Комментарии к законам

Статья 27. Режим особой охраны территорий памятников природы. Комментарий к статье 27



Положение о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации устанавливает аналогичный указанному в п. 1 комментируемой статьи запрет, обеспечивающий режим особой охраны территорий памятников природы. Согласно данному Положению на территории расположения памятников природы федерального значения и их охранных зон, а также в отношении самих памятников запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых природных комплексов и объектов.
При этом декларативность п. 2 комментируемой статьи компенсируется нормами указанного Положения, устанавливающими, что режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы федерального значения сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, которым эти земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование. В свою очередь, режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы федерального значения не сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается непосредственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами этих земельных участков, или, по согласованию с ними, иными физическими или юридическими лицами.
Как уже отмечалось в комментарии к предыдущей статье, в целях защиты памятников природы федерального (а иногда и регионального) значения от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности. Данные зоны обеспечивают режим особой охраны памятников природы.
Передача памятника природы федерального значения под охрану предусматривается в решении об объявлении природного объекта или комплекса памятником природы федерального значения, принимаемом по согласованию с физическими или юридическими лицами, под охрану которым передается соответствующий памятник природы, что закрепляется в специальном паспорте, который заводится на каждый памятник природы, оформляется и утверждается в установленном порядке специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды (для памятников природы федерального значения в настоящее время это территориальные органы Росприроднадзора). Соответствующие паспорта заводятся на памятники природы как федерального, так и регионального значения.
В паспорте памятника природы указываются:
наименование памятника природы;
местонахождение памятника природы;
краткое описание памятника природы;
описание границ памятника природы и его охранной зоны;
площадь, занимаемая памятником природы и его охранной зоной (раздельно);
режим охраны, установленный для памятника природы;
допустимые виды использования памятников природы;
установленный режим охранной зоны памятников природы;
наименования и юридический адрес собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположены памятник природы и его охранная зона, а также наименование и юридический адрес физических и юридических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима.
Кроме того, паспорт памятника природы включает в себя:
фотографии размером не менее 9 x 12 см, иллюстрирующие на момент составления паспорта состояние памятника природы и его наиболее ценных участков или отдельных объектов;
карту-схему, позволяющую ясно представить границы и местонахождение памятника природы и его охранной зоны.
Копии паспорта памятника природы должны храниться собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, на которых расположены памятник природы и его охранная зона, физическими и юридическими лицами, взявшими на себя обязательства по обеспечению установленного режима охраны памятника природы, местной администрацией и специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
Памятники природы и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ. Информационное содержание этих знаков согласовывается со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
Все памятники природы и их охранные зоны в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
Расходы по обеспечению установленного режима памятников природы федерального значения и их охранных зон возмещаются за счет федерального бюджета, а также внебюджетных государственных и общественных экологических фондов, а памятников природы регионального значения - за счет бюджетов соответствующих субъектов РФ и внебюджетных средств.
Режим охраны памятников природы обеспечивается в том числе и установлением их целевого использования. Так, использование памятников природы допускается в следующих целях:
научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение функционирования и развития природных экосистем и их компонентов и т.п.);
эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, организация и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов, буклетов и т.п.);
рекреационных (транзитные прогулки);
природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных и т.п.);
иных, в том числе производственных целях, не противоречащих задачам объявления данных природных объектов и комплексов памятниками природы и установленному в их отношении режиму охраны.
Допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника. Режимом охраны памятника для допустимых видов его использования могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения.
Разрешения на использование конкретного памятника природы в тех или иных целях выдаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, осуществляющими контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы.
Государственный учет и инвентаризация памятников природы, а также выявление природных объектов и комплексов с целью их последующего объявления памятниками природы осуществляются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
Контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы федерального значения и их охранных зон осуществляется специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. В настоящее время это Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы. Контроль за соблюдением режима охраны памятников природы регионального значения и их охранных зон обеспечивается органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны окружающей среды (службы, осуществляющие экологический контроль при соответствующих республиканских министерствах, краевых и областных администрациях, и т.п.).
Раздел VII. ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ И БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ




Вернутся в раздел Комментарии к законам