Комментарии к законам

Статья 3. Формирование и утверждение списков арбитражных заседателей. Комментарий к статье 3



1. Согласно п. 1 настоящей статьи, списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.
АПК РФ имеет много нововведений. Институт арбитражных заседателей является как раз одним из таких нововведений. После вступления в силу нового АПК РФ институт арбитражных заседателей прочно вошел в арбитражное процессуальное право. Создание института арбитражных заседателей было предусмотрено еще Федеральным конституционным законом "О судебной системе". Кроме того, необходимо отметить, что ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" было предусмотрено проведение эксперимента по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей. Трехлетний срок проведения эксперимента, установленный ст. 8 указанного Закона, истек, и поэтому был принят настоящий Закон.
Согласно п. 4 ст. 1 комментируемого Закона, арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями.
При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи. Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 18 нового АПК РФ состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства. В ст. 19 нового АПК РФ установлен порядок привлечения к рассмотрению дел арбитражных заседателей.
Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Причем такое ходатайство может быть заявлено при каждом новом рассмотрении дела. В соответствии с ч. 3 ст. 19 нового АПК РФ, если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке для данного арбитражного суда, и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее десяти дней до начала судебного разбирательства.
В данном случае можно сделать вывод о нарушении положений ч. 1 ст. 18 нового АПК РФ, так как в формировании состава суда принимают участие лица, непосредственно заинтересованные в исходе дела, - стороны. И только если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, арбитражный суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 21 нового АПК РФ, арбитражный заседатель подлежит отводу по основаниям, предусмотренным п. п. 1 - 4 ч. 1 указанной статьи. Таким образом, на него не распространяются основания для отвода, указанные в п. п. 5 - 7 ч. 1 ст. 21 нового АПК, т.е. случаи, когда он:
- лично, прямо, косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности;
- находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя;
- делал публичные заявления или давал оценку по существу рассматриваемого дела.
И это, в свою очередь, противоречит ст. 119 Конституции РФ и ст. 5 нового АПК РФ, согласно которым судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
При рассмотрении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя суд обязан проверить, имеются ли установленные п. п. 1 - 4 ч. 1 ст. 21 АПК РФ обстоятельства, при которых данный кандидат не может участвовать в качестве арбитражного заседателя в рассмотрении конкретного дела. Наличие указанных обстоятельств является основанием отказа в удовлетворении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя. При этом суд предлагает соответствующей стороне выбрать другую кандидатуру.
Заметим также, что отвод судьи и арбитражного заседателя в арбитражном процессе служит одной из гарантий объективного и беспристрастного рассмотрения дела <*>. Согласно ч. 1 ст. 24 нового АПК РФ при наличии оснований, указанных в его ст. ст. 21 - 23, судья, арбитражный заседатель, помощник судьи, секретарь судебного заседания, эксперт, переводчик обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле. Отвод помощнику судьи, секретарю судебного заседания, эксперту, переводчику может быть рассмотрен также по инициативе суда. Таким образом, самоотвод или отвод арбитражному заседателю, заявленный лицом, участвующим в деле, может быть заявлен по любому из оснований, перечисленных в ч. 1 ст. 21 АПК РФ. Следовательно, возникают противоречия при толковании норм ч. 3 ст. 21 и ч. 1 ст. 24 АПК РФ.
--------------------------------
<*> Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск, 1972. С. 102 - 103.
Однако в соответствии с п. 4 ст. 1 комментируемого Закона арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. Кроме того, при осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи. Поэтому представляется, что толкование должно быть в пользу ч. 1 ст. 24 АПК РФ, т.е. на арбитражных заседателей должны распространяться все основания отвода для судей без каких-либо ограничений.
Все это еще раз подтверждает вывод о том, что институт арбитражных заседателей в новом АПК РФ содержит целый ряд противоречивых положений, которые должна будет устранить судебная практика и законодатель.
Условно подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что арбитражные заседатели при осуществлении правосудия пользуются правами и несут обязанности судей, при осуществлении правосудия арбитражные заседатели независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону.
Таким образом, выбор арбитражных заседателей не должен быть случаен или проводиться халатно. Как гласит п. 1 комментируемой статьи, списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.
Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2001 г. в качестве напоминания говорит, что списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями, потом они представляются арбитражными судами субъектов РФ в Высший Арбитражный Суд РФ и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации. На первоначальном этапе списки арбитражных заседателей формируются торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.
Так, например, 31 августа 2005 г. Пермская торгово-промышленная палата обратилась с запросами к пермским организациям, основываясь на письме Арбитражного суда Пермской области N 01-28/1 от 22 августа 2005 г., в котором объявляется дополнительный набор кандидатур в состав арбитражных заседателей.
Комментируемым Законом предусматривается, что списки арбитражных заседателей формирует арбитражный суд субъекта РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных торгово-промышленными палатами и иными общественными профессиональными объединениями <*>.
--------------------------------
<*> Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Корельского В.М. М.: Юристъ, 2000. С. 18.
Арбитражный заседатель за участие в осуществлении правосудия получает вознаграждение, за ним сохраняется средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством.
Арбитражные заседатели осуществляют правосудие наравне с профессиональными судьями и пользуются правами и обязанностями судьи. На арбитражного заседателя и членов его семьи распространяются гарантии неприкосновенности и независимости, установленные для судей законодательством.
Как показала практика, представители Торгово-промышленной палаты РФ привлекаются для участия в разработке и осуществлении государственных программ поддержки предпринимательства и развития экономики, в подготовке актов Правительства РФ по вопросам совершенствования хозяйственного механизма, предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей, а также проведения их экспертизы <*>.
--------------------------------
<*> Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24.12.1998 N 569-СФ "О парламентских слушаниях "О ходе реализации концептуальных положений судебной реформы в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.01.1999. N 1. Ст. 51.
Так, к примеру, 21 апреля 2004 г. в Торгово-промышленной палате Нижегородской области состоялась конференция на тему "Третейское разбирательство в современной России" с участием судей Третейского суда при Торгово-промышленной палате Нижегородской области, Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа и Арбитражного суда Нижегородской области. На конференции с докладом "Взаимодействие государственных арбитражных и третейских судов" выступил Председатель Арбитражного суда Нижегородской области Б.А. Баландин, который подчеркнул, что в условиях ежегодного роста числа заявлений и рассмотренных дел в арбитражных судах и крайне медленного заполнения вакантных должностей судей арбитражных судов расширение сферы использования альтернативных способов разрешения экономических споров, в особенности третейского разбирательства, является одной из приоритетных задач.
Во всем мире становление третейского разбирательства свидетельствует о росте доверия предпринимателей друг к другу. Таким образом, представляется логичным, что Торгово-промышленная палата РФ оказывает содействие и арбитражным судам субъектов РФ в выборе арбитражных заседателей, которые будут в дальнейшем принимать участие в осуществлении правосудия по хозяйственным и иным экономическим спорам. Участие ассоциаций и объединений предпринимателей, иных общественных и профессиональных объединений в выборе арбитражных заседателей также объяснимо. Положение ст. 19 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г.) предоставляет органам исполнительной власти и местного самоуправления право оказывать поддержку в организации и обеспечении деятельности союзов (ассоциаций) субъектов предпринимательской деятельности в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции.
Упомянутый конституционный принцип государственной поддержки лежит в основе правового регулирования всех областей законодательства о конкуренции.
Основная цель указанного регулирования - обеспечение эффективного функционирования рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции. Организация различных союзов (ассоциация) предпринимателей имеет задачей сбор под своим "крылом" специалистов различных отраслей экономики для осуществления предпринимательской деятельности, поэтому обращение арбитражного суда именно в эти организации облегчает работу по подбору арбитражных заседателей.
Так, в августе 2004 г. истек срок полномочий арбитражных заседателей Арбитражного суда Нижегородской области, утвержденных Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в 2002 г.
В целях создания условий, обеспечивающих участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия, Арбитражным судом Нижегородской области была проведена работа по формированию списков новых кандидатов в арбитражные заседатели. А именно в соответствии с п. 1 комментируемой статьи предложения о кандидатурах арбитражных заседателей в Арбитражный суд Нижегородской области были направлены в Торгово-промышленную палату, ассоциации и объединения предпринимателей, иные общественные и профессиональные объединения, зарегистрированные и действующие на территории Нижегородской области.
При этом Арбитражный суд Нижегородской области установил срок для внесения предложений о кандидатах в арбитражные заседатели до 1 июля 2004 г. Из представленных торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями списков арбитражный суд субъекта РФ производит отбор, который осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством РФ, а именно: кандидат должен отвечать требованиям, предъявляемым к арбитражным заседателям ст. 2 комментируемого Закона.
Причем следует отметить, что численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта РФ определяется исходя из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции. После отбора кандидатов в арбитражные заседатели и оформления списков арбитражных заседателей арбитражный суд субъекта РФ направляет указанные списки для утверждения в Высший Арбитражный Суд РФ.
2. Следует отметить, что списки арбитражных заседателей утверждает Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.) на заседаниях Пленума председательствует Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, в его отсутствие - первый заместитель Председателя, в отсутствие первого заместителя - один из заместителей Председателя. Заседания Пленума проводятся открыто и гласно. С разрешения председательствующего во время заседания Пленума может производиться кинофотосъемка, видеозапись. Очередность рассмотрения вопросов определяется повесткой. При необходимости Пленум вправе изменить эту очередность. Предложения о включении вопросов в повестку заседания Пленума оформляются докладными записками на имя Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. В докладных записках излагаются сущность и обоснование представленного на Пленум материала, предложения по выносимому на обсуждение вопросу, сведения о согласовании проектов документов и об оставшихся по ним разногласиям. К материалам прилагается проект постановления Пленума <*>.
--------------------------------
<*> Я.Ф. Фархтдинов. Конституция Российской Федерации - источник гражданского процессуального права // Вестник ТИСБИ. Выпуск N 3. 2000.
О времени созыва Пленума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, члены Пленума уведомляются заблаговременно. Регистрация присутствующих на заседании Пленума осуществляется Секретариатом Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Материалы на Пленуме докладывают Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и его заместители, а также председатели судебных составов, судьи, руководители структурных подразделений Высшего Арбитражного Суда РФ по поручению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Председательствующий обеспечивает необходимый порядок проведения заседания и соблюдение регламента. Обсуждение вопроса повестки заседания прекращается по решению Пленума. В обсуждении вопросов могут также участвовать заинтересованные лица, приглашенные на заседание Пленума. Постановление Пленума принимается открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума. Члены Пленума не вправе воздерживаться от голосования. Пленум по результатам обсуждения может образовать редакционную комиссию из числа членов Пленума с целью доработки проекта постановления. Доработанный проект выносится на рассмотрение очередного Пленума. Постановления Пленума подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ и Секретарем Пленума. Секретариат Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляет организационное, документальное и информационное обеспечение работы Пленума. Протокол оформляется не позднее 7 дней после окончания заседания и подписывается Секретарем Пленума.
3. Подготовку информации о работе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ для публикации в средствах массовой информации обеспечивает секретарь Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ совместно с Пресс-службой Высшего Арбитражного Суда РФ.
Направление постановлений Пленума арбитражным судам осуществляет Секретариат Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Таким образом, утвержденные Пленумом Высшего Арбитражного суда РФ списки арбитражных заседателей публикуются в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ", а также могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации.




Вернутся в раздел Комментарии к законам