Медицинское законодательство

СТАТЬЯ. "НЕКОТОРЫЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ"(И.Миннегулов)("Медицинское право" n 4, 2005)




"Медицинское право" N 4, 2005
НЕКОТОРЫЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЗАЩИТЫ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ
В современном мире информация, становясь одним из основных ресурсов, имеет, пожалуй, самую высокую ценность. Разглашение сведений, подпадающих под категорию "тайна", может нанести существенный вред правам человека и гражданина. В настоящей статье мы рассмотрим лишь в общих чертах отдельные положения Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, посвященных установлению правового режима такой правовой категории, как врачебная тайна.
Прежде чем рассмотреть этот вопрос, необходимо остановиться на содержании понятия "тайна". В действующем законодательстве содержание термина "тайна" напрямую не раскрывается, хотя данное понятие употребляется по отношению более чем к 30 случаям ограничения права граждан на информацию <1>.
Тайна - это прежде всего информация
Руководствуясь ст. 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" можно дать следующее определение: тайна - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления <2>. Но это не просто информация, а информация с ограниченным доступом. За нарушение режима тайны предусмотрена ответственность.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Основы конституционно-правового регулирования частной жизни составляют положения ст. 23 Конституции Российской Федерации.
Частная жизнь представляет собой жизнедеятельность человека в особой сфере общественных отношений, не подлежащих контролю со стороны государства, гарантированную возможность доверить свои личные и семейные тайны врачу, адвокату, нотариусу без опасения их разглашения. "Неприкосновенность" и "тайна" - два понятия, характеризующие природу данного института.
Следует различать тайны исключительно личные (никому не доверенные) и тайны профессиональные (личные тайны, доверенные представителям различных профессий - врачам, адвокатам, священникам). Субъекты профессиональных тайн несут юридическую ответственность за их разглашение (распространение).
Вынужденная необходимость разглашения сведений о частной жизни граждан возникает в трех основных сферах: борьбы с преступностью; защиты здоровья граждан; при объявлении чрезвычайного и военного положения <3>.
Врачебная тайна - одна из важных сторон частной жизни человека. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан устанавливают, что является врачебной тайной <4>. Это информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. При этом гражданину должно быть гарантирована конфиденциальность передаваемых им сведений. Так, не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных законом.
С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использование этих сведений в учебном процессе и в иных целях.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
- в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
- при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
- по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
- в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;
- при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий (ст. 61).
Однако это не значит, что врач должен предоставлять информацию о каждом таком случае. Закон только устанавливает, что предоставление таких сведений не является нарушением врачебной тайны. На враче лежит обязанность предоставить такую информацию только в том случае, если ему достоверно известно, что произошло преступление, или непредоставлением такой информации он укрывает преступника <5>.
В случае отсутствия названных в законе условий врач не имеет права разглашать врачебную тайну. Он не может предоставить такого рода информацию даже родным и близким больного. Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан такая информация может быть сообщена членам семьи пациента, "если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация" (ст. 31).
В рамках данной статьи предлагаю проанализировать вопрос о конституционности ряда положений нормативных правовых актов, которые находятся на одной плоскости, - это врачебная тайна и борьба с преступностью.
Как известно, при решении вопросов борьбы с преступностью допускается существенное вторжение органов государства в частную жизнь граждан. Так, Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" предусматриваются внепроцессуальные (тайные, агентурные) методы борьбы с преступностью <6>.
Вторжением органов государства в частную жизнь граждан можно назвать и совместный Приказ Минздрава Российской Федерации и МВД России от 9 января 1998 г. N 4/8 "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера" <7>.
В целях более полного представления о содержании этого совместного приказа остановимся более подробно на его положениях.
Согласно этому приказу, лечебно-профилактические учреждения, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, незамедлительно должны сообщать в дежурные части органов внутренних дел о всех фактах поступления (обращения) граждан с телесными повреждениями насильственного характера, а также граждан с телесными повреждениями, находящихся в бессознательном состоянии.
К телесным повреждениям, о которых следует информировать органы внутренних дел, приказ относит следующее:
- телесные повреждения, связанные с огнестрельными, колото-резаными, рублеными ранами, переломами, обморожениями, ушибами, сотрясением мозга и т.д.;
- телесные повреждения и отравления, связанные с покушением на самоубийство;
- телесные повреждения и отравления, полученные при ожогах кислотами и различными токсичными веществами;
- ранения и травмы, полученные при взрывах и других чрезвычайных происшествиях;
- ранения и травмы, полученные при неосторожном обращении с огнестрельным оружием и боеприпасами;
- травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий;
- телесные повреждения и травмы, полученные в связи с неудовлетворительным состоянием строительных конструкций, зданий, сооружений и нарушением техники безопасности на производстве;
- иные телесные повреждения при подозрении на насильственный характер их происхождения.
В то же время органы внутренних дел не уведомляются о поступлении (обращении) в лечебные учреждения граждан с телесными повреждениями и травмами, полученными в быту:
- при неосторожном обращении пострадавших с различными видами электромеханического инструмента или оборудования (бензопилы, электропилы, электродрели, станки, подъемники и т.д.);
- в результате несчастных случаев, в том числе при падении в подвалы, погреба, траншеи, с крыш домов, с деревьев и т.п.;
- в случаях поражения электрическим током;
- с телесными повреждениями, причиненными животными (за исключением случаев, когда животные натравливались на пострадавших);
- с ушибами и другими незначительными телесными повреждениями, полученными в результате ссор, при отсутствии у пострадавших намерения обращаться с заявлением в правоохранительные органы.
Отдельным пунктом приказа предписывается руководителям лечебно-профилактических учреждений определять должностных лиц, персонально ответственных за своевременное информирование органов внутренних дел о поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера. Физические лица, занимающиеся частной практикой на основе лицензии, о фактах поступления (обращения) граждан сообщают самостоятельно.
При установлении фактов несообщения или несвоевременного сообщения, недостоверности, необъективности и неполноты сведений о поступлении (сообщении) граждан с телесными повреждениями насильственного характера, сообщаемых работниками лечебно-профилактических учреждений в органы внутренних дел, начальник органа внутренних дел имеет право вносить соответствующим руководителям органов управления здравоохранением представления о проведении проверки и принятии мер.
Анализ положений данного совместного приказа позволяет констатировать, что медицинские работники наряду с решением вопросов здравоохранения решают и вопросы борьбы с преступностью. Этот приказ стимулирует их (в административном порядке) проникновение в частную жизнь граждан. Более того, необходимо отметить, что данный приказ, являющийся по своей правовой природе нормативным правовым актом, не прошел соответствующую государственную регистрацию и, следовательно, не был опубликован в официальных изданиях.
Представляется поэтому, что совместный Приказ Минздрава России и МВД России от 9 января 1998 г. противоречит положениям Конституции Российской Федерации, в частности ст. 23. К тому же подобные приказы, противоречащие законодательству, не могут служить основанием для нарушения врачами врачебной тайны, а в случае такого нарушения пациент имеет право обжаловать действия врача. Таким образом, проблема сохранения врачебной тайны остается разрешенной не полностью.
В связи с этим интересна позиция федерального законодателя в отношении адвокатской тайны. Например, в содержание адвокатской тайны включен сам факт обращения гражданина за юридической помощью. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" запрещает допрашивать адвоката в качестве свидетеля, он не должен раскрывать информацию о своем клиенте и не несет ответственности за недоносительство <8>. Закон запрещает негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Все это необходимые условия безбоязненного обращения граждан в адвокатуру за оказанием юридической помощи.
Как видно из проведенного юридического анализа, степень защиты врачебной тайны значительно ниже, чем степень защиты, например, адвокатской тайны.
Следует признать, что Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан введены в действие еще до принятия Конституции Российской Федерации. Концептуальные изменения в них не вносились, и поэтому назрела необходимость пересмотра положений ст. 30, 61 в части согласования их норм с конституционными установлениями. Но для этого недостаточно наличия недостатков в тексте. Необходимым условием здесь является готовность к этим изменениям и государственной власти, и общества. Пока идея реформ вообще и в области здравоохранения в частности не находит поддержки в общественном сознании, не воспринимается обществом как отвечающая его интересам.
Принятый Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" однако не решил всех проблем конституционно-правового регулирования вопросов информации. Так, до сих пор не решены вопросы гарантии доступа к информации.
Известно, что проблемы защиты врачебной тайны изучаются и в научной медицинской среде <9>. В настоящее время решение данной проблемы является важной необходимостью, ибо она связана с гарантией прав и законных интересов не только врача, но и пациента.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что конституционно-правовое закрепление права на неприкосновенность частной жизни, в том числе на защиту врачебной тайны, требует своего дальнейшего изучения специалистами в области конституционного права и медицинского права. Ее общая концепция продиктована Конституцией Российской Федерации и нуждается в нормативном оформлении на уровне закона.
1 Право и информатизация общества. Сборник научных трудов РАН. М., 2002. С. 251.
2 Собрание законодательства Российской Федерации 1995. N 8. Ст. 609.
3 Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. М.: ЮЛ, 1994. С. 150.
4 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1318.
5 Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004. С. 155.
6 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349.
7 Справочно-правовая система "КонсультантПлюс: версия - Проф.".
8 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 23. Ст. 2102.
9 Например, это работы: Леонтьева О.В. Юридические основы медицинской деятельности. Учебное пособие. Санкт-Петербург: СпецЛит, 2003; Стеценко С.Г. Основы медицинского права в системе базовой и последипломной подготовки врача: учебное пособие. М., 2002; Медицинское право. Санкт-Петербург: Юридический центр "Пресс", 2004; Правовые основы здравоохранения в России. Под редакцией академика РАМН Ю.Л. Шевченко. М.: Гэотар-Мед; Шупика Ю.П., Глушкова В.А. О врачебной тайне // Клиническая хирургия. 1986. N 11; Юркина Г. Защита информации, составляющей врачебную тайну, в корпоративных системах обязательного медицинского страхования // Врач. 2002, N 4; и других.
Соискатель Казанского
государственного университета
имени В.И.Ульянова-Ленина
И.МИННЕГУЛОВ




Вернутся в раздел Медицинское законодательство