий, закрепленный в Законе РФ "О статусе судей в РФ";
- существование квалификационных коллегий судей арбитражных судов, членами которых не могут быть председатели арбитражных судов субъектов РФ;
- отсутствие у председателя арбитражного суда субъекта РФ и его заместителей властно-контрольных полномочий в отношении судей данного суда при рассмотрении последними конкретных экономических споров.
Судебная власть в Российской Федерации в области разрешения экономических споров принадлежит только арбитражным судам в лице судей арбитражного суда и привлеченных в установленном законом порядке арбитражных заседателей, которые осуществляют правосудие в случаях, предусмотренных законом. При осуществлении правосудия арбитражные заседатели пользуются правами и исполняют обязанности судьей арбитражного суда. Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону.
Комментируемый Закон устанавливает ряд гарантий, призванных обеспечить независимость арбитражных заседателей в период осуществления своих обязанностей.
Так, на арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" <*>.
--------------------------------
<*> Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. М.: Изд-во "БЕК", 1996.
В информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. сказано, что вопросы ответственности судей решаются с учетом того, что Конституцией и законодательством Российской Федерации судьи наделены особым статусом. Конституция РФ (ч. 1 ст. 122) провозгласила неприкосновенность судей в качестве принципа, исходя из которого решаются конкретные вопросы ответственности судей. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ч. 2 ст. 122). Так, согласно п. 3 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон) уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда (п. 4 ст. 16 Закона).
Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении (п. 2 ст. 16 Закона).
Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден (п. 5 ст. 16 Закона). Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом РФ (п. 7 ст. 16 Закона).
Усложненный порядок возбуждения уголовного дела в отношении судьи, привлечения его к уголовной ответственности, заключения под стражу (с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей) выступает лишь в качестве процедурного механизма и способа обеспечения независимости судей и не означает освобождения их от уголовной или иной ответственности. При наличии достаточных оснований и с соблюдением установленных в федеральном законодательстве процедур судья за допущенные им нарушения законов может быть привлечен как к уголовной, так и к иной ответственности, в связи с чем могут быть не только приостановлены, но и прекращены его полномочия.
Постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. "По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Р.И. Мухаметшина и А.В. Барбаша" указывает, что в связи с заявлением Р.И. Мухаметшина и.о. Генерального прокурора Российской Федерации внес в Квалификационную коллегию судей Удмуртской Республики представление о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении председателя Октябрьского районного народного суда города Ижевска Н.П. Гусева. Руководствуясь п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Квалификационная коллегия судей Удмуртской Республики своим решением от 12.08.1994 г. признала "невозможным выразить согласие на возбуждение в отношении Гусева Н.П. уголовного дела" и отказала в удовлетворении этого представления. Полагая, что п. 3 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" противоречит ст. ст. 17 и 19 Конституции РФ и существенно нарушает его права, Р.И. Мухаметшин обратился с жалобой в Конституционный Суд РФ. Аналогичная жалоба поступила и от А.В. Барбаша, которому по тем же основаниям было отказано в возбуждении уголовных дел в отношении двух судей Хорошевского межмуниципального (районного) народного суда города Москвы. Конституция РФ провозглашает неприкосновенность судьи в качестве принципа, исходя из которого решаются конкретные вопросы неприкосновенности и ответственности судей; судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом Федеральным законом.
Установленное в п. 3 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в РФ" правило о недопустимости возбуждения уголовного дела в отношении судьи без согласия на то квалификационной коллегии судей выступает одной из гарантий неприкосновенности судей. Судейская неприкосновенность является определенным исключением из принципа равенства всех перед законом и судом и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности. Это обусловлено тем, что общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия <*>.
--------------------------------
<*> Справочник "Социально-экономические проблемы России". ФИПЭР, 1999.
Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением власти, самостоятельностью и независимостью судебной власти. Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов и, прежде всего, интересов правосудия. Следует также учитывать особый режим судейской работы: повышенный профессиональный риск, наличие различных процессуальных и организационных средств контроля за законностью действий и решений судьи.
Судья призван осуществлять свои полномочия независимо от чьих-либо пристрастий и посторонних влияний. В этих целях Конституция РФ закрепляет специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантирует несменяемость, независимость и неприкосновенность судей. Тем самым обеспечивается самостоятельность судебной власти. Наличие такой регламентации на конституционном уровне отличает правовой статус судей от статуса граждан и тех должностных лиц, которые согласно Конституции РФ обладают неприкосновенностью.
Квалификационная коллегия судей является органом судейского сообщества, обеспечивающим реализацию законодательства о статусе судей. Придание решению соответствующей квалификационной коллегии значения обязательного условия, без которого невозможна сама постановка вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении судьи, не выходит за рамки необходимых и достаточных гарантий судейской неприкосновенности. Отказ квалификационной коллегии судей дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи не является непреодолимым препятствием.
Как следует из п. 26 Положения о квалификационных коллегиях судей, решение квалификационной коллегии об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей РФ. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и иными законодательными актами РФ действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, могут быть обжалованы в суд. Никаких исключений из этого конституционного принципа законодательство РФ не допускает <*>.
--------------------------------
<*> Всероссийское демократическое совещание, второе заседание. "Решение о судебно-правовой реформе", 03.12.2001, г. Москва.
Таким образом, в суд может быть обжаловано и решение квалификационной коллегии судей об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи постольку, поскольку этим решением затрагиваются права как самого судьи, так и гражданина, пострадавшего от его действий. Наличие такой возможности служит реальной гарантией осуществления конституционного права каждого на судебную защиту, а также прав, предусмотренных ст. ст. 52 и 53 Конституции РФ. Вместе с тем федеральным законодательным и судебным органам надлежит конкретизировать порядок судебного обжалования решений квалификационных коллегий о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи. Установленный п. 3 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" усложненный порядок возбуждения уголовного дела в отношении судьи выступает лишь в качестве процедурного механизма и способа обеспечения независимости судей и не означает освобождения их от уголовной или иной ответственности. При наличии достаточных оснований и с соблюдением установленных в федеральном законодательстве процедур судья за допущенные им нарушения законов может быть привлечен как к уголовной, так и к иной ответственности, в связи с чем могут быть не только приостановлены, но и прекращены его полномочия. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 71, 72, 75, 99, 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд РФ постановил признать п. 3 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" соответствующим Конституции РФ.
Закон РФ "О статусе судей" и АПК РФ говорят о независимости судей "при осуществлении правосудия", а не вообще об их независимости. Это введенное в ст. 5 АПК РФ дополнение вовсе не означает, будто судьи арбитражного суда независимы и подчиняются только закону лишь при рассмотрении ими спора, то есть во время, когда они участвуют в судебном заседании, а до заседания и после него принцип не действует. Закрепление дополнения "при осуществлении правосудия" преследует лишь одну цель - четко определить сферу действия принципа независимости судей и подчинения их только закону: он имеет место лишь при исполнении судьями арбитражных судов своих служебных обязанностей и не функционирует вне этой сферы.
Принцип независимости судей и подчинения их только закону распространяется на все стадии процесса и по отношению к судьям всех арбитражных судов и арбитражным заседателям. Он проявляет себя во взаимоотношениях, складывающихся внутри состава суда, при коллегиальном рассмотрении дела, в отношениях нижестоящих арбитражных судов с вышестоящими в единой системе арбитражных судов, в отношениях суда с гражданами, должностными лицами, государственными и иными органами, организациями, не участвующими в деле. Когда речь заходит о принципе независимости судей и подчинения их только закону, проблема часто сводится к гарантиям его реализации. И это понятно: без развитой системы гарантий, в том числе и юридических, этот правовой принцип становится всего лишь декларацией.
Принцип независимости судей арбитражных судов обеспечивается многими нормами и институтами АПК РФ и ряда других законов и прежде всего действием в арбитражном судопроизводстве принципов законности, гласности, непрерывности. Соблюдение его гарантируется недопустимостью повторного участия судей в рассмотрении дела, наличием института отвода судей и арбитражных заседателей, правил оценки доказательств судьями, правил о тайне совещательной комнаты и др.
Конституционные принципы правосудия - это закрепленные в Конституции РФ и федеральном законодательстве идейно-политические, руководящие правовые положения, выражающие демократическую сущность и специфические свойства правосудия и судебной власти с учетом национальных особенностей правовой и судебной систем России. Конституционные принципы правосудия играют важную роль в осуществлении задач по обеспечению законности и защиты прав человека. Особенность принципов правосудия заключается в том, что почти все они даны в Конституции РФ и в отраслевом законодательстве в виде конкретных норм судоустройства и процессуального права. Принципы правосудия обладают рядом признаков: принципы правосудия носят объективный характер. Они отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов.
В принципах отражаются правовые и нравственные идеи, господствующие в обществе. В связи с этим принципы правосудия изменяются и развиваются вместе с развитием общества; принципы правосудия являются руководящими положениями <*>. Все они обязательны для соблюдения всеми судами, независимо от занимаемого положения, а также лицами, участвующими в судебном разбирательстве. Кроме того, принципы правосудия являются руководством и для законодателей, которые должны при принятии новых законов учитывать их, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, не противоречили им; принципы правосудия носят общий характер. В них закрепляются основные направления организации судебных органов и их деятельности. Конкретизируются же они в других законах и, как правило, реализуются путем применения содержащихся в них норм.
--------------------------------
<*> Марков И.И. О принципах отправления правосудия. 2003.
К системе принципов правосудия относятся принципы:
- законности;
- осуществления правосудия только судом;
- независимости судей;
- осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
- обеспечения каждому права на судебную защиту;
- состязательности и равноправия сторон;
- гласности судопроизводства, национального языка судопроизводства;
- участия граждан в осуществлении правосудия;
- охраны чести и достоинства личности, непосредственности и устности судебного разбирательства.
Законность является универсальным правовым принципом, относящимся не только к правосудию, но и к деятельности всех государственных органов. Это вытекает из конституционного положения, закрепленного ст. 15 Конституции РФ и гласящего о том, что все государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с принципом законности суды обязаны соблюдать и иерархию законов. В случае коллизии норм законодательства суд должен руководствоваться сначала Конституцией РФ как основным законом, затем федеральными конституционными законами, а уже в последнюю очередь иными законами, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным конституционным законам.
В процессе судебной деятельности суд применяет нормы материального права, поэтому в соответствии с этим принципом он должен правильно разрешать спор о праве. Важность данного принципа обусловлена тем, что, осуществляя правосудие только в точном соответствии с законом, не допуская отступлений от установленной формы судопроизводства, суд может вынести обоснованное и законное решение, достичь тем самым истины по делу, выполнить поставленные перед ним задачи по охране прав граждан. Суд должен не только сам неуклонно соблюдать действующее законодательство, но и предупреждать, устранять нарушения закона со стороны участников судопроизводства, а также и других государственных органов, должностных лиц и граждан. Наличие хороших, демократичных законов - основа законности. Поэтому Концепция судебной реформы в РФ предусматривает обновление судебной системы и во многом устаревшего уголовного судопроизводства. Однако сами по себе законы не обеспечивают реализацию этого принципа.
Принцип законности проявляется в деятельности суда, и от судей зависит, насколько правильно законы применяются. Поэтому важны гарантии соблюдения законности. Все другие принципы правосудия являются этими гарантиями. Их соблюдение в конечном итоге будет означать и соблюдение законности.
Кроме того, гарантиями законности правосудия являются возможность обжалования и опротестования любых действий, решений суда, заявлять отводы судье, арбитражному заседателю; надзор вышестоящих судов за деятельностью нижестоящих в порядке кассационного и надзорного производства. Новое развитие в новом арбитражном законодательстве получил и принцип диспозитивности, закрепляющий право сторон и других участвующих в деле лиц свободно осуществлять в арбитражном суде свои материальные и процессуальные права. В АПК РФ введены многие новые нормы, раскрывающие богатое содержание этого принципа. В частности, в ст. 4 записано, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Отказ от права на обращение в арбитражный суд недействителен. В Кодексе введены нормы, предоставляющие истцу право требовать возврата поданного им искового заявления. В случае участия в деле нескольких истцов или ответчиков суд может привлечь другого ответчика к участию в деле только с согласия истца. Ответчику предоставлено право предъявить встречный иск.
В новом АПК РФ впервые установлен институт мирового соглашения. В случае достижения сторонами мирового соглашения оно оформляется письменно и утверждается определением арбитражного суда. Широкими правами наделяются участвующие в деле лица и в судах апелляционной и кассационной инстанций. Лица, участвующие в деле, сами решают вопрос о необходимости обжалования решения, определения, постановления <*>. Подписать апелляционную и кассационную жалобу имеет право представитель, если он наделен соответствующими полномочиями. Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Статья 1 Закона РФ "О судебной системе РФ" определяет, что никто, кроме судов в лице судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
--------------------------------
<*> Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. В.П. Божьева. Изд. "Спарк", 1997.
Функция осуществления правосудия предоставлена только суду в связи с тем, что ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями для принятия законного и обоснованного решения по делу. Именно в стадии судебного разбирательства проявляются все принципы судопроизводства и правосудия. Реализация принципа осуществления правосудия только судом обеспечивается нормами судоустройственного и процессуального права. Закон РФ "О судебной системе РФ" перечисляет все суды, действующие на территории РФ, и запрещает создавать чрезвычайные суды. АПК РФ детально регламентирует процедуру осуществления правосудия. Вмешательство в осуществление правосудия является серьезным правонарушением. Принцип независимости судей закреплен в ст. 120 Конституции РФ.
Это конституционное положение нашло отражение в таких законах, как Закон РФ "О судебной системе РФ", Закон РФ "Об арбитражных судах в РФ". В ст. 1 Закона "О статусе судей в РФ" указано: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны".
Независимость судей заключается в том, что исключается любое воздействие на них со стороны других лиц и организаций при разрешении ими конкретных уголовных, гражданских и арбитражных дел. При рассмотрении дела суд руководствуется не мнениями участников процесса, а законом, принимает решения по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех материалов дела, анализе всех представленных доказательств <*>.
--------------------------------
<*> Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Изд. "Зерцало", 1997.
Значение данного принципа состоит в том, что только независимый и беспристрастный суд может справедливо рассмотреть арбитражное дело, вынести по нему законное и обоснованное решение. Согласно Закону РФ "О статусе судей РФ" независимость судей обеспечивается: наличием особой процедуры осуществления правосудия; установлением запрета под угрозой ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; установлением порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; наличием особой защиты государством судей, членов их семей и имущества.
Независимость судьи зависит во многом и от него самого, от его моральных и профессиональных качеств. Поэтому гарантией независимости является установленный законом порядок отбора кандидатов на должность судьи, обеспечивающий формирование действительно независимого, беспристрастного судейского корпуса. При наличии обоснованных сомнений в беспристрастности судьи, арбитражного заседателя они подлежат отводу. Независимость судей гарантируется и несменяемостью судей. Судья не может быть переведен на другую работу, в другой суд без его согласия. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Проблемой в настоящее время является исключение влияния на судей со стороны председателей судов, других судей. Определенные гарантии предоставляет регулируемый процессуальным законом порядок принятия решений. Однако все еще встречаются случаи дачи председателями судов судьям указаний по конкретным делам. Принцип осуществления правосудия - на началах равенства всех перед законом и судом.
Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Статья 7 Закона РФ "О судебной системе РФ" определяет, что суд не отдает предпочтения участвующим лицам в зависимости от их государственной, социальной, политической принадлежности и т.д. Равенство перед законом означает, что не могут приниматься законы, дискриминирующие граждан по одному или нескольким указанным выше признакам. Равенство перед судом предполагает, что суд, рассматривая арбитражное дело, предоставляет гражданам, участвующим в процессе, возможность пользоваться правами не в зависимости от их имущественного, социального положения, а только на основании того, каким субъектом процесса они являются: истцом, ответчиком и т.д. Суд не может создавать для кого бы то ни было не предусмотренные законом преимущества или ограничения. Равенство всех перед законом и судом гарантируется единым судом и единым правом. В государстве нет судов для определенных слоев населения, национальности, вероисповедания. Порядок же судопроизводства различается только в зависимости от категории дела и является единым для всех дел данной категории.
Обеспечение каждому гражданину судебной защиты его прав и свобод предусмотрено ст. 46 Конституции РФ. А в соответствии со ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Сущность данного принципа заключается в том, что любое лицо, считающее, что решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц нарушают его законные права и свободы, вправе обратиться в суд с жалобой по этому поводу. Признание права на судебную защиту в качестве принципа правосудия означает, что правосудие является наиболее эффективным средством защиты прав личности, что судебная процедура в наибольшей степени гарантирует объективное и беспристрастное рассмотрение дела, принятие законного и обоснованного решения. Принцип состязательности и равноправия сторон провозглашен ч. 3 ст. 123 Конституции РФ.
Состязательность судебного процесса означает такое его построение, при котором функция суда по разрешению дела отделена от позиции истца и от позиции ответчика. Эти стороны наделены равными процессуальными правами по предоставлению доказательств, заявлению ходатайств, обжалованию действий и решений суда. Функция разрешения дела является исключительной компетенцией суда. Суд обязан обеспечить каждой стороне реализацию ее законных прав, проследить, чтобы действия сторон осуществлялись в рамках закона. Принцип состязательности и равноправия сторон имеет большое значение для правильного и объективного рассмотрения дела и вынесения справедливого и обоснованного решения.
Принцип гласности закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, где установлено, что разбирательство во всех судах открытое. Открытое разбирательство означает, что при слушании арбитражных дел доступ в зал свободен для всех граждан, за исключением лиц, не достигших 16-летнего возраста, если они не являются участниками процесса или свидетелями, представителей прессы, а ход и результаты процесса могут освещаться в средствах массовой информации. Количество лиц, желающих присутствовать на процессе, может быть ограничено только в силу недостаточной вместимости зала судебного разбирательства. В тех случаях, когда число желающих слишком велико по сравнению с количеством мест в зале, их доступ может быть прекращен для обеспечения нормального хода судебного процесса. Не запрещена законом и теле-, видеосъемка судебного заседания, если это не отразится на судебном процессе. Данный принцип является одним из показателей демократизма судопроизводства. Допуская граждан, средства массовой информации на судебное разбирательство, суд тем самым обеспечивает контроль народа за деятельностью судебной власти <*>.
--------------------------------
<*> Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.В. Лазарева, 1997.
Гласность судебного разбирательства является важным условием вынесения справедливого и обоснованного решения по делу, побуждает судей и других участников процесса добросовестно выполнять свои процессуальные обязанности, затрудняет оказание давления на суд, что гарантирует его независимость и подчинение только закону. Вместе с тем, предоставляя право гражданам присутствовать на судебном заседании, закон возлагает на них и обязанность соблюдать тишину, порядок, не мешать участникам процесса и подчиняться распоряжениям председательствующего. В случае неподчинения этим требованиям и нарушения установленного порядка виновники могут быть удалены из зала судебного заседания. Закрепляя как общее правило гласность судебного разбирательства, процессуальное законодательство предусматривает и случаи, когда оно может проводиться закрыто.
АПК РФ предусматривает закрытое слушание в случаях, предусмотренных Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с изм. и доп. от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.), при удовлетворении ходатайства участников, ссылающихся на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны. Слушание дел в закрытом заседании осуществляется с соблюдением всех правил судопроизводства. Решения судов в любом случае провозглашаются публично. В отличие от других конституционных принципов правосудия, принцип непосредственности и устности судебного разбирательства прямо в Конституции РФ не зафиксирован. Однако конституционные принципы гласности и состязательности не могут быть реализованы вне условий устности и непрерывности судебного разбирательства. В силу принципа непосредственности суд все свои выводы, содержащиеся в решении или приговоре, обязан делать только на основе доказательств, исследованных самим судом в судебном заседании. Устность судебного разбирательства означает, что все доказательства должны быть восприняты судом устно и должны устно обсуждаться участниками процесса. На судей возлагается осуществление весьма ответственных государственных обязанностей. Для того чтобы они могли осуществлять их эффективно, государство наделяет судей особым статусом. При этом необходимо иметь в виду, что статус (правовое положение) судей является единым для всего судейского корпуса, независимо от того, в каком суде они работают, и закреплен в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" и других нормативных актах. Различаются судьи между собой только полномочиями и компетенцией.
По общему правилу правовое положение судей слагается из многих компонентов, предусмотренных законом. Всю совокупность прав и обязанностей, составляющих статус судей, можно сгруппировать в несколько блоков: права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса; права и обязанности судей, гарантирующие им возможность независимого осуществления своих полномочий; права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.
В наиболее полном виде статус судей был определен Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации". В нем впервые были провозглашены принципиальные положения о самостоятельности и независимости судебной власти, об осуществлении правосудия судьями-профессионалами, наделенными полномочиями в конституционном порядке, и др. С момента назначения на должность судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы, исключать совершение действий, умаляющих авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызывающих сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Законом установлены гарантии независимости судьи, которые обеспечиваются: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия и недопустимостью вмешательства в деятельность судьи <*>.
--------------------------------
<*> Карпов Д.В. Проблемы конституционно-правового гарантирования правозащитной функции судебной власти в Российской Федерации. Авт. дисс... уч. ст. канд. юр. наук. Нижний Новгород, 2000.
Всякое вмешательство в отправление правосудия в зависимости от характера вмешательства определенного лица влечет за собой административную или уголовную ответственность; несменяемость судьи в данном случае не исключает приостановления и прекращения полномочий судьи в установленном законом порядке. Полномочия судьи приостанавливаются (временно прекращаются) решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований: признании судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; согласии квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу; участии судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или субъекта РФ и избрании его в эти органы власти.
Решение о приостановлении полномочий судьи действует до исчезновения оснований к их приостановлению, и его полномочия возобновляются решением той же комиссии. Полномочия судьи прекращаются при наличии значительного числа оснований, главными из которых являются: письменное заявление об отставке; неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи; прекращение гражданства РФ; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи, и др. Измененные в Законе основания приостановления и прекращения полномочий судьи являются исчерпывающими и не подлежат расширительному толкованию. При этом решение о приостановлении или прекращении полномочий может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей и в Верховный Суд РФ.
Неприкосновенность судьи. Она включает в себя неприкосновенность его личности, жилища, служебного помещения, используемых им средств связи, его корреспонденции, принадлежащего судье имущества и документов.
Так, судья не может быть привлечен к дисциплинарной или административной ответственности. Судья, задержанный в порядке административного или уголовного судопроизводства, по установлении его личности немедленно должен быть освобожден. Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров и другие действия, ограничивающие его права, производятся с соблюдением Конституции РФ и других законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи <*>.
--------------------------------
<*> Критерии правомерности ограничения прав и свобод человека // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву: Сб. научных трудов. Ч. II. Т. 2. Н. Новгород, 1998. С. 133 - 142.
Материальным и социальным обеспечением судьи, соответствующим его статусу, Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает повышенные должностные оклады, доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, ученую степень и т.д.




Вернутся в раздел Комментарии к законам