Комментарии к законам

Статья 26. Основание для осуществления переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. 1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.



2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.
4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.
5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Комментарий к статье 26
1. Переустройство и перепланировка жилого помещения могут быть произведены собственником этого помещения либо нанимателем, занимающим жилое помещение по договору социального найма, по согласованию с органом местного самоуправления. В данном случае не видно отличия в выдаче согласия органом местного самоуправления, как в случае с переводом жилого помещения в нежилое, и согласованием с органом местного самоуправления переустройства или перепланировки. Исходя из содержания гл. 3 и 4 настоящего Кодекса, такого отличия не видно, и последствия отказа в обоих случаях одинаковы. В гл. 4 ЖК РФ не указаны названные отличия.
2. Для совершения переустройства или перепланировки жилого помещения собственник жилого помещения представляет в орган местного самоуправления заявление для согласования переустройства или перепланировки. Думается, что неверно лишен этой возможности (подать заявление) наниматель жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, как самостоятельный заявитель.
Форма заявления о переустройстве и перепланировке жилого помещения должна быть утверждена Правительством РФ. В данном случае нет необходимости в утверждении формы заявления Правительством России. Если Правительство РФ не утвердит форму заявления, то оснований для отказа органом местного самоуправления в согласовании переустройства и перепланировки нет. Да и в таком заявлении нет ничего, что бы требовало утверждения его Правительством РФ.
3. Вместе с заявлением для согласования переустройства или перепланировки жилого помещения в орган местного самоуправления собственник помещения представляет нотариально удостоверенную копию документов, подтверждающих его право собственности на данное помещение. Оригиналы названных документов должны находиться у собственника. Собственник жилого помещения представляет также технический паспорт жилого помещения.
Кроме того, должен быть представлен оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Проекты на переустройство и перепланировку жилых помещений различных форм собственности должны разрабатываться с соблюдением действующих нормативных и правовых актов.
4. Наниматель жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, представляет в письменной форме согласие членов своей семьи, включая временно отсутствующих. Наниматель жилого помещения не указан в качестве заявителя в ч. 2 комментируемой статьи, но он может обратиться в орган местного самоуправления с заявлением, если он уполномочен на эти действия наймодателем. Однако если наймодателем является орган местного самоуправления, то получается, что орган местного самоуправления уполномочил нанимателя обратиться в тот же орган местного самоуправления с заявлением о переустройстве и перепланировке. Проще было бы предоставить это право нанимателю, как это было в ЖК РСФСР.
Члены семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, имеют равные с нанимателем права и обязанности (см. комментарий к ст. 69 ЖК). При отсутствии соглашения между нанимателем и членами его семьи о переустройстве и перепланировке жилого помещения они не вправе требовать принудительного проведения перепланировки занимаемого помещения, и, соответственно, отказ в выдаче согласия членом семьи нанимателя не может быть оспорен в судебном порядке.
Кроме того, если жилое помещение находится в доме, который является памятником архитектуры, истории или культуры, то необходимо с заявлением о переустройстве или перепланировке представить заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
5. В комментируемой статье установлен исчерпывающий перечень документов, который должен быть представлен собственником или нанимателем для согласования переустройства и перепланировки жилого помещения. Орган местного самоуправления не вправе требовать представления других документов, кроме указанных в ч. 2 комментируемой статьи.
Заявления собственников и нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, о переустройстве и перепланировке жилых помещений рассматриваются в органах местного самоуправления. Такие заявления должны быть рассмотрены органом местного самоуправления в течение 45 дней, и в указанный срок орган местного самоуправления должен принять решение о согласовании либо отказ в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения.
6. Решение о согласовании переустройства и перепланировки либо отказ в согласовании оформляются постановлением главы муниципального образования. Такой документ предусмотрен ст. 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В этом случае Правительство РФ не вправе устанавливать форму иного документа, поскольку федеральным законом предусмотрена форма документа, издаваемого органом местного самоуправления. То же и в отношении содержания документа. Орган местного самоуправления независим от Правительства РФ в части содержания своих документов.
Названное постановление направляется заявителю в течение трех рабочих дней со дня его принятия.
7. Постановление главы муниципального образования о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения является основанием для начала работ по производству переустройства и (или) перепланировки помещения.




Вернутся в раздел Комментарии к законам