Медицинское законодательство

Статья 44. Реклама лекарственных средств. 1. В средствах массовой информации допускается реклама лекарственных средств, отпускаемых только без рецепта врача.



2. Независимо от формы реклама должна соответствовать фармакологическим данным о лекарственных средствах, полученным при клинических исследованиях лекарственных средств, и требованиям государственного информационного стандарта.
3. Реклама не должна представлять лекарственное средство как уникальное, наиболее эффективное, наиболее безопасное, исключительное по отсутствию побочных эффектов, не должна вводить в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны или патентованности лекарственного средства.
4. Реклама не должна подрывать репутацию предприятий-производителей лекарственных средств, веру потребителей в действие лекарственных средств.
5. При рекламе лекарственного средства не допускается его сравнение с другими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта.
6. Реклама не должна создавать впечатление ненужности медицинских консультаций или хирургических операций.
7. Реклама не должна содержать утверждений о том, что действие лекарственного средства гарантировано.
8. При нарушении положений настоящего Федерального закона, касающихся рекламы лекарственных средств, федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения может запретить дальнейшую рекламу лекарственного средства или предупредить рекламодателя о необходимости изменения подхода к рекламе данного лекарственного средства.
9. Размеры и порядок уплаты штрафа за нарушения положений настоящего Федерального закона, касающихся рекламы лекарственных средств, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
Комментарий к ст. 44:
1. Комментируемая статья формулирует достаточно четкие требования к рекламе ЛС.
2. В соответствии с Федеральным законом N 108-ФЗ от 18.07.95 г. "О рекламе" допускается только реклама ЛС, разрешенных к медицинскому применению в Российской Федерации (п. 2 ст. 16), и реклама субъектов фармацевтического рынка, имеющих лицензию на рекламируемую деятельность (п. 3 ст. 5). Кроме того, в рекламе обязательно должен указываться номер лицензии рекламодателя и наименование органа, выдавшего эту лицензию (п. 3 ст. 5), а также должна содержаться пометка "подлежит обязательной сертификации" (п. 4 ст. 5).
3. Пункт 8 комментируемой статьи делегирует определенные полномочия по контролю за рекламой ЛС Минздраву РФ, однако, не определяет меры, которые Минздрав РФ может применять к нарушителям, не выполняющим его предписания. По общему правилу к таким нарушителям может быть применены санкции, установленные статьей 165.9. КоАП РФ "Невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний, выданных органами государственного контроля в пределах их компетенции", а именно, наложение штрафа на ответственных должностных лиц в размере от 50 до 100 МРОТ.
4. В соответствии со ст. 26 Закона "О рекламе" государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (МАП РФ) и его территориальные органы. В частности, они вправе направлять рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям: предупреждения и предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также решения об осуществлении контррекламы; материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности; а также налагать штрафы в установленном законом порядке. Разграничение ответственности за ненадлежащую рекламу между собственно рекламодателем и организациями, занимающимися производством и распространением рекламы, осуществляются следующим образом (ст. 30 Закона "О рекламе"): рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя; рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы; рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.
5. В соответствии со п. 2 ст. 31 Закона "О рекламе" ненадлежащая реклама, или отказ от контррекламы, или не предоставление в установленный срок сведений по требованию федерального антимонопольного органа (его территориального органа) влекут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом. В то же время федеральный антимонопольный орган (или его территориальные органы) вправе налагать штрафы на рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей за неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и решений об осуществлении контррекламы в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, даже несвоевременное предоставление территориальному органу МАП РФ сведений о рекламной деятельности по его запросу влечет за собой административный штраф в размере до 200 МРОТ, а несвоевременное выполнение предписания органа МАП РФ может повлечь за собой наложение штрафа в размере до 15 тысяч долларов США (5000 МРОТ). Подчеркнем, что в случае отказа лица, на которое наложено такое взыскание, от добровольной уплаты штрафа, принудительное взыскание штрафа возможно только по решению суда.
Глава XII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, НАНЕСЕННЫЙ ЗДОРОВЬЮ
ЧЕЛОВЕКА ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Глава XII конкретизирует ответственность субъектов обращения ЛС в зависимости от причин нанесения вреда. Общие вопросы порядка возмещения вреда, нанесенного здоровью человека, определены в Главе 59 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 17.12.99 г.). Уголовная ответственность за вред, нанесенный здоровью человека применением ЛС, наступает в случаях, установленных статьями 118 и 238 Уголовного кодекса РФ (в ред. 19.06.2001 г.).




Вернутся в раздел Медицинское законодательство