Медицинское законодательство

ВОПРОС: В соответствии с постановлением губернатора нашего региона психические больные имеют право на 100% бесплатное обеспечение лекарственными средствами (в том числе и сильнодействующими). Финансирование на эту группу больных поступает в ЛПУ из регионального бюджета. ЛПУ фармацевтической деятельностью не занимается, закупает медикаменты через аптеку, выигравшую конкурс на его обеспечение медикаментами. Может ли ЛПУ выдавать медикаменты (в том числе и сильнодействующие вещества) больным для поддерживающего лечения на приеме врача?




Вопрос: В соответствии с постановлением губернатора нашего региона психические больные имеют право на 100% бесплатное обеспечение лекарственными средствами (в том числе и сильнодействующими). Финансирование на эту группу больных поступает в ЛПУ из регионального бюджета. ЛПУ фармацевтической деятельностью не занимается, закупает медикаменты через аптеку, выигравшую конкурс на его обеспечение медикаментами. Может ли ЛПУ, учитывая социальный статус вышеуказанной категории заболеваний, выдавать медикаменты (в том числе и сильнодействующие вещества) больным для поддерживающего лечения на приеме врача, при этом соблюдая все требования по назначению, хранению и учету медикаментов предъявляемые законодательством?
Ответ: Данный вопрос законодательством четко не урегулирован. В явном виде выдача больным врачом лекарственных средств непосредственно на амбулаторном приеме законодательством не запрещена, но и не предусмотрена. В связи с этим достаточно сложно предсказать позицию контролирующих органов по данному вопросу.
С одной стороны контролирующие органы могут попытаться трактовать такую деятельность как розничную торговлю лекарственными средствами, поскольку ЛПУ получит деньги из бюджета как за выдаваемые лекарства, так и за оказанную больному медицинскую помощь. В то же время считать такую деятельность ЛПУ предпринимательской (а в соответствии со статьей 492 Гражданского кодекса РФ только предпринимательская деятельность может считаться розничной торговлей) достаточно сложно, поскольку она не направлена на получение прибыли.
С другой стороны из детального анализа ряда нормативно-правовых актов Минздрава РФ, вообще говоря, однозначно следует, что декретированные категории населения получают лекарства по льготному отпуску в аптечных учреждениях (например, п. 2.5. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. N 328 "Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" (в ред. от 05.09.2005 г.) или Приказ Минздрава РФ от 23.08.99 г. N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)" (в ред. от 29.04.2005 г.)). В связи с этим выдача лекарственных средств на руки больным на амбулаторном приеме может быть истолкована как нарушение врачом ЛПУ лицензионных требований и условий со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Кроме того, при выдаче на амбулаторном приеме сильнодействующих веществ, принципиально представляющих социальную опасность для населения, контроль за реальным получением препаратов больными, по сути, сосредотачивается в одних руках. Это может с большой вероятностью повлечь за собой возбуждение оперативно-розыскных мероприятий со стороны правоохранительных органов с плохо прогнозируемыми последствиями.
Директор юридической компании
"Юнико-94"
М.И.МИЛУШИН
22.10.2005




Вернутся в раздел Медицинское законодательство