2. Мэр Москвы:
1) представляет город Москву в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или поручает представление города Москвы иным лицам, представляет город Москву на официальных протокольных мероприятиях, выполняет другие представительские функции;
2) выступает от имени города Москвы в рамках компетенции, установленной настоящим Уставом, в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, законами города Москвы, поручает выступать от имени города Москвы органам исполнительной власти города Москвы, должностным лицам, органам местного самоуправления, а также юридическим лицам и гражданам;
3) подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы либо отклоняет их;
4) заключает договоры и соглашения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законами города Москвы;
5) формирует Правительство Москвы;
6) в порядке, установленном федеральным законом, выражает согласие от имени исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на назначение Прокурора города Москвы, начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в городе Москве, руководителей территориальных (в городе Москве) органов исполнительной власти Российской Федерации;
7) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных органов государственной власти Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;
8) назначает представителя от исполнительного органа государственной власти города Москвы в Совете Федерации в порядке, установленном федеральным законом и правовыми актами города Москвы;
9) назначает своих полномочных представителей в Московской городской Думе, а также в иных органах государственной власти;
10) вносит в Московскую городскую Думу кандидатуры на должности судей Уставного суда города Москвы;
11) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом, федеральными законами, законами города Москвы.
3. В случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
4. По вопросам своей компетенции Мэр Москвы издает обязательные для исполнения на всей территории города Москвы указы и распоряжения и осуществляет контроль за их исполнением.
5. Указы Мэра Москвы - правовые акты, издаваемые Мэром Москвы по вопросам нормативного характера, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и законами города Москвы.
6. Распоряжения Мэра Москвы - правовые акты, издаваемые им по вопросам оперативно-распорядительного характера.
7. Взаимодействие Мэра Москвы с органами исполнительной власти и должностными лицами других субъектов Российской Федерации может осуществляться путем принятия совместных правовых актов.
8. Правовые акты, издаваемые Мэром Москвы, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу и законам города Москвы.
9. Мэр Москвы вправе отменить правовые акты органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы (за исключением постановлений Правительства Москвы), если указанные правовые акты не соответствуют законодательству, приняты с нарушением действующих правовых актов или их выполнение не обеспечено финансовыми или материальными ресурсами.
10. Указы и распоряжения Мэра Москвы вступают в силу в установленном Мэром Москвы порядке. Нормативные правовые акты Мэра Москвы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
11. Правовые акты Мэра Москвы направляются в Московскую городскую Думу в двухнедельный срок со дня их подписания.
12. Правовые акты Мэра Москвы считаются официально опубликованными при опубликовании их в официальных изданиях органов исполнительной власти города Москвы.
13. Мэр Москвы имеет печать с изображением герба города Москвы и должностной знак.
14. Для непосредственного обеспечения полномочий Мэра Москвы создается аппарат Мэра Москвы, который подотчетен Мэру Москвы. Положение об аппарате Мэра Москвы утверждается Мэром Москвы.
Комментируемая статья устанавливает основные полномочия Мэра Москвы как часть полномочий органов исполнительной власти города Москвы и определяет порядок их реализации. Полномочия Мэра Москвы реализуются им непосредственно или через органы исполнительной власти города Москвы, в число которых входят Правительство Москвы и подчиненные ему отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города.
Мэр Москвы, являясь высшим должностным лицом Москвы, представляет город в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления. В указанных отношениях Мэр Москвы выступает представителем всего города Москвы, а не только исполнительной власти.
Подписание и обнародование законов, также как и право отклонять их (право вето), традиционно относятся к полномочиям главы исполнительной власти. Данное право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации закреплено в части 2 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Порядок отклонения законов города Москвы рассматривается в комментарии к статье 49 Устава.
Заключение договоров и соглашений города Москвы регулируется отдельными федеральными законами и Законом города Москвы от 28 марта 2001 года "О договорах и соглашениях города Москвы". Необходимо отметить что Мэр Москвы может заключать договоры как от своего имени, представляя город в случаях и порядке, установленных законодательством, так и подписывать договоры, заключаемые от имени Правительства Москвы.
Мэр Москвы единолично без получения согласия иных органов государственной власти назначает всех членов Правительства Москвы, за исключением себя самого и Вице-мэра Москвы, поскольку последние входят в Правительство Москвы по должности.
Федеральное законодательство предусматривает, что назначение руководителей территориальных подразделений ряда федеральных ведомств в субъектах Российской Федерации происходит при участии органов представительной и исполнительной власти субъекта, определяемых законодательством субъекта. Так, требуется согласование органов государственной власти, субъекта Российской Федерации при назначении на должность прокурора субъекта Федерации, начальника Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъекте Российской Федерации.
Ранее (до августа 2001 года) согласие Мэра Москвы требовалось и при назначении на должность начальника Главного управления внутренних дел города Москвы. Изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации "О милиции" 4 августа 2001 года, предусмотрено, что при назначении на должность начальника Главного управления внутренних дел субъекта Российской Федерации учитывается мнение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по предполагаемой кандидатуре.
Назначение руководителей территориальных органов исполнительной власти Российской Федерации (в городе Москве) в настоящее время не требует согласования Мэра Москвы. Поскольку возможность появления подобного правила в федеральных законах не исключена, соответствующая норма заложена в Уставе.
Комментируемая статья устанавливает, что от имени органов исполнительной власти города Москвы функцию согласования выполняет Мэр Москвы. Порядок выражения согласия Мэра Москвы устанавливается Законом города Москвы "О порядке согласования при назначении на должность и освобождении от должности отдельных должностных лиц в городе Москве". В соответствии с указанным Законом согласие Мэра Москвы оформляется его распоряжением.
Интересы города затрагивают вопросы, решение которых находится в ведении федеральных органов государственной власти. В соответствии с федеральным законодательством органы исполнительной власти Москвы вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации, иных органов государственной власти Российской Федерации свои предложения, в том числе и проекты нормативных правовых актов.
Так, в частности, статья 43 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" устанавливает, что предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются Правительством Российской Федерации в срок не более одного месяца, и о результатах рассмотрения сообщается авторам предложений.
Порядок назначения представителя от исполнительной власти города Москвы в Совет Федерации установлен Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Представитель от исполнительной власти города Москвы в Совет Федерации назначается указом Мэра Москвы на срок полномочий Мэра Москвы. Указ Мэра Москвы о назначении представителя от исполнительной власти города Москвы в 3-дневный срок направляется в Московскую городскую Думу и рассматривается на очередном или внеочередном заседании. Указ вступает в силу, если 2/3 от общего числа депутатов Московской городской Думы не проголосуют против назначения определенного в указе представителя в Совете Федерации от исполнительной власти города Москвы.
Функции Мэра Москвы по взаимодействию с иными органами государственной власти могут реализовываться им через своих полномочных представителей. В настоящее время институт полномочных представителей Мэра не получил широкого развития и применяется, как правило, лишь в Московской городской Думе (см. комментарий к статье 49 Устава).
Мэр Москвы участвует в формировании Уставного суда города Москвы путем внесения кандидатур судей для их утверждения Московской городской Думой. Аналогичный порядок назначения применяется и на уровне Российской Федерации - судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Полномочия Мэра Москвы не исчерпываются перечисленными в данной статье положениями. Они могут устанавливаться и не названными в Уставе подзаконными актами - указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Часть 3 комментируемой статьи предоставляет Мэру Москвы исключительные полномочия по принятию мер для предупреждения экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий, угрожающих безопасности города. В рамках осуществления данного права Мэр Москвы может выходить за пределы своих полномочий и осуществлять действия, входящие в компетенцию иных органов государственной власти.
Перечень возможных мер для наведения порядка Уставом не определен, поскольку зависит от опасности обстоятельств, требующих немедленного вмешательства.
Предоставление такого полномочия Мэру Москвы вызвано организационными ограничениями деятельности других органов, не позволяющими им принимать быстрые, безотлагательные решения.
Устав определяет исключительность данной меры, возможность ее применения лишь в обстоятельствах, не терпящих отлагательства.
Полномочия Мэра реализуются путем издания правовых актов - указов и распоряжений Мэра Москвы. Различия между двумя видами правовых актов Мэра основаны на их значении.
В форме указов принимаются акты, носящие нормативный характер, т.е. направленные на установление, изменение или отмену правовых норм (общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение).
В качестве примеров иных вопросов, прямо предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы, по которым принимаются указы Мэра, можно назвать назначение членов Правительства, полномочных представителей Мэра в органах государственной власти, представителя от исполнительной власти города Москвы в Совете Федерации.
Вопросами оперативно-распорядительного характера, по которым издаются распоряжения Мэра Москвы, могут быть назначения служащих в Аппарат Мэра Москвы, присвоение классных чинов государственным служащим города Москвы и т.д.
Следует отметить, что, поскольку подавляющее большинство вопросов, требующих решений нормативного характера, отнесено к компетенции Правительства Москвы, необходимость в издании указов Мэра в основном ограничивается вопросами, прямо предусмотренными федеральными законами и законами города Москвы.
По вопросам издания совместных правовых актов см. комментарий к статье 48 Устава.
Полномочия Мэра Москвы осуществляются в правовых рамках, установленных Конституцией Российской Федерации, имеющей высшую силу и прямое действие на всей территории России, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, действующими на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Мэра Москвы не могут противоречить вышеперечисленным актам, а в случае противоречия могут быть отменены в судебном порядке.
Часть 9 комментируемой статьи устанавливает полномочия Мэра Москвы по отмене правовых актов органов и должностных лиц исполнительной власти города. Перечень правовых актов органов и должностных лиц исполнительной власти города приводится в Уставе и законах города (см. комментарий к статье 48 Устава).
При этом комментируемая статья устанавливает невозможность отмены актами Мэра Москвы постановлений Правительства Москвы. Закон города Москвы "О Правительстве Москвы", кроме того, устанавливает, что и распоряжения Правительства Москвы могут быть отменены только Правительством Москвы.
Федеральное законодательство не устанавливает требований к порядку вступления в силу правовых актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, за исключением общего конституционного положения о невозможности применения любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если эти акты не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Порядок вступления в силу актов Мэра Москвы установлен Регламеном Правительства Москвы (постановление Правительства Москвы от 17 сентября 2002 г. N 754-ПП), в соответствии с которым правовые акты Мэра Москвы вступают в силу с момента их подписания и регистрации, если иное не предусмотрено в тексте самих актов. Вступление в силу актов Мэра, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан, в соответствии с Регламентом происходит со дня их официального опубликования.
Направление правовых актов Мэра в Московскую городскую Думу осуществляется в рамках взаимного обмена информацией органов исполнительной власти города с Московской городской Думой (часть 2 статьи 49 Устава).
Печатными изданиями, в которых официально публикуются правовые акты Мэра Москвы, являются газета "Тверская, 13" и журнал "Вестник Мэра и Правительства Москвы".
Печать Мэра Москвы ставится на доверенностях, выдаваемых от имени Мэра Москвы, на договорах и соглашениях, заключаемых от имени Мэра Москвы, благодарностях, выносимых от имени Мэра Москвы, и т.п.
Должностной знак Мэра представляет собой золотой геральдический щит с изображением серебряного Георгия Победоносца, увенчанный золотой городской короной, окруженной серебряным лавровым венком. Должностной знак Мэра размещается на цепи с фигурными звеньями.
Должностной знак используется Мэром Москвы во время официальных церемоний: при вступлении в должность, вручении наград и почетных званий, приеме делегаций и на других протокольных мероприятиях.
Положение об Аппарате Мэра Москвы утверждено указом Мэра Москвы от 16 ноября 2001 года N 34-УМ "Об Аппарате Мэра Москвы".
Аппарат Мэра Москвы является государственным органом, образованным для непосредственного обеспечения полномочий Мэра Москвы - высшего должностного лица города Москвы.
Аппарат Мэра, возглавляемый руководителем Аппарата Мэра - начальником Управления Мэра Москвы, работает под руководством Мэра Москвы.
В его структуру входят: Управление Мэра Москвы, Оперативно-распорядительное управление Мэра Москвы, Аналитическое управление Мэра Москвы, Пресс-центр Мэра и Правительства Москвы, Управление Вице-мэра Москвы, группа советников и помощников Мэра Москвы и некоторые другие подразделения.
Функциями Аппарата Мэра Москвы являются: организационное обеспечение деятельности Мэра Москвы, подготовка для Мэра Москвы аналитических, справочных и других материалов, организация проведения совещаний у Мэра Москвы и обеспечение контроля за исполнением решений, принятых Мэром Москвы на совещаниях, участие в подготовке и проведении мероприятий, осуществляемых Мэром Москвы, а также ряд иных функций.
Законодательство Москвы
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 41. Полномочия Мэра Москвы. 1. Мэр Москвы непосредственно или через органы исполнительной власти города Москвы решает вопросы социально-экономического развития города Москвы, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий.
Вернутся в раздел Законодательство Москвы