Медицинское законодательство

СТАТЬЯ. "АПТЕКА ПОД КЛЮЧ: ЦЕНА ВОПРОСА"(С.Грачева)("Фармацевтическое обозрение" ноябрь, 2005)




"Фармацевтическое обозрение" ноябрь, 2005
АПТЕКА ПОД КЛЮЧ: ЦЕНА ВОПРОСА
Популярность аптечного бизнеса не только не падает, но и заметно возросла в последнее время - аптеки открываются все чаще. Еще одно доказательство этому - успешная деятельность компаний, которые продают готовый бизнес. Спрос на "аптеки под ключ" в столице уже превышает предложение.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ АПТЕКА
Любая аптека начинается с желания ее открыть. После чего следует определиться, кто будет воплощать это желание: искать помещение, получать разрешения и оформлять документы, делать ремонт, нанимать персонал и т.д. "Приятных хлопот" так много, что есть категория людей, которая предпочла бы переложить их на кого-то другого. Для тех, кто выбирает этот вариант, существует пошаговая инструкция:
Шаг первый: захотеть открыть аптеку. Шаг второй: обратиться в один из магазинов готового бизнеса, благо они уже есть, и поведать внимательному менеджеру, какую именно аптеку вы хотите. Шаг третий: получить документы и ключи от готовой аптеки.
И это не преувеличение. О процессе создания "аптеки под ключ" корреспонденту "ФармОбоза" рассказал Тимур Кулаков, финансовый директор "Магазина инвестиций" - компании, которая продает готовый бизнес и уже в течение года развивает направление "Аптека под ключ".
С действиями клиента все понятно. Его роль во всем этом, можно сказать, эпизодическая - понять, что он хочет видеть на выходе: аптечный пункт, классическую аптеку, аптеку с открытой выкладкой с дальнейшим развитием до аптечной сети, или аптечный киоск. От последнего варианта могут и отговорить: если аптечный киоск будет поддерживать только безрецептурный ассортимент, который разрешен к реализации, он будет малоэффективен и в итоге может превратиться в магазин парафармацевтической продукции.
Как только главный вопрос решен, на сцену выходит специалист "Магазина инвестиций". Перед ним возникает сразу несколько задач:
- консультация клиента по вопросам организации фармацевтического бизнеса;
- подбор помещения (если у клиента нет своего), ремонт при необходимости;
- экспертная оценка местоположения помещения;
- приобретение, установка и наладка кассовых аппаратов (заключение договора на обслуживание), системы учета движения товара, холодильного оборудования, мебели, оргтехники, систем поддержания необходимой температуры и влажности воздуха;
- приобретение, монтаж и подключение пожарной и охранной сигнализации;
- изготовление наружной рекламы, ее регистрация и другие необходимые платежи;
- подбор квалифицированного персонала;
- заключение договоров на поставку медикаментов;
- подготовка необходимых документов (юридическое лицо, лицензия, справки).
Нередко аптека начинает создаваться, когда у нее еще нет покупателя. Подвернулось выгодное помещение, "Магазин инвестиций" вложил в него деньги, а потом уже нашелся и покупатель на аптеку. В любом случае готовая аптека долго без хозяина не простоит. Только на момент интервью с Тимуром Кулаковым в его фирме в процессе создания находились три уже оплаченные аптеки и еще несколько клиентов "стояли" в очереди на помещение. "Вообще, наша фирма начиналась с создания турагенств под ключ, - рассказывает Тимур. - Потом мы решили развивать свою деятельность. Проанализировали различные сферы бизнеса и пришли к выводу, что аптечный будет востребован. И не ошиблись".
МЕСТО НЕ КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА, НО СКРАШИВАЕТ ЖИЗНЬ АПТЕКИ
Самая большая проблема - подбор хорошего места. Здесь много нюансов: рядом уже работает аптека, или место не очень проходимое - соответственно в новорожденной аптеке будет низкий трафик и маленький доход - или арендная ставка слишком велика. Вся эта информация тщательно анализируется. Некоторые варианты отбрасываются сразу, если, например, нет необходимой площади торгового зала или планировка не соответствует аптечной. Найти помещение можно разными способами: просмотреть специальные базы в Интернете, где собственники размещают свои объявления, полистать газету "Из рук в руки", поездить по районам. Очень редко специалисты из "Магазина инвестиций" пользуются услугами агентств недвижимости. Причина проста: агентства в основном занимаются продажей помещений, а для открываемой аптеки помещения арендуются. Еще не было ни одного случая, чтобы клиент решил приобрести помещение под аптеку в собственность.
При большом желании аптеку можно открыть за месяц: найти помещение, сделать ремонт, подобрать персонал. Но после этого начинается один из самых длительных процессов - получение лицензии. Так, областная лицензионная комиссия рассматривает вопрос о выдаче лицензий на фармдеятельность раз в две недели, а московская - раз в месяц. В случае, если все в порядке, после московской лицензионной комиссии настает очередь федеральной. На вынесение решения у нее уходит еще две недели. Через неделю создатели аптеки получают уведомление и только после этого лицензию. Кроме этого не за один день делаются заключения пожарников и СЭС. Поэтому в итоге на полное создание аптеки "под ключ" уходит примерно два месяца.
Надо отметить, что "Магазин инвестиций" учитывает все мелочи, без которых невозможно открыть аптечное предприятие. "У нас существует стандартный договор с клиентом, где прописан определенный минимум, без которого аптека не получит лицензию и не сможет начать работу, - рассказывает Тимур Кулаков, - все остальное: кондиционер и так далее, собственник может поставить себе сам. Без кондиционера аптека работать сможет, но без соответствующей мебели, холодильного оборудования, зарегистрированной кассы она просто не получит лицензию. Мы предоставляем клиенту именно этот необходимый минимум. Но, конечно, при желании включаем в договор и дополнительные пункты". Процесс передачи бизнеса осуществляется по акту приема-передачи: договор выполнен, аптека может работать, значит, аптека продается.
По мнению Тимура Кулакова, успех аптечного бизнеса на 50 процентов зависит от места расположения аптеки, на 30 - от персонала, который умеет работать и общаться с людьми, на 10 - от конкурента, находящегося рядом, остальное определяют рекламная политика и цены - это уже профессионализм заведующей.
КТО ОН, ПОКУПАТЕЛЬ ГОТОВОЙ АПТЕКИ?
Основные клиенты "Магазина инвестиций" - не профессионалы фармацевтического бизнеса. Они или сами по какой-то причине захотели открыть аптеку, или решили купить бизнес для жены, которая когда-то была связана с медициной. Среднестатистический покупатель - человек, у которого есть квартира, машина, дача, гараж, хорошо оплачиваемая работа и свободная наличность, которую он может положить в банк или вложить в какое-то дело и получать доход. Это и есть та самая категория, у которой нет опыта в фармацевтическом бизнесе, но есть средства. Поэтому самим заниматься поиском помещения и получением лицензии им не с руки. Они-то и обращаются в "Магазин инвестиций".
"Наши клиенты - это не те люди, которые отдают за этот бизнес последние деньги, - уверяет Тимур Кулаков. - В основном это обеспеченные люди, не ограниченные в финансах и пробующие себя в той или иной сфере. Для них аптека - это дополнительный бизнес. При этом они прекрасно понимают, что в случае необходимости через нас они смогут его продать, но таких случаев пока не было. Кстати, сейчас стали появляться и клиенты среднего достатка, которые тоже хотят открыть аптеку".
К слову сказать, готовый бизнес, который существует на рынке хотя бы год, пользуется огромной популярностью и при продаже уходит моментально. Еще одна особенность клиентов, подмеченная Тимуром Кулаковым, заключается в том, что все хотят открыть именно свою аптеку. А "Магазин инвестиций" может предложить на выбор несколько солидных брендов: "Риглу", "Старый Лекарь", "Доктор Столетов". Но пока желающих работать по франчайзингу мало. Собственная аптека - это звучит красиво.
Все же мы слегка слукавили, когда сказали, что клиент никак не участвует в процессе организации аптеки. На его плечи возлагается ответственность в выборе персонала. Точнее "Магазин инвестиций" отбирает несколько кандидатов, представляет их клиенту, а тот уже принимает решение о том, кто будет работать в его аптеке. Раньше на откуп заказчику отдавалось и право выбора программного обеспечения для его предприятия. "Когда создавались первые две аптеки, мы не занимались автоматизацией, - говорит Тимур Кулаков. - Мы это оставляли на собственников. Но сами фармацевты и заведующие тех двух аптек, не сговариваясь, выбрали программу компании "Юнико". Потом мы приняли решение, ставить во всех наших аптеках программу "Юнико-Аптека", и никто не был против. У профессионалов больше опыта в этом вопросе, и если они выбирают "Юнико", значит, программа хорошо работает".
ЦЕНА ВОПРОСА
Стоимость аптеки, в первую очередь, зависит от арендной ставки за помещение, другая ее составляющая - стоимость оборудования (примерно 20 процентов). Арендная ставка, в свою очередь, находится в прямой зависимости от района, в котором будет располагаться новая аптека. Самые низкие арендные ставки в Москве для открытия аптеки - в Восточном округе. Самая дорогая аренда, бесспорно, в центре столицы. В среднем по городу арендные ставки колеблются от двух (для аптеки с низкой проходимостью в "неудачном" районе) до пяти тысяч долларов в месяц. При этом в центре стоимость кв. м арендуемой площади в месяц начинается от 100 долларов. Умножаем на 60 (минимальная площадь аптеки) и получаем сумму, которую придется отдавать в месяц. Но в то же время центр - это не только престиж, но и высокая проходимость достаточно обеспеченной и преуспевающей публики. Правда, и конкуренция на этой "плодородной" земле немалая. "В центре хорошее помещение найти крайне сложно, - отмечает Тимур Кулаков. - У нас есть обязательное условие при создании аптеки - минимум трехлетний договор аренды и обязательно прямая аренда у собственника. А в центре обычно возникают проблемы. При открытии аптеки мы заключаем договор аренды в среднем на пять лет, потому что окупаемость вложений в этот бизнес - 2-3 года. При хорошем положении дел может окупиться и за год, но в среднем 2,5 года".
Анализируя все расходы (аренда, зарплата персонала, коммунальные платежи, заказ товара и др.), Тимур Кулаков пришел к выводу, что для того, чтобы аптека окупалась, она должна продавать товар на сумму 20-25 тысяч рублей в день. Если она продает больше, то получает прибыль. Оборот в месяц должен примерно составлять 1 млн. рублей. Тогда можно говорить об успешности бизнеса.
Возвращаясь к стоимости, надо сказать, что самая дорогая аптека была открыта "Магазином инвестиций" в Жулебино. Это была первая аптека, ее создавали четыре месяца, и покупателю она обошлась примерно в 60 тысяч долларов. При этом Тимур признается, что реальная цена этой аптеки была 70-75 тысяч. Сейчас открывается аптека на Братиславской стоимостью 70 тысяч. А самой дешевой пока остается вторая аптека, открытая в Новогиреево - 38 тысяч.
В среднем сегодня аптека в Москве с ремонтом помещения обойдется в 45-50 тысяч долларов. И дело не только в размере арендной ставки. Постепенно сотрудники фирмы приходят к выводу, что надо расширять список услуг. Если раньше все работы для открытия аптеки выполнялись по минимуму, устанавливалось только самое необходимое, то сейчас в договор включается, например, установка кондиционеров. В качестве дополнительной услуги предоставляется бухгалтерское сопровождение. Некоторые аптеки предпочитают эту работу доверить специалистам "Магазина инвестиций". "Мы ни в коем случае не бросаем тех своих клиентов, кому продали бизнес. Для желающих предоставляем услуги бухгалтера: сдача баланса, сопровождение. Всегда стараемся решить их проблемы, - уверяет Тимур Кулаков. - Правда, и особых проблем у открытых нами аптек пока не было".
Тимур Кулаков откровенно признается, что если открывать аптеку самому, без помощи их фирмы, то можно реально сэкономить. Услуги "Магазина инвестиций" добавят к стоимости 20-25 процентов. Но на то он и бизнес под ключ, чтобы избавить клиента от утомительного, суетного и долгого процесса организации собственного дела.
С.ГРАЧЕВА




Вернутся в раздел Медицинское законодательство