Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области

РАСПОРЯЖЕНИЕ Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 15.12.2005 n 468-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ ПАЦИЕНТОВ В УСЛУГАХ ГЕРИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ




ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 декабря 2005 г. N 468-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ
ПАЦИЕНТОВ В УСЛУГАХ ГЕРИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2004 N 1917 "О концепции модернизации системы здравоохранения Санкт-Петербурга на 2004-2010 гг." и для разработки стандартов объемов помощи, предоставляемой гериатрической службой Санкт-Петербурга в соответствии с утверждаемым бюджетом города:
1. Утвердить следующие критерии оценки потребности пациентов в услугах гериатрической помощи в системе здравоохранения Санкт-Петербурга:
1.1. Повседневная жизнедеятельность - оценивается на основании карты оценки способности пациента к самообслуживанию (приложение 1);
1.2. Психическое состояние - оценивается на основании теста определения нарушения когнитивных функций (приложение 2);
1.3. Физическое состояние пациента - оценивается на основании результатов обследования, имеющихся у пациента диагнозов, а также на основании анализа оценки повседневной жизнедеятельности и психического состояния;
1.4. Социально-экономический статус - оценивается на основании социальной карты пациента (приложение 3).
2. Руководителям структурных подразделений, оказывающих гериатрическую помощь пожилому населению Санкт-Петербурга, руководствоваться в работе данными критериями.
3. Поручить главному специалисту Комитета по здравоохранению по гериатрии и Городскому организационно-методическому отделу по гериатрии продолжить работу по изучению международного опыта применения критериев оценки потребности пациентов с целью совершенствования работы гериатрической службы.
Предложения по совершенствованию критериев оценки по результатам работы представлять на согласование в Комитет по здравоохранению.
4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя председателя Комитета по здравоохранению по вопросам организации медицинской и санаторно-курортной помощи населению В.Е.Жолобова.
Председатель
Комитета по здравоохранению
Ю.А.Щербук


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к распоряжению Комитета
по здравоохранению
от 15.12.2005 N 468-р
(Наименование учреждения __________)
КАРТА ОЦЕНКИ СПОСОБНОСТИ ПАЦИЕНТА К САМООБСЛУЖИВАНИЮ
(в стационаре или дневном стационаре)
Ф.И.О. _____________________________________ Пол ж/м
Возраст ________________
Дата заполнения ____________
----T-------------------------------------------T-------------------¬
¦ N ¦ Наименование вопросов ¦ Оценка в баллах ¦
¦п/п¦ +---------T---------+
¦ ¦ ¦до госпи-¦после ¦
¦ ¦ ¦тализации¦госпита- ¦
¦ ¦ ¦ ¦лизации ¦
+---+-------------------------------------------+--T---T--+--T---T--+
¦ ¦Может ли пациент самостоятельно без¦0 ¦0,5¦1 ¦0 ¦0,5¦1 ¦
¦ ¦посторонней помощи и наблюдения: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦1 ¦Пользоваться общественным транспортом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦2 ¦Передвигаться в квартире ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦3 ¦Вставать с кровати ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦4 ¦Поворачиваться в кровати ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦5 ¦Одеваться/раздеваться (нижнее белье,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чулки/носки, верхнюю одежду, головной убор)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦6 ¦Приготовить еду ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦7 ¦Разогреть еду ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦8 ¦Покупать продукты (спускаться/подниматься¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по лестнице, преодолевать другие¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦препятствия) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦9 ¦Принимать пищу (пользоваться столовыми¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приборами) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦10 ¦Мыться в ванне/под душем (вымыть все тело,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦волосы, пользоваться мочалкой) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦11 ¦Умываться, чистить зубы, бриться ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦12 ¦Обмывать промежность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦13 ¦Ходить в туалет (пользоваться туалетной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бумагой) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦14 ¦Убирать помещение, квартиру, комнату и т.п.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦15 ¦Пользоваться телефоном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦16 ¦Принимать лекарства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦17 ¦Пользоваться слуховым аппаратом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦18 ¦Ориентируется пациент во времени (год,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦месяц, число, место пребывания) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦19 ¦Контролировать мочеиспускания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+--+
¦20 ¦Назвать в течение 1 минуты: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦10 животных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦10 плодов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦10 городов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦10 растений/цветов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(за ответы начисляется: менее 15 = 1; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦20-35 = 0,5; 35-40 = 0) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------------------+--+---+--+--+---+---
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ АНКЕТЫ ОЦЕНКИ СНИЖЕНИЯ
СПОСОБНОСТИ К САМООБСЛУЖИВАНИЮ
Гериатрическая оценка пациента осуществляется медицинской сестрой совместно с врачом-гериатром для планирования объема медико-социальной реабилитации в условиях стационара или дневного стационара и разработки плана сестринского ухода за пациентом.
Расчет снижения способности к самообслуживанию (из анкеты).
По результатам опроса пациентов в заключении (ниже таблицы) определяется критерий повседневной жизнедеятельности или способность пациента к самообслуживанию:
X% = N х 5,
где:
Х% - способность к самообслуживанию;
N - число баллов, которые набрал пациент.
Вывод:
- способность к самообслуживанию сохранена;
- способность к самообслуживанию снижена (на 25%; на 50% и т.д.).

Для амбулаторной службы
3 стр. мед. карты амбулаторного гериатрического пациента
___________________________________________________
(наименование учреждения)
Дата "__"__________________ 200_ г.
КАРТА ОЦЕНКИ СПОСОБНОСТИ ПАЦИЕНТА К САМООБСЛУЖИВАНИЮ
----T------------------------------------T-------------------------¬
¦ N ¦ Виды повседневной деятельности ¦ Оценка в баллах ¦
¦п/п¦ +--------T------T---------+
¦ ¦ ¦ 0 ¦ 0,5 ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦(может ¦(час- ¦(самосто-¦
¦ ¦ ¦самосто-¦тично ¦ятельно ¦
¦ ¦ ¦ятельно)¦может)¦не может)¦
+---+------------------------------------+--------+------+---------+
¦1. ¦Уборка квартиры (мытье окон, пола,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стирка белья и т.д.) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+--------+------+---------+
¦2. ¦Покупка продуктов питания (ходит¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в магазин, передвигается по лестни-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦це, приносит продукты и т.п.) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+--------+------+---------+
¦3. ¦Пользование общественным транспортом¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+--------+------+---------+
¦4. ¦Приготовление пищи ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+--------+------+---------+
¦5. ¦Прием ванны или душа ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+--------+------+---------+
¦6. ¦Одевание и раздевание ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+--------+------+---------+
¦7. ¦Посещение туалета ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+--------+------+---------+
¦8. ¦Способность сидеть в постели, вста-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вать с кровати ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+--------+------+---------+
¦9. ¦Способность самоконтроля за удержа-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нием мочи и кала ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------+--------+------+---------+
¦10.¦Прием пищи ¦ ¦ ¦ ¦
L---+------------------------------------+--------+------+----------
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ
% ограничения способности к самообслуживанию = сумме баллов x 10 =
Нарушение слуха (нет, умеренное, Нарушение зрения (нет, умеренное,
значительное) значительное)
Тест: назвать в течение назвать в течение 1 минуты:
1 минуты: - 10 животных _____ - 10 плодов _____
назвать в течение 1 минуты: назвать в течение 1 минуты:
- 10 городов _____ - 10 цветов _____.
Сумма баллов:
Память снижена (незначительно, Чувство тревоги, одиночества
умеренно, значительно) (да, нет, иногда).
В месте и времени ориентирован Фон настроения снижен (да, нет,
(да, нет) иногда, часто).
Критичен к своему состоянию Интерес к жизни сохранен (да, нет)
(да, нет, не всегда)

4 стр. медицинской карты
амбулаторного гериатрического пациента
Цель посещения учреждения
_____________________________________________________________________
Пришел (самостоятельно, в сопровождении родственников, соц.
работника, соседей)
Установка на выздоровление положительная (да, нет)
Проживает (подчеркнуть): самостоятельно, с супругом, в семье
_____________________________________________________________________
Размер пенсии ________________________ не работает с _______ лет
Вспомогательные средства (подчеркнуть): очки, слуховой аппарат,
съемные зубные протезы, трость, костыли, ортопедическая обувь,
ортопедический корсет _______________________________________________
Последнее стационарное лечение (дата, учреждение, основной
диагноз): ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Частота вызова врача на дом (в среднем за год):
_____________________________________________________________________
Частота обращения в неотложную мед. помощь (в среднем за год):
_____________________________________________________________________
Вредные привычки (подчеркнуть): курение _______________________,
алкоголь ____________________________
Гуляет ежедневно, еженедельно, редко, не выходит из квартиры
______ (месяцев, лет)
Питание: - мясо, рыба (ежедневно, еженедельно, редко, очень
редко);
- молочные продукты (ежедневно, еженедельно, редко, очень редко);
- овощи (ежедневно, еженедельно, редко, очень редко);
- фрукты (ежедневно, еженедельно, редко, очень редко).
Переломы в анамнезе (указать возраст, локализацию, причину
и место падения)
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к распоряжению Комитета
по здравоохранению
от 15.12.2005 N 468-р
ИНСТРУКЦИИ
К ТЕСТУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ
1. Ориентировка во времени
Попросите больного полностью назвать год, время года, дату, день недели, месяц. Максимальный балл (5) дается, если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и год. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие: если больной называет только число, спрашивают "Какого месяца?", "Какого года?", "Какой день недели?". Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на 1 балл.
2. Ориентировка в месте
Задается вопрос: "Где мы находимся?". Если больной отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Больной должен назвать страну, область, город, учреждение, в котором происходит обследование, этаж. Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на 1 балл.
3. Восприятие
Дается инструкция: "Повторите и постарайтесь запомнить три слова: яблоко, стол, монета". Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо, чтобы испытуемый правильно их повторил (максимально до 5 раз), однако оценивается в баллах лишь первое повторение.
4. Концентрация внимания
Просят последовательно вычитать из 100 по 7. Достаточно пяти вычитаний (до результата "65"). Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл. Если пациент не способен выполнить это задание, его просят произнести слово "земля" наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл. Например, если произносится "ямлез" вместо "ялмез" ставится 4 балла; если "ялмзе" - 3 балла и т.д.
5. Память
Просят больного вспомнить слова, которые заучивались в п. 3. Каждое правильно названное слово оценивается в 1 балл.
6. Речевые функции
а) Показывают ручку и спрашивают: "Что это такое?", аналогично - часы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
б) Просят больного повторить вышеуказанную сложную в грамматическом отношении фразу. Правильное повторение оценивается в 1 балл.
в) Устно дается команда, которая предусматривает последовательное совершение трех действий. Каждое действие оценивается в 1 балл.
г) Дается письменная инструкция (например: "Закройте свои глаза"); больного просят прочитать ее и выполнить. Инструкция должна быть написана достаточно крупными печатными буквами на чистом листе бумаги.
д) Больной должен самостоятельно написать осмысленное и грамматически законченное предложение. Предложение должно содержать подлежащее и сказуемое, а также должно иметь смысл. При этом правильность грамматики и пунктуации не оценивается.
е) Больному дается образец (два перекрещенных пятиугольника с равными углами и сторонами примерно 2,5 см), который он должен перерисовать на чистой нелинованной бумаге. Если при перерисовке возникают пространственные искажения или линии не соединены, выполнение команды считается неправильным. При этом не учитываются искажения фигур, обусловленные тремором.

(Наименование учреждения)
ТЕСТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ
Ф.И.О. ____________________________ Пол М/Ж ___ Возраст ________
Дата проведения теста _______________________
Результат ____________________________ баллов
--------------------------------------------------T-------T---------¬
¦ Когнитивная сфера ¦Оценка ¦Результат¦
¦ ¦(баллы)¦ (баллы) ¦
+-------------------------------------------------+-------+---------+
¦1. Ориентировка во времени: ¦ 0-5 ¦ ¦
¦назовите (год, время года, число, день недели,¦ ¦ ¦
¦месяц) ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------+-------+---------+
¦2. Ориентировка в месте: ¦ 0-5 ¦ ¦
¦Где мы находимся? (страна, область, город,¦ ¦ ¦
¦клиника, этаж) ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------+-------+---------+
¦3. Восприятие: ¦ 0-3 ¦ ¦
¦повторение трех слов: яблоко, стол, монета ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------+-------+---------+
¦4. Концентрация внимания и счет: ¦ 0-5 ¦ ¦
¦серийный счет ("от 100 отнять 7") - пять раз¦ ¦ ¦
¦либо: ¦ ¦ ¦
¦произнесите слово "земля" наоборот ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------+-------+---------+
¦5. Память: Припомните 3 слова (см. п. 3) ¦ 0-3 ¦ ¦
+-------------------------------------------------+-------+---------+
¦6. Речевые функции: ¦ ¦ ¦
¦а) Называние предметов (ручка, часы) ¦ 0-2 ¦ ¦
¦б) Повторение сложного предложения: "Никаких¦ 0-1 ¦ ¦
¦если, и или но" ¦ ¦ ¦
¦в) 3-этапная команда: "Возьмите правой рукой лист¦ 0-3 ¦ ¦
¦бумаги, сложите его вдвое и положите на стол" ¦ ¦ ¦
¦г) Прочтите и выполните: "Закройте глаза" ¦ 0-1 ¦ ¦
¦д) Напишите предложение ¦ 0-1 ¦ ¦
¦е) Срисуйте рисунок ¦ 0-1 ¦ ¦
+-------------------------------------------------+-------+---------+
¦Общий балл ¦ 0-30 ¦ ¦
L-------------------------------------------------+-------+----------
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Результат теста получается путем суммирования результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит. По данным разных исследователей, результаты теста могут иметь следующее значение.
28-30 баллов - нет нарушений когнитивных функций;
24-27 баллов - легкие (преддементные) когнитивные нарушения;
20-23 балла - деменция легкой степени выраженности;
11-19 баллов - деменция умеренной степени выраженности;
0-10 баллов - тяжелая деменция.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к распоряжению Комитета
по здравоохранению
от 15.12.2005 N 468-р
(Наименование учреждения)
СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА ПАЦИЕНТА
Ф.И.О. ______________________________________________________________
Год рождения ________
полных лет ________
Домашний адрес ____________________________________ тел. ____________
Телефон отдельный, спаренный, блокированный, АВУ ____________________
Семейное положение: замужем (женат), вдова (вдовец), холост,
разведен (подчеркнуть)
Инвалидность: I, II, III гр. по ________________________ заболеванию.
Льготы: УВОВ, ЖБЛ, труд в годы ВОВ, другие льготы (подчеркнуть)
Образование ________________ профессия _____________ стаж работы ____
Размер пенсии ___________________
Сведения о родственниках
--------------------T-------------T----------------------T----------¬
¦ Ф.И.О. ¦ Родство ¦ Домашний адрес ¦ Телефон ¦
+-------------------+-------------+----------------------+----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------------+----------------------+----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------+-------------+----------------------+----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------+-------------+----------------------+-----------
Проживают совместно: да/нет (подчеркнуть)
Внутрисемейные отношения: хорошие, удовлетворительные, плохие, очень плохие (подчеркнуть)
Жилье: благоустроенное/неблагоустроенное
Наличие собственной комнаты: да/нет
Субъективная оценка здоровья (подчеркнуть)
------------------T------------------T-------------T----------------¬
¦ Физическое ¦ Психологическое ¦ Активность ¦ Подвижность ¦
¦ состояние ¦ состояние ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------------+-------------+----------------+
¦Хорошее ¦Активен ¦Ходячий ¦Полная ¦
¦Удовлетворит. ¦Апатичен ¦Ходит с пом. ¦Ограниченная ¦
¦Плохое ¦Спутан. сознание ¦Сидячий ¦Очень ограничен.¦
¦Очень плохое ¦Ступор ¦Лежачий ¦Неподвижность ¦
L-----------------+------------------+-------------+-----------------
---------------T-------------------------T--------------------------¬
¦ Недержание ¦ Зрение ¦ Слух ¦
+--------------+-------------------------+--------------------------+
¦Нет ¦Не снижено ¦Не снижен ¦
¦Иногда ¦Снижено незначительно ¦Снижен незначительно ¦
¦Обычно мочи ¦Снижено значительно ¦Снижен значительно ¦
¦Мочи, кала ¦Слепой ¦Глухой ¦
L--------------+-------------------------+---------------------------
Способность к самообслуживанию снижена на ______%
Сведения о социальной помощи
Состоит на обслуживании в РЦСОН на специализированном отделении, отделении социально-бытовой помощи (да/нет);
Была оказана материальная помощь в течение последнего года (да/нет);
Посещал(а) отделение дневного пребывания (да/нет);
Посещал(а) социальную столовую (да/нет);
Нуждается в использовании ходунков, трости, инвалидной коляски и т.д. (подчеркнуть, добавить).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: (Социальный статус пациента: инв., проживание и т.д. Потребность в социально-экономической помощи, во вспомогательных средствах, степень социальной зависимости и т.д.)




Вернутся в раздел Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области