Законодательство РФ

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КУЛЬТУРЕ (утв. ВС РФ 09.10.1992 n 3612-1) (ред. от 31.12.2005)



ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О КУЛЬТУРЕ
(в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N 115-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами
от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,
от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным договором, нормами международного права,
признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства,
отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации,
выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру,
Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства о культуре (далее - Основы) в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре. Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о культуре. Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящих Основ, законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре.

Статья 3. Основные понятия. Используемые в настоящих Основах термины означают:

Статья 4. Область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре. Настоящие Основы регулируют культурную деятельность в следующих областях:

Статья 7. Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях федеральные государственные программы развития, аналогичные программы субъектов Российской Федерации подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.

Статья 10. Право на творчество. Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Статья 12. Право на приобщение к культурным ценностям. Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Право собственности в области культуры. Каждый человек имеет право собственности в области культуры. Право собственности распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты.

Статья 19. Права иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере культурной деятельности. Особые условия культурной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации устанавливаются только федеральными законами.

Статья 20. Право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей. Народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания.

Статья 24. Культурно-национальные организации иных государств в Российской Федерации. Российская Федерация на основании межгосударственных соглашений определяет условия поддержки зарубежными странами культурно-национальных центров, национальных обществ, землячеств, ассоциаций, учебных и других организаций культуры соотечественников, проживающих в Российской Федерации, гарантирует правовую защиту указанных образований.

Статья 25. Культурное достояние народов Российской Федерации. ------------------------------------------------------------------

Статья 26. Общероссийские библиотечный, музейный, архивный и иные фонды. ------------------------------------------------------------------

Статья 27. Государство и положение творческих работников. Российская Федерация признает исключительную роль творческого работника в культурной деятельности, его свободы, моральные, экономические и социальные права.

Статья 28. Государство и организации творческих работников. Российская Федерация содействует созданию и деятельности организаций творческих работников - ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных, а также федераций и конфедераций таких организаций, филиалов и отделений международных сообществ творческих работников.

Статья 29. Государственные программы сохранения и развития культуры в Российской Федерации. ------------------------------------------------------------------

Статья 30. Обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

Статья 31. Обязанности государства по обеспечению свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности. Представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.

Статья 32. Обязанности государства по преодолению монополии в области культуры. Действия органов государственной власти и управления, должностных лиц, препятствующие возникновению новых субъектов культурной деятельности по мотивам нецелесообразности, квалифицируются как осуществление монополии и подпадают под действие антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Статья 34. Обязанности государства по обеспечению приоритетных условий для национальных культур Российской Федерации. Государство осуществляет протекционизм (покровительство) по отношению к национальным культуре и искусству, литературе, иным видам культурной деятельности.

Статья 36. Обязанности государства по ведению статистики культуры. Органы государственной власти ведают всей официальной статистикой культуры в Российской Федерации, обязаны обеспечить ее достоверность, своевременность и открытость.

Статья 37. Полномочия федеральных органов государственной власти в области культуры. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 n 122-ФЗ)

Статья 39. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 n 122-ФЗ)

Статья 40. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры. (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 n 199-ФЗ)

Статья 41. Общие условия создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 n 122-ФЗ)

Статья 44. Приватизация в области культуры. Культурное наследие народов Российской Федерации, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации.

Статья 46. Финансовые ресурсы организации культуры. Организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных доходов и поступлений, разрешенных законодательством Российской Федерации.

Статья 47. Предпринимательская деятельность государственных и муниципальных организаций культуры. Государственные и муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 51. Внешнеэкономическая деятельность в области культуры. Организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 52. Цены и ценообразование в области культуры. Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.

Статья 53. Взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности. Организации культуры обладают исключительным правом использовать собственную символику (официальное и другие наименования, товарный знак, эмблема) в рекламных и иных целях, а также разрешать такое использование другим юридическим и физическим лицам на договорной основе.

Статья 55. Социальная поддержка работников культуры. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 n 122-ФЗ)

Статья 57. Политика и приоритеты международных культурных обменов. Политика и приоритеты международных культурных обменов Российской Федерации определяются федеральными государственными программами, соглашениями Российской Федерации с другими государствами.

Статья 59. Российские культурные и исторические ценности за пределами Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет целенаправленную политику по возвращению незаконно вывезенных с ее территории культурных ценностей.

Статья 61. Участие в международных организациях культуры. На территории Российской Федерации могут беспрепятственно создаваться филиалы и другие структуры международных культурных фондов и организаций. Любое юридическое и физическое лицо имеет право вступления в международные организации культуры в соответствии с порядком, определенным их уставами. Организации культуры Российской Федерации имеют право вовлечения в свои ряды иностранных членов, а также самостоятельного распоряжения целевыми поступлениями от иностранных государств, международных организаций и частных лиц.

Статья 62. Ответственность за нарушение законодательства о культуре. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 n 122-ФЗ)




Вернутся в раздел Законодательство РФ