Комментарии к законам

Статья 4. Срок полномочий арбитражного заседателя. Комментарий к статье 4



1. Согласно п. 1 комментируемой статьи арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение 2-х лет и может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей. Срок полномочий арбитражного заседателя, истекший в процессе рассмотрения дела с его участием, может быть продлен до окончания рассмотрения дела по существу.
Численность арбитражных заседателей определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.
В соответствии с п. 4 ст. 3 комментируемого Закона численность арбитражных заседателей в арбитражном суде определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции (здесь имеются в виду судьи экономических судебных составов гражданской коллегии).
Конституция РФ устанавливает, что осуществление правосудия по уголовным, гражданским и административным делам является исключительной компетенцией судов - единственных органов государственной власти, осуществляющих судебную власть.
Порядок осуществления правосудия по уголовным, гражданским, административным делам регулируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изм. и доп. от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г.) (далее - УПК РФ), Гражданским процессуальным кодексом РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г.) (далее - ГПК РФ), АПК РФ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 2, 21, 22 июля 2005 г.) (далее - КоАП РФ).
Осуществление правосудия Конституционным Судом РФ регулируется Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". Судебная власть в Российской Федерации, как это указано в Федеральном конституционном законе о судебной системе, осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Подчеркнув, что правосудие осуществляется только судом, законодатель в ст. 118 Конституции РФ одновременно указывает, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом. Таким законом стал вступивший в силу в январе 1997 г. Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации". В соответствии со ст. 4 Закона о судебной системе в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан юридических лиц. М., 1997. С. 100 - 101.
К системе федеральных судов указанным Законом отнесены:
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Провозглашая наряду с системой федеральных судов существование судов субъектов Федерации, Закон о судебной системе исходит из единства судебной системы Российской Федерации. Такое единство обеспечивается:
- установлением судебной системы Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;
- соблюдением всеми судами и судьями правил судопроизводства, установленных федеральными законами;
- применением всеми судами Конституции России, других законов Российской Федерации и субъектов РФ;
- признанием обязанности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- обеспечением единого статуса судей;
- финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (ст. 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").
Все суды, реализуя присущую им судебную власть, осуществляют правосудие в особом, только для них характерном процессуальном порядке. Этот порядок определен АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ.
В действующей Конституции РФ сформирована развернутая система принципов правосудия, а отраслевые процессуальные кодексы определяют порядок, последовательность, основные этапы производства по делу (судопроизводства), виды принимаемых решений.
В вышеуказанных Кодексах и в ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" регламентированы права и обязанности субъектов, участвующих по делу (гражданскому, уголовному, конституционному). Общим для осуществления правосудия по делу является его рассмотрение и разрешение в судебном заседании. Принятие нового АПК РФ является важным этапом в реализации концепции судебной реформы.
Разработку нового АПК РФ предопределили необходимость приведения национального законодательства в соответствие со стандартами Совета Европы, касающимися обеспечения доступа к правосудию, надлежащей судебной защиты, устранения излишнего "администрирования" из судебных процедур, а также потребность в повышении эффективности деятельности арбитражных судов в условиях быстро меняющегося законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создании современных механизмов и процедур рассмотрения споров, адекватных этому законодательству и потребностям практики <*>.
--------------------------------
<*> Советский гражданский процесс. М.: Изд. МГУ, 1979. С. 18.
Существенно расширены задачи судопроизводства в арбитражных судах. В числе основных задач называются обеспечение доступности правосудия, справедливое публичное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом, формирование уважительного отношения к закону и суду, содействие становлению и развитию Федерального закона, возможность привлечения арбитражных заседателей, партнерских деловых отношений, формирование обычаев и этики делового оборота.
Дальнейшее развитие получил институт арбитражных заседателей. Таким образом, в практику арбитражных судов РФ были введены процедуры, широко применяемые в большинстве зарубежных стран, когда к рассмотрению торговых и других коммерческих споров привлекаются представители деловых кругов. В АПК РФ определяется порядок и условия привлечения арбитражных заседателей к рассмотрению дел в арбитражных судах. АПК РФ вводит новый механизм привлечения арбитражных заседателей, известный еще римскому праву, сочетающий инициативу, выбор сторон и контроль суда за обеспечением беспристрастности при формировании судебного состава. Арбитражные заседатели привлекаются для участия в рассмотрении дела и принятия решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и исполняют обязанности судьи.
Привлечение и участие арбитражных заседателей в отправлении правосудия обусловлено тем, что арбитражные заседатели обладают специальными познаниями в какой-либо сфере экономики. Отметим, что законодательно закрепленный институт арбитражных заседателей стал приносить "свои плоды", результаты уже более чем положительные.
Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. Однако следует заметить, что комментируемый Закон не говорит, с какого момента начинает течь срок полномочий арбитражного заседателя. Ведь можно говорить, что арбитражный заседатель допущен к отправлению правосудия с момента утверждения его кандидатуры в качестве арбитражного заседателя Пленумом Высшего Арбитражного суда РФ. Если исходить из духа Закона, то арбитражный заседатель приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения торжественной клятвы в открытом судебном заседании.
2. В письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2001 г. говорится, что срок полномочий арбитражного заседателя - два года, по истечении которого он может быть назначен повторно. Срок полномочий арбитражного заседателя, истекший в процессе рассмотрения дела с его участием, может быть продлен председателем соответствующего арбитражного суда до окончания рассмотрения дела по существу. Однако в указанном письме ни слова не говорится о моменте, с которого начинает течь двухлетний срок полномочий арбитражного заседателя.
Закон устанавливает, что по истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном ст. 3 комментируемого Закона. Следует предположить, что вновь включаемый в списки арбитражных заседателей кандидат не должен допустить возникновения ситуаций, дающих основание усомниться в безупречности его репутации, либо совершить проступок, умаляющий авторитет судебной власти, т.е. он также должен отвечать требованиям, предъявляемым к арбитражным заседателям действующим законодательством РФ.
Очень важно законодательное закрепление о том, что ранее исполнявший обязанности арбитражного заседателя кандидат имеет возможность вновь принять участие в отправлении правосудия, выбор и утверждение такого кандидата происходят на общих основаниях и каких-либо преимуществ он не имеет. То есть списки арбитражных заседателей, в которых имеются кандидаты, ранее исполнявшие обязанности арбитражных заседателей, формируются торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Затем указанные списки утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ.
3. Закон предусмотрительно закрепил положение, в соответствии с которым срок полномочий арбитражного заседателя, истекший в процессе рассмотрения дела с его участием, может быть продлен председателем соответствующего арбитражного суда до окончания рассмотрения дела по существу.
Очень интересен следующий момент: полномочия арбитражного заседателя, истекшие в процессе рассмотрения дела с его участием, могут быть продлены именно председателем соответствующего арбитражного суда до окончания рассмотрения дела по существу, а не Пленумом Высшего Арбитражного суда РФ, который, исходя из требования Закона, утверждает списки арбитражных заседателей. Данное положение направлено на пресечение неоправданного затягивания арбитражного процесса. Ведь арбитражные суды, рассматривая конфликты, возникающие в экономической сфере общественных отношений, влияют на экономику, утверждая в ней режим правового порядка. Арбитражные суды призваны защищать права и законные интересы организаций и граждан в равной степени, как частные, так и публичные.
Две основные задачи решают в своей деятельности арбитражные суды - это обеспечение доступности и эффективности правосудия (быстрота рассмотрения дел, качество судебных актов и исполнимость судебных актов). Европейский суд по правам человека указал на особо слабое место в правовой системе России - необеспечение исполнения судебных решений.
Необходимо отметить, что участие арбитражных заседателей идет на пользу судебному процессу. Арбитражные заседатели, как правило, являются опытными специалистами в области права, экономики и финансов, привлекаются к рассмотрению сложных дел.
Они внимательно знакомятся с материалами дела до его слушания и активно участвуют в судебном разбирательстве наряду с профессиональным судьей. Большинство таких дел рассматривается не на одном судебном заседании. Отмечены случаи, когда дела по первой инстанции рассматривались на протяжении 12 - 15 заседаний. И на каждом заседании арбитражные заседатели обязаны присутствовать. В противном случае заседание переносится, а с ним переносится и вынесение судебного решения.
Поскольку практика ведения судебных заседаний с участием арбитражных заседателей только создается, судебный процесс иногда затягивается из-за отсутствия заседателей по причине их несвоевременного уведомления о месте и времени судебного заседания или по иным подобным причинам. Возможно, подобные случаи связаны с еще не устоявшейся практикой участия заседателей в рассмотрении дел.
Со временем институт арбитражных заседателей прочно займет свое место в судебной системе и будет восприниматься всеми участниками арбитражного процесса в качестве удобного и полезного элемента объективного и справедливого рассмотрения споров.




Вернутся в раздел Комментарии к законам