Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области

ВОПРОС-ОТВЕТ. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ (Налоги, n 19, октябрь 2005 года)




Вопрос-ответ. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ
На вопросы налогоплательщиков отвечает
советник налоговой службы РФ III ранга
Климова Вера Владимировна
ВОПРОС. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.02.2005 N 73 "О финансовом обеспечении в 2005 г. расходных обязательств РФ, связанных с выплатой денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" финансирование расходов указанных выплат производится территориальными органами по вопросам занятости населения через организации федеральной почтовой связи.
Статьей 5 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 установлена оплата услуг по доставке вышеуказанных компенсаций гражданам за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5% от выплаченных сумм компенсаций без учета НДС.
Просим разъяснить, подлежат ли налогообложению НДС услуги по доставке компенсаций по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС?
ОТВЕТ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 75 Конституции система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом.
Статьей 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
На основании ст. 13 НК РФ НДС относится к федеральным налогам.
Статьей 23 НК РФ предусмотрено, что в обязанности налогоплательщиков входит уплата законно установленных налогов.
Статьей 38 ч. 1 НК РФ установлено, что объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Статьей 146 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.
В п. 2 данной статьи поименованы операции, которые в целях гл. 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость" не признаются объектом налогообложения.
Кроме того, ст. 149 НК РФ установлен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения НДС.
В вышеназванных пункте и статье не предусмотрено освобождение от налогообложения услуг по доставке сумм компенсаций по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Поэтому независимо от того, что ст. 5 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1 предусмотрено, что финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5% выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета НДС, данные услуги подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ налогообложение данных услуг производится по налоговой ставке 18%.
ВОПРОС. Наша организация находится на общем режиме налогообложения. В соответствии с учетной политикой момент определения налоговой базы определяется по мере поступления денежных средств.
Декларации и уплату налога производили поквартально, так как ежемесячная выручка в квартале не превышала 1 млн руб. Однако в сентябре 2005 г. выручка превысила 1 млн руб.
По декларации за июль 2005 г. НДС получился к уменьшению, за август 2005 г. НДС - к оплате и за сентябрь 2005 г. - к уменьшению. По расчету за август были начислены и уплачены пени.
Правомерно ли налоговой инспекцией применен штраф по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации?
ОТВЕТ. В соответствии с п. 6 ст. 174 НК РФ налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими 1 млн руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
В ст. 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление налоговой декларации.
Учитывая вышеизложенное, если в каком-то месяце квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога превышает 1 млн руб., то налогоплательщик обязан представлять декларации ежемесячно. Поэтому к плательщику за несвоевременное представление налоговых деклараций по НДС налоговыми органами должны быть применены штрафные санкции, предусмотренные ст. 119 НК РФ.
Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Пунктом 4 вышеназванной статьи установлено, что если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление он сделал до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных п. 1 данной статьи. Налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Таким образом, к налогоплательщикам, которые не выполнили условия, установленные ст. 81 НК РФ полностью или частично, налоговым органом должны быть применены штрафные санкции, установленные ст. 122 НК РФ.
ВОПРОС. Российская организация заключила договор на поставку товара из Республики Беларусь. Право собственности на товар переходит при пересечении границы Республики Беларусь и РФ. Все расходы, связанные с доставкой товара до границы, берет на себя белорусская организация, и они включены в стоимость товара. Расходы по перевозке от границы РФ оплачиваются российской организацией. Данные услуги оказываются российской железной дорогой. Железная дорога выписывает счета-фактуры с НДС.
При определении стоимости приобретенных товаров как должны учитываться расходы по доставке товара: с НДС или без НДС?
ОТВЕТ. 15.09.2004 было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг".
Данное Соглашение вступило в силу с 01.01.2005 и применяется в отношении товаров, отгруженных с 01.01.2005.
В целях применения Соглашения установлено, что налогоплательщиками НДС при ввозе товаров на территорию РФ с территории Республики Беларусь признаются организации и индивидуальные предприниматели, включая организации и индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности либо на УСН, а также использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.
Пунктом 2 раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов..., утвержденного вышеназванным Соглашением, установлено, что при определении стоимости приобретенных товаров (продуктов переработки) в цену сделки включаются следующие расходы (если такие расходы не были включены в цену сделки): расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров, страховая сумма, стоимость контейнеров и(или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами, стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
Вышепоименованным Соглашением не предусмотрено, что при определении налоговой базы транспортные расходы уменьшаются на сумму НДС.
На основании вышеизложенного при определении стоимости приобретенных товаров в цену сделки расходы по доставке товара должны учитываться с НДС.
ВОПРОС. Организация реализует медицинскую технику, которая включена в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению НДС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19.
При невыполнении определенных условий, установленных договором, покупатели уплачивают нам штрафные санкции.
Подлежат ли включению в налогооблагаемую базу по НДС полученные штрафные санкции?
ОТВЕТ. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника, включенная в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19, освобождена от налогообложения НДС.
Согласно п. 2 ст. 162 НК РФ не облагаются НДС суммы штрафных санкций, полученные налогоплательщиком при осуществлении операций, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Учитывая вышеизложенное, полученные суммы штрафных санкций за отгруженную медицинскую технику, включенную в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17.01.2002, не подлежат обложению НДС.
ВОПРОС. Одним из видов деятельности нашей организации является агентское обслуживание морских судов во время стоянки в морских портах.
Подпунктом 23 п. 2 ст. 149 НК РФ установлено, что от налогообложения освобождаются работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах.
Подлежат ли освобождению от налогообложения в соответствии с вышеназванной льготой агентское вознаграждение и авансы, полученные в счет агентского вознаграждения?
Имеем ли мы право выписывать счета-фактуры судовладельцам?
ОТВЕТ. Подпунктом 23 п. 2 ст. 149 НК РФ установлено, что от налогообложения освобождаются работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка на территории РФ.
На основании п. 7 ст. 149 НК РФ освобождение от налогообложения в соответствии с положениями данной статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.
Согласно ст. 237 Кодекса торгового мореплавания РФ морской агент выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана судна суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлекает грузы для линейных перевозок, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза и совершает иные действия в области морского агентирования.
Морской агент осуществляет свою деятельность в интересах судовладельца и в соответствии с практикой морского агентирования.
Из определения договора морского агентирования, данного в ст. 232 Кодекса торгового мореплавания РФ, и агентского договора (ст. 1005 ГК РФ) следует, что договор морского агентирования является одной из разновидностей агентского договора.
Учитывая вышеизложенное, агентские услуги при агентировании российских морских и речных судов подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, в том числе в налогооблагаемую базу по НДС в соответствии со ст. 162 НК РФ должны включаться авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Порядок составления счетов-фактур посредническими организациями, в том числе реализующими товары по договору агентирования, предусмотрен постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС".
При выставлении счетов-фактур в рамках исполнения договоров поручения, комиссии или агентского договора необходимо учитывать, что посредник (комиссионер, поверенный, агент) действует во взаимоотношениях с третьим лицом от своего имени или от имени доверителя, принципала.
Если посредник действует от имени и за счет принципала, счета-фактуры должны выставляться им от имени принципала на имя покупателя.
Таким образом, при оказании услуг агентом, выступающим от имени принципала, счета-фактуры, выставленные принципалом, перевыставляются им на имя покупателя.
ВОПРОС. Наша организация выполняет работы для заказчиков, которым выделены целевые средства из федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Имеем ли мы право в соответствии с пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагать НДС данные работы?
Где должны учитываться суммы налога, уплаченные поставщикам и использованные для этих операций?
В каком разделе декларации должна быть отражена выручка от реализации НИР, оплаченных за счет средств бюджета?
ОТВЕТ. Согласно пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от НДС освобождается выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов. При этом от уплаты налога освобождаются как основные исполнители, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители.
Пунктом 3 ст. 21 НК РФ установлено, что налогоплательщик может использовать налоговые льготы только при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Из названной нормы НК РФ следует, что для подтверждения финансирования опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета налогоплательщик должен представить определенные основания и доказательства.
Минфином России в соответствии с приказом от 31.12.2002 N 142н утвержден порядок открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Названным приказом предусмотрено, что для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета в органах Федерального казначейства открываются и ведутся лицевые счета главного распорядителя средств и лицевые счета, предназначенные для учета сумм доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, основанием для освобождения от НДС научно-исследовательских работ, финансируемых за счет федерального бюджета, является справка Федерального казначейства об открытии главному распорядителю лицевого счета для учета сумм бюджетных поступлений.
Пунктом 2 ст. 170 НК РФ установлено, что суммы налога, уплаченные поставщикам и использованные для операций по производству и реализации товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, возмещению из бюджета не подлежат, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов.
Статьей 143 НК РФ установлено, что налогоплательщиками НДС признаются организации.
В соответствии со ст. 146 НК РФ объектами налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория РФ.
В ст. 149 НК РФ перечислены операции, являющиеся объектами налогообложения по НДС, но которые освобождены от налогообложения.
Таким образом, организации, у которых имеются необлагаемые операции, также являются налогоплательщиками НДС и они согласно п. 5 ст. 174 НК РФ обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Минфин России приказом от 03.03.2005 N 31н утвердил формы налоговых деклараций по НДС.
В связи с этим обращаем ваше внимание, что операции, не подлежащие налогообложению, должны быть отражены в разд. 4 декларации.
ВОПРОС. Организация является лизингодателем оборудования. Оборудование было повреждено сторонней организацией, которая возмещает убытки за причиненный ущерб. Возмещение убытков происходит в виде передачи оборудования, не уступающего по своим техническим характеристикам поврежденному.
Подлежит ли налогообложению НДС полученная компенсация за поврежденное оборудование?
Должны ли лизингодателю выписать счет-фактуру на оборудование, полученное взамен поврежденного?
Вправе ли лизингодатель предъявить к налоговому вычету НДС по оборудованию, полученному в счет компенсации убытков?
ОТВЕТ. Согласно п. 1 ст. 39 и пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признаются соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Возмещение убытков за причиненный ущерб в соответствии с выставленной претензией является не реализацией товаров (работ, услуг), а возмещением понесенных расходов (убытков). Следовательно, в данной ситуации объекта налогообложения по НДС не возникает.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения.
Таким образом, действующим порядком применения НДС предусмотрено принятие к вычету сумм этого налога по товарам, предназначенным для производства или перепродажи товаров (работ, услуг), факт реализации которых будет установлен впоследствии.
При потере, браке, краже или любом другом выбытии материальных ценностей, кроме их направления в производство и продажу, НДС, уплаченный налогоплательщиком при приобретении указанных материальных ценностей, подлежит восстановлению, так как эти товары перестают участвовать в создании добавленной стоимости.
Во всех этих случаях организация должна произвести уменьшение очередных налоговых вычетов и отразить эти данные в текущей налоговой декларации.
В связи с изложенным принятые к вычету суммы НДС по выбывшему имуществу, не полностью амортизированному, подлежат восстановлению.
Следовательно, суммы налога, принятые к вычету по имуществу, выбывшему по причине повреждения, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в том отчетном периоде, когда был составлен акт о возмещении ущерба.
Пунктом 3 ст. 168 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Учитывая, что возмещение убытков за причиненный ущерб в соответствии с выставленной претензией является не реализацией товаров, а возмещением понесенных расходов (убытков), то по оборудованию, выбывшему по причине повреждения сторонней организацией, счет-фактура не оформляется.
При передаче оборудования взамен поврежденного сторонняя организация выписывает счет-фактуру, так как в данном случае произошла реализация.
Однако лизингодатель имеет право предъявить НДС к налоговому вычету по этому счету-фактуре только в сумме восстановленного и уплаченного НДС по поврежденному имуществу.

Костерова Екатерина Александровна
ВОПРОС. Нужно ли сдавать отчет по НДС, если организация получает только средства, не являющиеся объектом налогообложения?
ОТВЕТ. Согласно ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК РФ.
В соответствии с приложением 4 к приказу Минфина России от 03.03.2005 N 31н при отсутствии операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, налогоплательщики представляют декларацию в налоговые органы по месту своего учета за налоговый период, установленный п. 2 ст. 163 НК РФ (т.е. за квартал). Указанные налогоплательщики представляют в налоговый орган титульный лист, разделы 1.1 и 2.1 декларации. При заполнении строк и граф разделов 1.1 и 2.1 декларации ставятся прочерки.
Таким образом, организация, являющаяся налогоплательщиком, обязана представлять налоговую декларацию, заполненную в вышеуказанном порядке, ежеквартально в налоговые органы по месту своего учета.
ВОПРОС. Сотрудникам организации в командировке выдали следующие документы по найму жилого помещения:
1) счет, в котором указаны дата выдачи, серия и номер, а также сумма оплаты, в том числе НДС;
2) приходный кассовый ордер, в котором указана оплаченная сумма и отдельной строкой выделен НДС;
3) кассовый чек, в котором указана оплаченная сумма и отдельной строкой выделен НДС.
Можно ли принять НДС к возмещению, не имея счета-фактуры?
ОТВЕТ. В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно п. 7 ст. 168 НК РФ при реализации товаров за наличный расчет организациями и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные п. 3 и 4 настоящей статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 предусмотрено, что при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников и услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно, включая услуги по предоставлению в пользование в поездах постельных принадлежностей, основанием для регистрации счетов-фактур в книге покупок являются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
ВОПРОС. Предприятие было реорганизовано в форме присоединения к юридическому лицу, которое, в свою очередь, является филиалом другого юридического лица. На кого будет возложена обязанность по представлению налоговых деклараций и уплате НДС в бюджет за реорганизованное предприятие за прошедшие периоды?
ОТВЕТ. В соответствии с п. 2 ст. 58 ч. I ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Пунктом 23 ст. 1 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ исключена ст. 175 НК РФ. В связи с этим организации, уплачивавшие НДС в соответствии со ст. 175 НК РФ по месту нахождения обособленных подразделений, начиная с оборотов за июль 2002 г., уплачивают НДС по месту постановки на учет головной организации без распределения его по обособленным подразделениям.
Таким образом, обязанность по представлению деклараций и уплате налога будет возложена на головную организацию.
ВОПРОС. Должна ли организация, перешедшая на уплату ЕСХН, перечислить НДС с дебиторской задолженности, которая образовалась до перехода на ЕСХН (учетная политика по НДС до перехода на ЕСХН была "по оплате")?
ОТВЕТ. Организация после перехода с общеустановленной системы налогообложения на уплату единого сельскохозяйственного налога перестает являться плательщиком НДС и не выписывает своим покупателям счета-фактуры, осуществляя расчеты с ними без выделения в первичных документах сумм НДС.
При этом если отгрузка товаров (работ, услуг) в соответствии с заключенными договорами была произведена в период до перехода организации на уплату ЕСХН, а выручка за эти товары (работы, услуги) получена в период, когда организация перешла на уплату ЕСХН, то налог исчисляется и уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке с отражением в налоговой декларации.
ВОПРОС. Организация по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта, не представила пакет документов, подтверждающих право на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%. Как в данном случае определяется налоговая база и в каком отчетном периоде производится начисление НДС?
ОТВЕТ. В соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ, в случае если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ. А именно: как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).
На основании п. 5 приложения 4 к приказу Минфина России от 03.03.2005 N 31н, если документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0%, не собраны, операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, подлежат включению в декларацию за соответствующий налоговый период и налогообложению по налоговым ставкам, соответственно, 10 или 18%. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки 0%, операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 1 ст. 164 НК РФ, подлежат включению в декларацию по ставке 0% за тот налоговый период, в котором собран пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, и налогообложению по налоговой ставке 0%. Уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных положениями ст. 176 НК РФ.
ВОПРОС. Организация отчитывается по НДС ежемесячно. Иногда счета-фактуры от поставщиков приходят с опозданием. Можно ли принимать к вычету НДС, указанный в счетах-фактурах, полученных с опозданием, в том месяце, когда они фактически получены?
ОТВЕТ. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
Таким образом, право на вычет уплаченных сумм НДС возникает у налогоплательщика при совпадении трех вышеперечисленных условий.
На основании вышеизложенного вычет НДС по оплаченным услугам, счета-фактуры на которые поступили с опозданием, производится в том налоговом периоде, в котором фактически получены данные счета-фактуры.
ВОПРОС. Организация предоставила заем другому юридическому лицу. По истечении срока, указанного в договоре займа, заемщик решил погасить заем путем передачи заимодавцу основного средства. Должна ли будет в данном случае организация-заемщик перечислить в бюджет НДС со стоимости переданного основного средства? Возникает ли у организации-заимодавца право на налоговый вычет?
ОТВЕТ. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе передача предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В п. 1 ст. 171 НК РФ сказано, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Исходя из вышесказанного, для организации-заемщика передача основного средства заимодавцу будет считаться реализацией, а следовательно, возникает обязанность по уплате налога. А организация-заимодавец сможет принять к вычету "входной" НДС.




Вернутся в раздел Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области