ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2005 г. N 320
О РЕГЛАМЕНТЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
(в ред. постановления Московской городской Думы
от 01.02.2006 N 37)
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Московская городская Дума постановляет:
1. Утвердить Регламент Московской городской Думы (приложение).
2. Постановление Московской городской Думы от 19 июня 2002 года N 171 "О Регламенте Московской городской Думы" считать утратившим силу.
3. Контроль над исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
4. Настоящее постановление вступает в силу в момент открытия первого заседания Московской городской Думы следующего созыва.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Приложение
к постановлению
Московской городской Думы
от 16 ноября 2005 г. N 320
РЕГЛАМЕНТ
МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Регламент устанавливает порядок деятельности, основные правила и процедуры работы Московской городской Думы (далее - Дума).
Статья 1. Полномочия Думы. Дума осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом города Москвы и законодательством города Москвы.
Статья 2. Осуществление полномочий Думы. 1. В соответствии с Уставом города Москвы Дума осуществляет свои полномочия на заседаниях.
Статья 3. Присутствие на заседаниях Думы. 1. В ходе открытого заседания Думы в зале заседаний вправе присутствовать должностные лица исполнительных органов государственной власти города Москвы, гражданские служащие, замещающие должности государственной гражданской службы города Москвы в Аппарате Думы (далее - гражданские служащие в Аппарате), обеспечивающие проведение заседания, штатные помощники (советники) депутатов, обеспечивающие работу депутата на заседании, аккредитованные журналисты, осуществляющие телевизионную и фотографическую съемку, члены делегаций, находящихся в Думе с официальным визитом.
Статья 4. Закрытые заседания Думы. 1. Заседания Думы (рассмотрение отдельных вопросов повестки дня) могут проводиться закрыто. Закрытое заседание (закрытое рассмотрение отдельных вопросов повестки дня) проводится в соответствии с протокольным решением Думы о проведении закрытого заседания (закрытого рассмотрения отдельных вопросов повестки дня).
Статья 5. Трансляция заседаний Думы. 1. Во время проведения открытых заседаний Аппаратом Думы обеспечивается ведение проводной трансляции в служебных помещениях Думы и видеотрансляции в холле зала заседаний. Во время проведения закрытых заседаний (закрытого рассмотрения отдельных вопросов повестки дня) исключается ведение всех видов трансляции, а также запрещается ведение аудио- и видеозаписи в зале заседаний (кроме протокольной аудио- и видеозаписи, производимой уполномоченными на то гражданскими служащими в Аппарате).
Статья 6. Перенос заседаний Думы и проведение внеочередных заседаний. 1. В соответствии с протокольным решением Думы очередные заседания Думы могут не проводиться или могут быть перенесены.
Статья 7. Председательствующий на заседании Думы. 1. Заседание Думы ведет председательствующий на заседании. Председательствующим на заседании по должности является Председатель Думы. При его отсутствии на заседании председательствует один из заместителей Председателя Думы, а при их отсутствии на заседании - другой депутат (не заявивший о самоотводе), которому это поручено Председателем Думы, его заместителем либо Думой соответствующим протокольным решением.
Статья 11. Подготовка первого заседания Думы нового созыва. 1. Подготовку первого заседания Думы нового созыва проводит Оргкомитет, сформированный согласно норме, установленной на общем собрании вновь избранных депутатов Думы и депутатов Думы предыдущего созыва, полномочия которых не будут прекращены с момента открытия первого заседания Думы нового созыва.
Статья 13. Права депутата Думы на заседании Думы. 1. В порядке, установленном настоящим Регламентом, депутат Думы на ее заседаниях вправе:
Статья 14. Обязанности депутата Думы на заседании. 1. Депутат Думы на заседании обязан:
Статья 15. Обязанности председательствующего на заседании Думы. Председательствующий на заседании Думы обязан:
Статья 16. Права председательствующего на заседании Думы. 1. Председательствующий на заседании Думы имеет право:
Статья 17. Продолжительность заседаний Думы. 1. Заседания Думы проводятся:
Статья 18. Продолжительность выступлений на заседании Думы. 1. Продолжительность выступлений:
Статья 19. Продолжительность этапов рассмотрения вопроса повестки дня. 1. Для рассмотрения вопроса повестки дня заседания Думы устанавливается следующий лимит времени:
Статья 20. Предотвращение беспорядка на заседании Думы. 1. Если на заседании возникает беспорядок и председательствующий на заседании лишен возможности его пресечь, то он объявляет перерыв и покидает свое место. В этом случае заседание считается прерванным на 30 минут.
Статья 21. Правомочность Думы проводить голосования. 1. Дума правомочна проводить голосования, если на заседании Думы присутствует не менее половины от установленного числа депутатов Думы.
Статья 22. Порядок установления числа депутатов, присутствующих на заседании Думы. 1. Число депутатов, присутствующих на заседании Думы, определяется только по результатам табельной регистрации.
Статья 23. Отсутствие депутата на заседании Думы. 1. Отсутствие депутата на заседании Думы допускается только по уважительной причине.
Статья 24. Виды документов, принимаемых Думой. Дума принимает путем голосования:
Статья 25. Количество голосов, необходимое для принятия законов города Москвы, постановлений, заявлений, обращений Думы. 1. Устав города Москвы и закон города Москвы о внесении изменений и дополнений в Устав города Москвы принимаются большинством голосов, но не менее 2/3 от установленного числа депутатов Думы.
Статья 27. Постановления Думы. 1. Постановлениями Думы оформляются решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими правовыми актами Российской Федерации к ведению законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, а также решения по вопросам, отнесенным Уставом города Москвы и иными законами города Москвы к ведению Думы.
Статья 28. Протокольные решения Думы. 1. Относительным большинством голосов, но не менее 1/3 от числа избранных депутатов Думы принимаются протокольные решения:
Статья 29. Доведение до депутатов проекта повестки дня очередных заседаний. 1. Председатель Думы не позднее чем за семь дней до очередных заседаний Думы (если иное не предусмотрено настоящим Регламентом) доводит до сведения депутатов Думы и иных субъектов законодательной инициативы проект повестки дня очередных заседаний.
Статья 31. Организационно-техническое обеспечение заседаний Думы. Гражданские служащие в Аппарате:
Статья 32. Распространение материалов во время заседания Думы. 1. Распространение материалов во время заседания Думы осуществляется при наличии визы председательствующего на заседании.
Статья 33. Обязанности информационно-счетной группы. Информационно-счетная группа из числа гражданских служащих в Аппарате:
Статья 34. Информация об очередных заседаниях Думы. Информация об очередных заседаниях Думы, заседаниях комиссий и рабочих групп, депутатских объединений, в том числе по предварительному обсуждению проектов документов, доводится до сведения всех депутатов Аппаратом Думы, размещается на официальном сайте Думы в Интернете.
Статья 36. Внесение вопросов в план работы Думы. 1. Правом внесения вопросов в план работы Думы обладают субъекты законодательной инициативы в Московской городской Думе.
Статья 37. Доведение плана работы до субъектов законодательной инициативы. 1. Постановление Думы о плане работы Думы направляется всем субъектам законодательной инициативы в соответствии со статьей 81 настоящего Регламента и обнародуется в соответствии с Законом города Москвы от 31 марта 2004 года n 20 "О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы".
Статья 38. Обсуждение Думой проекта повестки дня заседаний. 1. Перед окончанием последнего очередного заседания Думы текущей недели депутатам раздается подготовленный Председателем Думы проект повестки дня очередных заседаний следующей недели.
Статья 40. Повестка дня текущих заседаний Думы. 1. Перед очередным утренним заседанием Думы участникам заседания и приглашенным на заседание лицам раздается повестка дня утреннего и дневного заседаний Думы.
Статья 41. Внесение изменений в повестку дня. 1. Правом внесения предложений по дополнению повестки дня обладают Мэр Москвы, полномочный представитель Мэра Москвы, Прокурор города Москвы и член Совета Федерации - представитель от Московской городской Думы.
Статья 42. Рассмотрение проектов законов города Москвы, постановлений, заявлений и обращений Думы. 1. Проекты законов города Москвы и постановлений Думы рассматриваются на заседании Думы, если вопросы об их рассмотрении включены в повестку дня.
Статья 43. Порядок перехода к рассмотрению очередного вопроса повестки дня. Переход к рассмотрению очередного вопроса повестки дня или возврат к одному из предыдущих, но не завершенных вопросов, а также изменение очередности рассмотрения вопросов повестки дня осуществляются председательствующим на заседании в соответствии с протокольным решением Думы или при отсутствии возражений со стороны депутатов без голосования.
Статья 44. Оформление проектов документов. 1. Проекты законов города Москвы и постановлений Думы оформляются в соответствии с требованиями статьи 8 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года n 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".
Статья 45. Внесение проектов документов в Думу. 1. Проекты законов города Москвы и постановлений Думы вносятся в Думу в порядке, установленном Законом города Москвы от 14 декабря 2001 года n 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".
Статья 46. Предварительное обсуждение проекта закона города Москвы, проекта постановления Думы. 1. До рассмотрения проекта закона города Москвы или постановления Думы на заседании Думы может быть проведено его предварительное обсуждение комиссиями, фракциями и рабочими группами Думы, а также проведено общегородское обсуждение проекта, публичные или депутатские слушания.
Статья 47. Общегородское обсуждение проектов законов города Москвы. 1. Проект закона города Москвы может быть вынесен на общегородское обсуждение Думой или Мэром Москвы. В этом случае проект (все альтернативные проекты либо все альтернативные положения частично совпадающих проектов) публикуется в издании, определенном Думой, с указанием срока подачи предложений (не менее месяца со дня опубликования) и адреса, по которому должны направляться предложения.
Статья 48. Обсуждение проектов документов депутатами, комиссиями, фракциями и рабочими группами Думы. 1. Депутаты, комиссии, фракции и рабочие группы Думы вправе проводить обсуждения проектов документов и поправок к ним на любой стадии их подготовки и рассмотрения, проводить пресс-конференции и организовывать выступления в средствах массовой информации для ознакомления общественности со своей точкой зрения по обсуждаемым проектам.
Статья 49. Основные элементы процедуры рассмотрения проекта документа на заседании Думы. 1. Основные элементы процедуры рассмотрения проекта документа на заседаниях Думы:
Статья 50. Доклад и содоклады по проекту документа. 1. При рассмотрении проекта документа на заседании Думы доклад делает редактор проекта (докладчик), если Думой по предложению субъекта законодательной инициативы, внесшего проект документа, не принято протокольное решение о замене докладчика.
Статья 51. Вопросы к докладчику и содокладчикам. 1. Вопросы докладчику и содокладчикам задаются участниками заседания после окончания доклада и содокладов.
Статья 53. Порядок установления очередности выступлений. 1. Очередность выступлений устанавливается председательствующим на заседании, как правило, в соответствии с очередностью записи на выступление.
Статья 57. Основные правила выступлений в прениях. 1. Выступающий в прениях вправе поддержать обсуждаемый проект документа, обосновать невозможность его поддержки или невозможность определить свое отношение к проекту, а также высказать обоснованные замечания и предложения.
Статья 58. Обязанности председательствующего в ходе выступлений в прениях. 1. Председательствующий на заседании следит за соответствием содержания выступления вопросу повестки дня, соблюдением установленной продолжительности выступления и при необходимости напоминает об этом выступающему.
Статья 60. Выступления после завершения времени, отведенного для прений. 1. По истечении времени, отведенного на прения, слово предоставляется тем из записавшихся депутатов, кто настаивает на выступлении. Председательствующий на заседании выясняет число таких депутатов и либо предоставляет каждому из них слово в пределах трех минут, либо ставит на голосование вопрос о продлении времени прений при сохранении установленной настоящим Регламентом продолжительности выступлений.
Статья 61. Заключительное слово докладчика и содокладчиков и выступления по мотивам голосования. 1. После окончания прений докладчик, а также содокладчики вправе выступить с заключительным словом. Затем проводятся выступления по мотивам голосования, и председательствующим на заседании Думы ставится на голосование предложение о принятии проекта документа в первом чтении.
Статья 63. Принятие проекта документа в первом чтении. 1. Принятие проекта документа в первом чтении означает, что Дума согласилась с концепцией проекта, но принятый текст будет дорабатываться путем внесения в него поправок, не изменяющих одобренную концепцию.
Статья 64. Рассмотрение альтернативных проектов документов. 1. Альтернативные проекты законов города Москвы и постановлений Думы (в том числе внесенные на рассмотрение различными субъектами законодательной инициативы заранее в плановом порядке) рассматриваются в рамках одного вопроса повестки дня в порядке, установленном статьей 15 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года n 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".
Статья 65. Рассмотрение поправок к проекту документа. 1. Поправки к проекту документа, принятому Думой, рассматриваются по представлению редактора проекта в порядке, установленном статьей 16 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года n 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".
Статья 66. Порядок голосования поправок к проекту документа. 1. Поправки к проекту документа рассматриваются в порядке, установленном частью 6 статьи 16 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года n 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".
Статья 67. Принятие проекта документа во втором чтении. 1. После принятия проекта документа в первом чтении по инициативе редактора проекта все одобренные им поправки, а также поправки редакционного и юридико-технического характера, корректорская правка могут быть включены в текст проекта. Текст проекта с включенными в него поправками направляется депутатам Думы и иным субъектам законодательной инициативы в порядке, установленном настоящим Регламентом. Измененный таким образом проект не ранее чем через три дня после его внесения в Думу выносится для обсуждения на заседании Думы и голосования о принятии его во втором чтении.
Статья 68. Устранение противоречий, возникших в результате принятия поправок. 1. Порядок устранения противоречий, возникших после рассмотрения всех поправок к проекту документа, устанавливается частью 1 статьи 17 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года n 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".
Статья 69. Принятие закона города Москвы, постановления, обращения, заявления Думы. 1. Законы города Москвы и постановления Думы принимаются в порядке, установленном статьями 13 и 14 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года n 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".
Статья 71. Контроль за исполнением постановлений Думы. 1. В каждом постановлении Думы определяется лицо (структурное подразделение Думы), контролирующее его исполнение.
Статья 72. Полномочия Думы по контролю за исполнением постановлений Думы. При осуществлении контрольных функций Дума вправе:
Статья 74. Требования к протоколу заседания Думы. 1. На каждом заседании Думы ведутся протокол и стенограмма, а также аудиозапись заседания с момента его открытия до момента окончания, исключая перерывы.
Статья 75. Сроки оформления протокола и стенограммы заседания Думы. 1. Протокол заседания Думы оформляется в трехдневный срок. Протокол подписывается Председателем Думы и Руководителем Аппарата Думы. На протоколе указываются фамилия и инициалы ведущего протокол (ответственного исполнителя), его телефон.
Статья 76. Хранение подлинников протокола и стенограммы заседания Думы. 1. Оригиналы протокола и стенограммы заседания Думы хранятся в Организационном управлении Аппарата Думы.
Статья 78. Хранение листов табельной регистрации, текстов проектов документов, поправок и сопроводительных материалов к ним. 1. Листы табельной регистрации депутатов на заседании Думы хранятся в Информационно-аналитическом управлении Аппарата Думы.
Статья 79. Оформление документов, принятых Думой. 1. В семидневный срок после принятия документа гражданские служащие в Аппарате совместно с редактором проекта документа и депутатом, ответственным за рассмотрение вопроса, производят оформление документа.
Статья 80. Опубликование документов, принятых Думой. 1. Порядок опубликования принятых Думой законов города Москвы и постановлений Думы определяется законами города Москвы.
Статья 81. Порядок рассылки документов, принятых Думой. 1. Тексты принятых Думой документов в трехдневный срок после их подписания рассылаются Аппаратом Думы депутатам Думы, Мэру Москвы, Прокурору города Москвы, Председателю Московского городского суда, Председателю Арбитражного суда города Москвы, члену Совета Федерации - представителю от Московской городской Думы, полномочному представителю Мэра Москвы, руководителю Аппарата Мэра и Правительства Москвы, префектам административных округов города Москвы, Руководителю Аппарата Думы, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, официальным изданиям Правительства Москвы, "Ведомостям Московской городской Думы", другим лицам по списку, составленному редактором проекта соответствующего документа.
Статья 82. Виды голосований. Виды голосований, применяемых на заседаниях Думы, классифицируются следующим образом:
Статья 83. Порядок голосований. 1. Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней для тайного голосования.
Статья 84. "Мягкое" и "жесткое" голосование. 1. При "мягком" голосовании депутат вправе голосовать за каждый из вариантов голосования.
Статья 86. Принятие решения относительным большинством голосов. 1. Протокольное решение относительным большинством голосов считается принятым, если "за" него подано большее число голосов, чем "против", а при голосовании альтернативных предложений, кроме того, если "за" подано большее число голосов, чем за любое другое альтернативное предложение.
Статья 87. Права председательствующего при проведении голосований. 1. Председательствующий на заседании вправе:
Статья 88. Голосование альтернативных предложений. 1. Если ни одно из альтернативных предложений не набрало необходимого числа голосов, то по предложению, набравшему наибольшее число голосов, проводится второй тур голосования. Председательствующий на заседании вправе поставить на голосование во втором туре два предложения, набравшие в первом туре большее число голосов, чем другие предложения.
Статья 90. Справочные голосования. 1. Справочное голосование не может служить основанием для принятия каких-либо решений и носит информационный характер.
Статья 91. Повторное голосование. 1. Повторное открытое голосование по одному и тому же вопросу допускается в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, а также в соответствии с протокольным решением Думы.
Статья 92. Вопросы, по которым проводится тайное голосование. 1. Тайное голосование проводится при наделении гражданина полномочиями Мэра Москвы, избрании Председателя Думы, его заместителей, члена Совета Федерации - представителя от Московской городской Думы, утверждении или избрании председателей постоянных комиссий и их заместителей, присвоении звания "Почетный гражданин города Москвы", при голосовании вопросов о доверии (недоверии). Тайное голосование проводится также в других случаях принятия решений по персональным вопросам по требованию не менее пяти депутатов Думы.
Статья 94. Бюллетени для тайного голосования. 1. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею и утвержденной Думой форме и в установленном количестве.
Статья 95. Процедура тайного голосования. 1. Для проведения тайного голосования в помещении, определенном Думой, устанавливаются кабины. Депутат может делать в бюллетене для тайного голосования необходимые отметки, соответствующие его волеизъявлению, как в кабине, так и вне ее. Агитация при проведении процедуры тайного голосования не допускается.
Статья 96. Основания для признания бюллетеня для тайного голосования недействительным. 1. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление голосовавшего. По каждому из таких бюллетеней счетная комиссия принимает решение.
Статья 98. Бланки для поименного голосования и их заполнение. 1. Бланк поименного голосования заполняется депутатом и содержит номер голосования, фамилию и инициалы депутата, формулировку предложения, результат голосования ("за" или "против"), подпись депутата, дату.
Статья 99. Формулировка предложений для голосования. Формулировка предложения для голосования должна быть лаконичной, однозначно воспринимаемой и не содержащей отрицания или запрета.
Статья 100. Условия изменения решения при поименном голосовании. 1. Прием бланков поименного голосования информационно-счетной группой производится до момента, установленного Думой. До этого момента депутат вправе изменить свое решение и заменить свой бланк голосования. Если момент окончания голосования не определяется, то депутат вправе изменить свое решение (или принять участие в голосовании) до момента объявления результатов голосования.
Статья 101. Оглашение результатов поименного голосования. 1. Результаты поименного голосования оглашаются в день голосования. Результаты поименного голосования после оглашения публикуются в официальных изданиях Думы в начале каждого квартала.
Статья 103. Нормативная база, определяющая деятельность депутата в Думе. 1. Деятельность депутата в качестве Председателя Думы, заместителя Председателя Думы, председателя проблемной или специальной комиссии, заместителя председателя комиссии, председателя рабочей группы, координатора направления работы Думы, а также соответствующие должностные взаимоотношения регулируются настоящим Регламентом и иными документами Думы.
Статья 105. Прием граждан, работа с обращениями граждан. 1. Фракция, депутат (в установленном самостоятельно либо Думой порядке) проводят прием граждан, ведут в пределах своей компетенции работу с обращениями граждан.
Статья 107. Помощники (советники) депутата. 1. Депутат Думы вправе иметь помощников (советников), работающих на штатной основе по служебному контракту, заключенному на срок, не превышающий срока полномочий соответствующего депутата.
Статья 108. Право депутатов на образование депутатских объединений. 1. Депутаты Думы имеют право образовывать добровольные депутатские объединения - фракции, блоки, клубы, другие объединения на основе свободного волеизъявления.
Статья 109. Фракции в Думе. 1. Фракцией является депутатское объединение, сформированное из депутатов, принадлежащих к одному избирательному объединению, на основании решения руководящего органа этого объединения.
Статья 111. Регистрация депутатских объединений. 1. Для регистрации постоянного объединения в Аппарат Думы представляются следующие документы:
Статья 112. Перерегистрация депутатских объединений. 1. В двухнедельный срок после окончания зимнего и летнего перерывов в работе Думы осуществляется перерегистрация постоянных депутатских объединений.
Статья 113. Информация о депутатских объединениях. Информация о зарегистрированных депутатских объединениях передается в средства массовой информации, публикуется в "Ведомостях Московской городской Думы", размещается на официальном сайте Думы в Интернете, а также на информационных стендах в помещениях Думы.
Статья 115. Комиссии Думы. 1. Комиссии являются постоянными структурными подразделениями Думы и образуются постановлением Думы на срок полномочий депутатов очередного созыва. Перечень направлений деятельности комиссий, полномочия комиссий и порядок их осуществления определяются постановлением Думы.
Статья 116. Председатель комиссии Думы. 1. Председатель комиссии избирается большинством голосов от числа членов комиссии и утверждается Думой либо по предложению комиссии избирается Думой из числа представленных комиссией кандидатур. Результаты утверждения (выборов) председателя комиссии оформляются постановлением Думы.
Статья 117. Отчет о деятельности комиссии (рабочей группы). 1. Дума вправе в любое время запросить отчет о текущей деятельности комиссии (рабочей группы). Сроки рассмотрения такого отчета определяются протокольным решением Думы.
Статья 118. Избрание Председателя Думы и его заместителей. 1. Председатель Думы и его заместители избираются на срок полномочий Думы.
Статья 119. Функции Председателя Думы. Председатель Думы:
Статья 120. Функции заместителей Председателя Думы. 1. Заместители Председателя Думы:
Статья 121. Досрочное прекращение полномочий Председателя Думы и заместителей Председателя Думы. 1. Полномочия Председателя Думы, заместителей Председателя Думы прекращаются досрочно в случаях и в порядке, установленных статьей 4 Закона города Москвы от 13 июля 1994 года n 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы".
Статья 124. Назначение на должность Руководителя Аппарата Думы. 1. Аппарат Думы возглавляет Руководитель Аппарата Думы. Должность Руководителя Аппарата Думы является государственной должностью города Москвы. Руководитель Аппарата назначается на вакантную должность большинством голосов от числа избранных депутатов Думы.
Статья 125. Права и обязанности Руководителя Аппарата Думы. 1. Руководитель Аппарата Думы является распорядителем кредитов, без доверенности представляет Думу в отношениях со всеми государственными органами, организациями и гражданами, в пределах своей компетенции заключает договоры, представляет Думу в суде (арбитражном суде), в установленном законом порядке несет ответственность за принимаемые хозяйственно-распорядительные решения.
Статья 126. Контроль за соблюдением настоящего Регламента и последствия его нарушений. 1. Решения, принятые с нарушением настоящего Регламента, недействительны с момента их принятия.
Статья 127. Меры воздействия за нарушение порядка заседания. При нарушении участником заседания порядка на заседании Думы к нему могут применяться следующие меры воздействия:
Статья 128. Условия призыва к порядку. 1. Призывать к порядку вправе только председательствующий на заседании.
Статья 130. Порицание. 1. Порицание выражается Думой относительным большинством голосов по предложению председательствующего на заседании без дебатов.
Статья 131. Порицание с временным лишением слова. Порицание с лишением слова до конца заседания выносится в соответствии с протокольным решением Думы участнику заседания, который: