Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области

ВОПРОС-ОТВЕТ. ПРИМЕНЕНИЕ ККТ (Налоги, n 1, январь 2006 года)




Вопрос-Ответ. Управление ФНС РФ по Санкт-Петербургу
ПРИМЕНЕНИЕ ККТ
На вопросы налогоплательщиков отвечает
главный госналогинспектор отдела оперативного контроля
и применения ККТ УФНС России по Санкт-Петербургу,
советник налоговой службы РФ III ранга
Алевтина Викторовна Вишнева
ВОПРОС. В целях своевременного исполнения требований Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171, а также в связи с необходимостью заблаговременного заказа на изготовление типографией клише билета организация, основным видом деятельности которой является публичный показ аудиовизуальных произведений в кинозале, просит разъяснить, вправе ли организация самостоятельно разработать форму бланка (билета) и самостоятельно направить ее в Министерство финансов Российской Федерации, и какие именно организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, имеют право направить разработанную форму бланка (билета) в Министерство финансов Российской Федерации?
ОТВЕТ. В соответствии с п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 (далее - Постановление N 171), формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
Под организациями, объединяющими субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг, понимаются ассоциации или союзы, являющиеся некоммерческими организациями и объединяющие коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.
В случае если объединение осуществляет деятельность, отвечающую таким требованиям, оно может обратиться в Министерство финансов Российской Федерации с просьбой об утверждении форм бланков строгой отчетности в порядке, установленном Постановлением N 171.
(Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.2005 N 03-01-10/5-289.)
ВОПРОС. Из текста Постановления N 171 об утверждении Положения не ясно, обязательно ли изготавливать бланки строгой отчетности в типографии?
ОТВЕТ. Пунктом 7 Положения установлено, что на бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Кроме того, в соответствии с п. 10 проставление серии и номера на бланке осуществляется изготовителем бланков.
Вышеназванные признаки и указывают на то, что бланки надо заказывать в типографии, а не изготавливать самостоятельно.
(Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 27.09.2005 N 03-01-20/5-193.)
ВОПРОС. Прошу подтвердить возможность приема бюджетными учреждениями в кассу наличных денежных средств от физических лиц с использованием квитанции формы 10 без применения контрольно-кассовой техники.
ОТВЕТ. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и(или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.
Во исполнение п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ Правительство РФ Постановлением N 171 утвердило Положение и установило, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным Постановлением N 171, но не позднее 1 января 2007 года.
Согласно п. 2 Положения к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению (далее - бланки).
В соответствии с п. 3 Положения формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
Исходя из изложенного, квитанция формы 10 (код по ОКУД 0504510) может использоваться бюджетными организациями для приема в кассу наличных денежных средств от физических лиц без применения ККТ до 1 января 2007 года.
ВОПРОС. Допустимо ли при приеме наличных денег за проживание в мини-отеле использовать бланки формы N 3-Г, утвержденные приказом Минфина России от 13.12.1993 N 121 для использования гостиничными хозяйствами?
ОТВЕТ. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
При этом на основании п. 2 этой же статьи организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и(или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Приказом Минфина России от 13.12.1993 N 121 для учета наличных денежных средств гостиничными хозяйствами утверждены формы документов строгой отчетности и указания по их заполнению. В соответствии с этими указаниями при оформлении оплаты за бронь и проживание заполняется счет формы N 3-Г или N 3-ГМ.
Пунктом 2 Постановления N 171 установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, утвержденным названным постановлением, но не позднее 1 января 2007 года.
ВОПРОС. При оказании парикмахерских услуг в салоне красоты для денежных расчетов с клиентами индивидуальный предприниматель применяет бланки строгой отчетности по формам БО-11 (01) и БО-11 (02). Возможно ли использование указанных форм бланков при оказании услуг по искусственному загару (солярий) или необходимо применение контрольно-кассовой техники?
ОТВЕТ. Пунктом 2 Постановления N 171 установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением N 171, но не позднее 1 января 2007 года.
Минфин России письмом от 20.04.1995 N 16-00-30-33 утвердил для оказания бытовых услуг формы бланков, которые могут использоваться в качестве документов строгой отчетности для учета наличных денежных средств от населения без применения ККТ, а также Методические указания по их заполнению и применению.
Принадлежность услуг к бытовым определяется Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (далее - ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163. В этой связи применение тех или иных типов форм бланков строгой отчетности осуществляется согласно кодам ОКУН.
Код услуг парикмахерских по ОКУН - 19300, услуги по искусственному загару в ОКУН отсутствуют. Формы бланков строгой отчетности для оказания данных услуг не утверждались.
Следовательно, индивидуальный предприниматель при осуществлении наличных денежных расчетов за оказание услуг по искусственному загару обязан применять ККТ, а использование для данных услуг бланков по формам БО-11 (01) и БО-11 (02) неправомерно.
ВОПРОС. Организация осуществляет деятельность по розничной продаже фармацевтических и медицинских товаров в разных районах города. Просим уточнить порядок учета "разменного фонда" при осуществлении денежных расчетов с населением с применением ККТ.
ОТВЕТ. Действующими нормативными актами, регулирующими применение ККТ, не предусмотрено наличие остатка денежных средств (разменной монеты и купюр) в денежном ящике ККТ ни на начало рабочего дня, ни на конец рабочего дня.
Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 (далее - Постановление N 132) утверждены формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин (формы N КМ-1 - КМ-9).
Журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4) применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине организации, он является также контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков.
Перед началом работы на контрольно-кассовой машине в соответствии с п. 3.8 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России от 30.08.1993 N 104 (далее - Типовые правила), должностные лица организации (руководитель, администратор) или индивидуальный предприниматель обязаны обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в количестве, необходимом для расчета с покупателями.
В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций), денежные средства выдаются из кассы организации по расходному кассовому ордеру (форма N КО-2).
В соответствии с положениями главы VI Типовых правил и Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации (Постановление N 132) в конце рабочего дня после снятия показаний контрольных суммирующих денежных счетчиков, проверки фактической суммы выручки делается запись в журнале кассира-операциониста, которая подтверждается подписями кассира и представителя администрации. Кассир-операционист должен составить справку-отчет по форме N КМ-6 и вместе с выручкой сдать ее по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.
Учитывая изложенное, а также соответствующие положения вышеуказанных нормативных актов, разменная монета и купюры, выданные перед началом работы из кассы организации по расходному кассовому ордеру, в конце рабочего дня сдаются в кассу организации по приходному кассовому ордеру (форма N КО-1). Кроме того, для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также для учета возврата наличных денег и кассовых документов по произведенным операциям можно использовать книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N КО-5, утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 (далее - Постановление N 88).
Приведенный выше порядок работы с денежной наличностью распространяется и на индивидуальных предпринимателей. В соответствии с п. 9 приказа Минфина России от 13.08.2002 N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 "Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей" выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами, которые принимаются к учету, если составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом России.
Таким образом, операции по выдаче и возврату денежных средств (в том числе разменной монеты и купюр) необходимо оформлять с использованием унифицированных форм первичной учетной документации как организациям, так и индивидуальным предпринимателям независимо от режима налогообложения.
В связи с тем, что журналы кассира-операциониста, представляемые налогоплательщиками для регистрации ККТ в налоговые органы Санкт-Петербурга, не всегда соответствуют типовым унифицированным формам N КМ-4, Управление ФНС России по Санкт-Петербургу рекомендовало следующее: в том случае, когда в форму журнала добавлены графы "Остаток разменного фонда на начало дня" и "Остаток разменного фонда на конец дня", на первой странице журнала следует сделать запись: "Графы N... и N... не заполнять", дата, подпись инспектора, штамп налогового органа.
ВОПРОС. Вправе ли должностные лица налоговых органов привлекать организацию к административной ответственности за неуплату административного штрафа по ст. 14.5 КоАП РФ (неприменение ККТ)?
ОТВЕТ. В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.
В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.25 КоАП РФ, составляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции), а рассматриваются в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ мировыми судьями.
Таким образом, в случае непредставления копии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должностному лицу налогового органа, последним принимается решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, при этом материалы дела направляются в органы внутренних дел для составления протокола об административном правонарушении.
ВОПРОС. В настоящее время налоговые органы регистрируют только ту контрольно-кассовую технику, которая оснащена ЭКЛЗ и включена в Госреестр до 1 января 2008 года. Сможет ли организация, имеющая ККТ без электронной ленты, которая сменила юридический адрес и встала на учет в другую налоговую инспекцию, зарегистрировать такой кассовый аппарат в новой налоговой инспекции?
ОТВЕТ. На основании п. 5 ст. 3 Федерального закона N 54-ФЗ в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
Продолжительность срока амортизации определяется с учетом утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.
Контрольно-кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и отнесена к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Таким образом, в случае исключения модели контрольно-кассовой техники из Государственного реестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до 7 лет включительно, независимо от первоначальной стоимости такой техники.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.
В этой связи ККТ, не исчерпавшая нормативный срок амортизации, подлежит регистрации тем налоговым органом, в котором организация будет поставлена на учет в качестве налогоплательщика.
ВОПРОС. Как правильно оформить выдачу денег за возвращенный покупателем товар?
ОТВЕТ. В связи с тем, что товар покупателем может быть возвращен как в день покупки, так и в последующие дни, следует различать два случая возврата денежных средств покупателям: в день покупки до закрытия смены и снятия Z-отчета (полученные денежные средства еще не занесены в учетные документы организации) и позднее дня покупки, когда выручка, полученная за день, занесена в журнал кассира-операциониста и оприходована в кассу организации.
Возврат денежных средств из денежного ящика ККМ в день покупки (до закрытия смены и снятия Z-отчета) оформляется в соответствии с Типовыми правилами, и по формам, утвержденным Постановлением N 132.
Денежные средства из денежного ящика ККМ могут быть выданы по возвращенным покупателями (клиентами) чекам только при наличии на чеке подписи должностных лиц организации (руководителя, администратора) и только по чеку, выданному в данной кассе.
О возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам) членами комиссии в одном экземпляре составляется акт по форме N КМ-3, и вместе с погашенными чеками, наклеенными на лист бумаги, акты сдаются в бухгалтерию организации и хранятся в документах за данное число. В акте должны быть перечислены номер и сумма каждого чека.
Суммы, выплаченные по возвращенным покупателям и неиспользованным кассовым чекам, записываются в журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4) в графу 15, и на итоговую сумму данной графы уменьшается сумма выручки за данный день.
После снятия показаний счетчиков, проверки фактической суммы выручки делается запись в журнал кассира-операциониста и она подтверждается подписями кассира, старшего кассира и администратора организации.
В справке-отчете кассира-операциониста (форма N КМ-6), составляемой ежедневно и сдаваемой старшему (главному) кассиру или руководителю организации, суммы денег, возвращенных покупателям, указываются в графе 8. Такая справка ежедневно сдается кассиром-операционистом вместе с выручкой по приходному ордеру старшему (главному) кассиру или руководителю организации.
Оформление операций возврата товара и возврата денежных средств покупателям позднее дня покупки (после оприходования денежных средств в кассу организации) должно производиться в соответствии с общеустановленным порядком, определенным Методическими рекомендациями по учету оформления операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5, и Порядком ведения кассовых операций.
Возврат денег осуществляется только из главной кассы организации на основании письменного заявления покупателя с указанием фамилии, имени, отчества и только при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, его заменяющего). Для оформления выдачи наличных денег покупателю из главной кассы предприятия выписывается расходный кассовый ордер (форма N КО-2) с обязательным указанием фамилии, имени, отчества покупателя и его паспортных данных или иного документа, удостоверяющего личность (порядок составления и оформления форм первичной учетной документации утвержден Постановлением N 88).
Расходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается руководителем организации и главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3).
В расходном кассовом ордере по строке "Основание" указывается содержание хозяйственной операции, а по строке "Приложение" перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления.




Вернутся в раздел Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области