Медицинское законодательство

СТАТЬЯ. "ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"(С.М.Гажеева)("Медицинское право" n 4, 2005)




"Медицинское право" N 4, 2005
ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
И В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ РАЙОНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Действующее законодательство отдельно выделяет права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах (ст. 28 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1). И это легко объясняется - в техногенный век велика вероятность возникновения природных и техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций.
Тенденция увеличения числа и тяжести чрезвычайных ситуаций отмечается во всем мире, что определяет общую настороженность человечества и необходимость быть в постоянной готовности. Уровень же риска для жителей России оценивается как в 100 раз превышающий уровень риска жителей развитых европейских стран.
Высокий процент изношенности и жилых строений, и промышленных объектов, и средств производства - все это грозит развитием катастрофических ситуаций.
В результате различных ДТП - "войн на дорогах" ежегодно в России погибают около 30000 человек. Всего в год, по данным Всероссийского центра медицины катастроф, в России регистрируется до 20,5 тысячи ЧС с количеством пострадавших до 95 тысяч человек.
Наличие на территории нашей страны большого количества производственно-технологических комплексов, содержащих значительные запасы горюче-смазочных, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ, а также использование устаревших технологий и оборудования создают потенциальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие аварий на этих объектах.
Среди ЧС биолого-социального характера наиболее значимыми являются массовые инфекционные заболевания. Эпидемиологическая обстановка в Республике Бурятия оценивается как крайне напряженная. При миграции больных грызунов (чума) с территории сопредельной Монголии возможно заражение на территории Бурятии. Возможна активизация природных очагов таких опасных заболеваний, как чума, холера, сибирская язва, лептоспироз, бруцеллез, клещевой энцефалит. На территории республики из опасных инфекционных заболеваний отмечается вероятность возникновения заболеваемости сибирской язвой. В республике имеется 217 природных очагов сибирской язвы. Заболевание людей и животных сибирской язвой было зарегистрировано в 1999 г.
Большое количество пострадавших в республике регистрируется в результате инфекционной заболеваемости, так как вспышки часто приобретают массовый характер. Возрастает риск как техногенных (в основном это ДТП), так и природных катастроф (Республика Бурятия находится в сейсмоопасной зоне). Увеличивается количество пострадавших и погибших в этих ситуациях.
На сегодняшний день по Республике Бурятия зарегистрировано ЧС согласно критериям для здравоохранения (Приказ МЗ РФ от 23 апреля 2002 г. N 131):
----------------T-------T-------T-------T-------T-------T--------¬
¦ Наименование ¦1999 г.¦2000 г.¦2001 г.¦2002 г.¦2003 г.¦2004 г. ¦
¦ показателей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------+
¦Зарегистрирова-¦46 ¦111 ¦125 ¦43 ¦52 ¦82 ¦
¦но ЧС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------+
¦Пострадавшие ¦152 ¦303 ¦168 ¦289 ¦297 ¦534 ¦
+---------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------+
¦Из них: ¦139 ¦265 ¦124 ¦270 ¦255 ¦401 ¦
¦- санитарные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦потери ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------+
¦- погибшие ¦13 ¦38 ¦44 ¦19 ¦42 ¦97 ¦
+---------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------+
¦Задействовано ¦82 ¦180 ¦114 ¦116 ¦145 ¦72 ¦
¦формирований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(выездов¦
¦СМК ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦269) ¦
L---------------+-------+-------+-------+-------+-------+---------
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ). И именно государственная власть со своей силой должна заботиться о здоровье граждан, оказавшихся в подобной ситуации.
Сохранение жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, является важнейшей государственной задачей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Жизнь и здоровье населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами в настоящее время регулируются следующими нормативно-правовыми актами:
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1;
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения России";
- Закон РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-1 "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
- Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
- Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами";
- Приказ Минздрава РФ от 24 октября 2002 г. N 325 "О психологической и психиатрической помощи в чрезвычайных ситуациях";
- Положение о взаимодействии Минздрава РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 19, 21 и 25 января 2000 г. N 03-23/2-11 при осуществлении контроля за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим состоянием объектов массового сосредоточения людей и действиях при чрезвычайных ситуациях, вызванных террористическими акциями (утвержденное Минздравом РФ, МВД РФ и ФСБ РФ), и другие нормативные акты.
В соответствии с Основами граждане, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, имеют право на:
- получение бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного и восстановительного лечения;
- проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий по преодолению последствий чрезвычайной ситуации и снижению риска для их жизни и здоровья.
Несмотря на реальную возможность возникновения на территории Республики Бурятия различных ЧС, готовность учреждений здравоохранения к работе в условиях ЧС остается недостаточной.
Руководители органов местного самоуправления несут полную ответственность за предупреждение и ликвидацию последствий возможных ЧС на подведомственной территории.
Для повышения качества оказания экстренной медицинской помощи населению в условиях ЧС нужно устранить:
- дефицит финансовых средств;
- недостаточность материально-технической базы;
- недоукомплектованность здравоохранения врачебными кадрами;
- неотработанное взаимодействие лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) с Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН);
- неоперативность системы оповещения;
- несогласованность работы служб, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
- неподготовленность лиц, первыми пребывающих на место происшествия (ГАИ, МВД, пожарные, водители и т.д.) в вопросах оказания первой медицинской помощи - приводящих к увеличению летальных исходов у пострадавших.
На сегодня одной из основных причин снижения уровня готовности и оперативности в организации оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС является отсутствие штатных бригад службы медицины катастроф постоянной готовности, что ведет к увеличению времени ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Основную нагрузку по экстренному оказанию медицинской помощи пострадавшим в ЧС в Республике Бурятия несут на сегодняшний день бригады "скорой медицинской помощи", которые являются единственными внештатными формированиями службы медицины катастроф постоянной готовности. Обращаемость по обслуженным вызовам на 1000 человек по ОСМП (в районах республики) составила 283,5 на все население (или 445,1 по обслуживаемому населению), в г. Улан-Удэ обращаемость на ССМП составила 394,3 на 1000 человек по выполненным выездам и 399,1 по количеству обслуженных вызовов. Среднесуточная нагрузка на бригады "скорой помощи" в г. Улан-Удэ в 2004 г. выросла до 19,2 вызова в сутки (в сравнении с показателями среднесуточной нагрузки на бригаду "скорой помощи" по РФ - 14,6 в сутки на 1 общепрофильную бригаду). Среднее время пребывания бригады ССМП г. Улан-Удэ у больного составило 27,2 мин., время ожидания обслуживания вызова - 37,1 мин., время доезда - 12,7 мин. (в пределах федеративного норматива 15 мин.).
В г. Улан-Удэ из-за нехватки бригад "скорой медицинской помощи" и запредельной нагрузки на бригады задерживаются сверх нормативного времени 40,5% экстренных вызовов и 40,3% неотложных. Также ежегодно отмечается рост вызовов "скорой помощи" на ситуации, связанные с техногенными (в основном это ДТП) и природными катастрофами. Увеличивается количество пострадавших и погибших в этих ситуациях. В случае возникновения чрезвычайной ситуации при наличии состава преступления или административного деликта виновные лица привлекаются к уголовной или административной ответственности.
Обращения потерпевших в компетентные органы крайне редки в силу:
- низкой информированности о своих правах;
- неверия в способность правоохранительных органов защитить их нарушенные права и интересы;
- правового нигилизма.
Гражданам Российской Федерации, проживающим в районах, признанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными, гарантируются бесплатная медицинская помощь, медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях.
Гражданам, пострадавшим при спасании людей и оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации, согласно Федеральному закону от 22 августа 1995 г. (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" гарантируются бесплатные: лечение, включая санаторно-курортное лечение, и все виды реабилитации; материальная компенсация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На сегодняшний день в Республике Бурятия единственными профессиональными медицинскими спасательными формированиями постоянной готовности являются бригады "скорой медицинской помощи", сотрудники которых не аттестованы как спасатели, а значит, законодательно не защищены.
К числу приоритетных мероприятий относится страхование жизни, здоровья и трудоспособности от возможного ущерба при возникновении ЧС:
- производственного персонала предприятий, которые могут быть источниками повышенной опасности;
- лиц, непосредственно участвующих в ликвидации последствий ЧС.
В оценку ущерба от медико-демографических и медико-санитарных последствий ЧС включаются потери стоимости человеческой жизни. В необходимости этого убеждают экономические рыночные условия и международная практика, где существуют оценки стоимости человеческой жизни, используемые в ходе судебных разбирательств, а также в социальном страховании.
Стоимость жизни лиц, пострадавших в результате ЧС, и лиц, принимавших участие в ликвидации последствий ЧС, считается равнозначной. Основанием такого решения служит то обстоятельство, что лица, пострадавшие в ЧС, являются жертвами вынужденного риска, не зависящего от их поведения и образа жизни.
Действующие государственные гарантии в виде страховых возмещений в настоящее время существуют, но охватывают сравнительно небольшую часть населения.
В заключение данной статьи отметим, что еще в 1998 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ вносился проект Федерального закона "О здравоохранении в РФ". Он был принят только в первом чтении. Данный законопроект, в числе прочих новшеств, предусматривал законодательное расширение права отдельных групп населения в области здравоохранения. В частности, были добавлены три дополнительные категории лиц:
- медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;
- медицинская помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения;
- охрана здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности.
Нам представляется такое новшество рациональным и правильным дополнением действующего законодательства, т.к. более детальное урегулирование прав тех или иных категорий граждан преследует общую цель - сохранение здоровья нации.
Зам. зав. ОМО Территориального
центра медицины катастроф
Республики Бурятия, г. Улан-Удэ
С.М.ГАЖЕЕВА




Вернутся в раздел Медицинское законодательство