Гаишники запутались в стоянках

Гаишники запутались в стоянках



Езда по тротуарам - удовольствие не из дешёвых. С 11 августа нынешнего года вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие ответственность за движение по велосипедным или пешеходным дорожкам, либо по тротуарам. Инспекторы ГИБДД рьяно взялись наказывать водителей, особенно за езду по тротуарам, не утруждая себя установлением правильной квалификации действий «нарушителей ПДД».

Закон - что дышло

Тротуары в нашем городе уже давно превратились в стоянки для полчищ автомобилей. Водители паркуют свои машины вдоль и поперёк - как у кромки проезжей части, так и с заездом на тротуары, поближе к зданиям. А что делать? Нужно ведь куда-то пристраивать своих «железных коней», если большинство улиц, особенно в центре, заставлены знаками, запрещающими остановку, а по городу как коршуны, снуют эвакуаторы, высматривая добычу и забирая неправильно припаркованные автомобили.

Тротуар на пр.Мира. Припаркованный автомобиль принуждает пешеходов передвигаться
буквально «по стеночке»

Борясь с этим явлением, законодатели, существенно повысили ответственность за езду по тротуарам и пешеходным дорожкам (пункт 9.9 ПДД) с тем, чтобы наказывать тех наглецов, которые тротуар превращают в проезжую часть и создают опасность для пешеходов или затрудняют им движение. Гаишники же восприняли всё по-своему: если машина стоит на тротуаре, значит это можно квалифицировать как «езду», а не как «стоянку». И соответственно они назначают автомобилистам наказание в размере 2000 рублей - вместо 100 рублей за неправильную парковку.

К сожалению, «законотворцы» не конкретизировали, что считать «движением по тротуарам», а что - нет. И сколько метров можно проехать по пешеходной дорожке, чтобы это движение не стало «ездой» - метр, два или расстояние, равное длине автомобиля? Гаишники же рассуждают так: раз ПДД запрещает движение по тротуару, то любое нахождение на нём машины есть не что иное, как действие, ранее сопровождавшееся движением. Но тут не всё так просто. Необходим правовой анализ требований пунктов ПДД, которые регламентируют порядок движения и стоянки ТС.

«Наезд» на тротуар

Упомянутый ранее пункт 9.9 ПДД гласит: «Запрещается движение ТС по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил). Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда».

Автофургон по тротуару подъехал к магазину и остановился для разгрузки товара - водитель даже включил «аварийку»

Иными словами, движение по тротуару разрешается в случаях, оговоренных в ПДД. Естественно водитель ТС перед пешеходами никакими преимуществами не обладает.

От движения - к остановке и стоянке

Согласно п.12.1 ПДД, остановка и стоянка ТС разрешается на правой стороне дороги на обочине, а при её отсутствии - на проезжей части у её края и в случаях, установленных п.12.2 Правил для легковых автомобилей и мотоциклов, - на краю тротуара, граничащего с проезжей частью. Однако использовать тротуар Правила разрешают только при наличии знака 6.4 «Место стоянки», дополненного одной из табличек 8.6.1-8.6.9, показывающих способ постановки транспортного средства. Для упорядочения размещения ТС на тротуаре в дополнение к соответствующим знакам с помощью разметки 1.1 могут обозначаться границы стояночных мест. В этом случае при постановке ТС на стоянку водители также должны руководствоваться линиями разметки.

Следует подчеркнуть, что непременными условиями возможности использования тротуара для остановки или стоянки, помимо наличия соответствующих дорожных знаков, является непосредственное примыкание его к проезжей части. В случае, когда тротуар отделён от проезжей части газоном или ограждением, остановка на нём недопустима.

В местах, где отсутствует знак 6.4 с одной из вышеуказанных табличек, стоянка любых ТС на тротуаре запрещена и действия водителя должны квалифицироваться по ч.1 ст.12.19 КоАП РФ, а если остановкой или стоянкой создано препятствие для движения пешеходов, то по ч.3 этой же статьи. Ответственность по ч.1 предусмотрена в виде предупреждения или сторублёвого штрафа, а по ч.3 - штрафа в размере 100-200 руб.

Таким образом, в ряде случаев допускается использовать обочину и тротуары для остановки и стоянки, а также для движения, что предусмотрено пунктами 12.1 и 12.2 ПДД. И это не является основанием для наказания за езду по тротуару.

Естественно, если водитель осуществил стоянку не на краю тротуара, а проехал определённое расстояние к зданию, припарковав там ТС, то это может расцениваться как езда по тротуару. За исключением разгрузочно-погрузочных и иных работ. Закончив работы, для которых осуществлялся заезд, водитель должен немедленно выехать с тротуара и поставить автомобиль в разрешённом месте.

Какие Ваши доказательства?

И последнее. Ответственность по ч.2 ст.12.15 КоАП РФ предусмотрена за движение ТС по тротуару, а не за стоянку. Поэтому, если инспектор ГИБДД непосредственно не зафиксировал само движение ТС по тротуару и не представил неоспоримых доказательств вины водителя, то он не имеет права привлекать его к административной ответственности. Все замечания вроде «Вы же не с неба свалились, а с проезжей части заехали и проехали определённое расстояние» никакого значения для правовой квалификации не имеют. Если автомобиль стоит и не движется, то это - нарушение Правил остановки или стоянки.

Чтобы наказать водителя, инспектору ДПС необходимо зафиксировать именно движение ТС, а не стоянку.

Сотрудникам ГИБДД резонно провести профилактические мероприятия среди работников магазинов, офисов, предприятий и организаций, вблизи которых на тротуарах они паркуют свои автомобили. Для многих достаточно будет предупреждений о возможности уплаты крупного штрафа за езду по тротуарам.

В заключение хочу обратить внимание автомобилистов на некоторые «уловки», применяемые инспекторами ДПС. На месте разбора они оформляют бланк постановления-квитанции, где имеется графа о том, что гражданин наличие события правонарушения и назначенное административное наказание не оспаривает, от уплаты штрафа не отказывается, и принуждают водителя поставить там свою подпись - несмотря на то, что водитель всё же оспаривает нарушение или сумму штрафа. Поставив свою подпись, водитель в дальнейшем создаст себе трудности, решив обжаловать решение инспектора в суде, так как судья резонно заметит: зачем согласились и подписали постановление?

Необходимо обязать инспектора составить протокол об административном правонарушении, где в графе «Объяснение» водитель должен изложить свою позицию и несогласие, после чего указать, что ходатайствует о рассмотрении дела по месту жительства, а не на дороге, и что нужна помощь защитника. Тем самым водитель блокирует незаконные действия инспектора в отношении себя - в этом случае гаишнику запрещено на месте выносить постановление, которое водитель имеет право не подписывать и в дальнейшем при разборе «полётов» в группе административной практики ГИБДД предоставить свои доказательства и свидетелей, а также воспользоваться помощью юриста. При оформлении протокола обязательно следует получить копию с разборчивым текстом. Желательно сфотографировать место парковки в случае спора с инспектором и заручиться поддержкой свидетелей.

При подготовке данной статьи у автора возник вопрос: а кто будет наказывать самих гаишников, которые в определённых местах заезжают на тротуары на своих автомобилях, в том числе и служебных, оставляют их там, а сами выходят на дорогу и начинают контролировать водителей. Как расцениваются их действия - как движение по тротуарам или как простая стоянка?




Вернуться к списку новостей