Комментарии к законам

Статья 14. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений. 1. К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:



1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
10) иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
2. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге перечни отнесенных настоящим Кодексом к компетенции органов местного самоуправления вопросов, которые решают органы местного самоуправления на территориях каждого из этих городов, определяются законами данных субъектов Российской Федерации. Иные вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции органов местного самоуправления и не включенные в указанные перечни, решают органы государственной власти данных субъектов Российской Федерации.
Комментарий к статье 14
1. Возможность принятия жилищно-правовых актов органами местного самоуправления также закреплена в ст. 5 нового ЖК РФ. Фактически это вводит трехуровневую систему жилищного законодательства, отношение к которой в литературе не вполне благожелательно <*>. Тем не менее новый ЖК РФ не мог не учитывать положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г., который к вопросам местного значения отнес обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством (ст. 14).
--------------------------------
<*> Литовкин В.Н. полагает, что органы местного самоуправления должны быть лишены права регулировать жилищные отношения с участием граждан (кроме цен и тарифов), поскольку отношения в этой сфере не имеют местного значения, а связаны с осуществлением конституционного права граждан на жилище и изменением предмета ведения исключительно Российской Федерацией (см.: Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. С. 644).
К вопросам компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений новый ЖК РФ относит следующие:
1) учет муниципального жилищного фонда.
Компетенция органов местного самоуправления в этой части аналогична компетенции органов государственной власти субъекта РФ, на которые возложены полномочия по учету соответствующего жилищного фонда. Орган местного самоуправления на своей территории должен вести различные виды учета муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Это полномочие органов местного самоуправления представляется крайне важным, поскольку именно им отведена главная роль в решении вопроса о том, кто из граждан муниципального образования будет отнесен к категории малоимущих и сможет претендовать на получение бесплатного муниципального жилья по договору социального найма. Порядок, т.е. процедура, действий органа местного самоуправления по установлению соответственно размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда должен быть установлен соответствующим субъектом РФ;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Органы местного самоуправления должны непосредственно вести учет граждан, нуждающихся в получении социального жилья. Субъект РФ должен определить порядок ведения такого учета, установив перечень документов, необходимых для принятия на учет; порядок их рассмотрения, оформления учетной документации и т.д. Органы местного самоуправления должны осуществлять контроль за формированием списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
К специализированному жилищному фонду согласно ст. 92 ЖК РФ относятся служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения в домах маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, а также лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. Основания предоставления таких жилых помещений должны устанавливаться федерацией.
На органах местного самоуправления, так же как и на органах государственной власти субъектов РФ, лежит обязанность разработать порядок, т.е. процедуру, предоставления указанных жилых помещений;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Соответствующими нормативными актами органов местного самоуправления должны быть предусмотрены требования к оформлению решения органа местного самоуправления о предоставлении социального муниципального жилья гражданину, реквизитам такого решения, данным о предоставляемом жилом помещении, о его получателях и т.д.;
6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
Условия и порядок перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые достаточно подробно урегулирован ЖК РФ (см. комментарий к гл. 3 ЖК). С учетом этих положений орган местного самоуправления не позднее чем в трехдневный срок должен принять решение о переводе либо отказать в таком переводе.
ЖК РФ предписывает Правительству РФ установить форму и содержание такого решения, что представляется нецелесообразным;
7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
Переустройству и перепланировке жилых помещений посвящена гл. 4 ЖК РФ. Орган местного самоуправления должен согласовать (по терминологии ЖК РФ) с собственником либо нанимателем жилого помещения проведение соответствующих работ. Фактически это означает дачу согласия (разрешения) на переустройство и перепланировку жилого помещения в течение 45 дней (см. комментарий к ст. 26 ЖК). ЖК РФ предоставляет органу местного самоуправления дополнительные правомочия в отношении лиц, осуществивших самовольное переустройство или перепланировку жилого помещения (см. комментарий к ст. 29 ЖК);
8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (см. комментарий к ст. 15 (ч. 4) ЖК). Положение о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 552 и распространяющееся на муниципальный жилищный фонд, предусматривает, что вопросы признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решаются межведомственной комиссией, создаваемой органами исполнительной власти субъектов РФ, которые с учетом региональных особенностей расположения муниципальных образований (территориальной разобщенности, плотности населения, состояния жилищного фонда, других факторов) и по согласованию с органами местного самоуправления могут создавать комиссии, действующие на территории одного или нескольких муниципальных образований;
9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Это полномочие общего характера возложено на органы жилищной инспекции.
2. К компетенции органов местного самоуправления могут быть отнесены и иные полномочия. Они могут быть предусмотрены не только ЖК РФ, но и иными федеральными законами, а также законами субъектов РФ, которые должны быть направлены на реализацию конституционных положений о том, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью; они могут наделяться Законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституции РФ).
К полномочиям органов местного самоуправления ЖК РФ дополнительно относит:
1) установление нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма.
Реализация этого полномочия предполагается применительно к муниципальному жилищному фонду, поскольку и федерация, и субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать норму предоставления площади жилого помещения (см. комментарий к ст. 50 ЖК) и учетную норму площади жилого помещения в отношении отдельных категорий граждан, предусмотренных соответствующими Законами.
Понятия нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения даны в ст. 50 ЖК РФ;
2) определение категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в том числе с органом местного самоуправления, муниципальным учреждением, а также в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления и т.п. (ст. 93 ЖК).
Нормативные акты органа местного самоуправления должны установить, какие категории граждан могут пользоваться служебным жильем (ст. 104 ЖК);
3) установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших решения о выборе способа управления многоквартирным домом (ст. ст. 156, 158 ЖК);
4) определение порядка и условий предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (ст. 160 ЖК);
5) определение порядка управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования (ст. 163 ЖК).
3. Достаточно широкими полномочиями наделены органы местного самоуправления действующими Законами субъектов РФ. Так, например, ЖК Кабардино-Балкарской Республики возлагает на органы местного самоуправления среди прочего организацию и проведение приватизации жилищного фонда; регистрацию жилищных, жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья, контроль за их деятельностью; предоставление льгот при найме жилья и т.д. (ст. 18).
4. Особенности компетенции в области жилищных отношений установлены ЖК РФ применительно к двум субъектам РФ - городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу.
Предусматривается, что в Москве и Санкт-Петербурге разграничение компетенции органов городов федерального значения и органов местного самоуправления на территориях этих городов будет определяться законами субъектов РФ - городов федерального значения.
Таким образом, указанные субъекты РФ могут принять специальный Закон, которым определят, что из перечисленных выше полномочий органов местного самоуправления будет находиться в их ведении, а что будет передано внутригородским муниципальным образованиям; они также могут отразить соответствующее разграничение в каком-либо базовом нормативном акте, если это будет признано целесообразным.
Возможен и иной принцип разграничения полномочий, что прямо предусмотрено ЖК РФ: закрепление в Законе только перечня полномочий внутригородских муниципальных образований с указанием на то, что все иные вопросы в пределах компетенции подлежат урегулированию нормативно-правовыми актами Москвы и Санкт-Петербурга. Представляется, что с учетом специфики рассматриваемых субъектов РФ целесообразно изъять из ведения их внутригородских муниципальных образований два вопроса: признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, а также определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда. Иное может привести к отсутствию единообразного подхода в решении одних и тех же вопросов в пределах одного города.
Представляется также, что дополнительно именно к компетенции Москвы и Санкт-Петербурга, а не органов местного самоуправления должно быть отнесено решение вопроса об определении категорий граждан, которым должны предоставляться служебные жилые помещения (ст. 104 ЖК).
Применительно к полномочиям в области платы за жилое помещение и коммунальные услуги целесообразно также признать за Москвой и Санкт-Петербургом приоритет в решении вопросов расчета субсидий (ч. 11 ст. 159 ЖК) и компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (ст. 160 ЖК). Во всяком случае, при решении вопросов разграничения компетенции между Москвой и Санкт-Петербургом и их внутригородскими территориями следует руководствоваться правовой позицией Конституционного Суда РФ, согласно которой недопустимо установление Москвой и Санкт-Петербургом как субъектами РФ ограничений федеральных гарантий местного самоуправления, если такие ограничения не следуют непосредственно из федерального законодательства (Определение Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. N 281-О и др.).
Глава 2. ОБЪЕКТЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ.
ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД




Вернутся в раздел Комментарии к законам