Медицинское законодательство

СТАТЬЯ. "ДЛО: ПРОГРАММА ЖИВА И БУДЕТ ЖИТЬ"(О.Иванова)("Московские аптеки" n 11, 2005)




"Московские аптеки" N 11, 2005
ДЛО: ПРОГРАММА ЖИВА И БУДЕТ ЖИТЬ
В рамках Всероссийского совещания "ФармМедОбращение-2005" состоялось секционное заседание, посвященное итогам и перспективам реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) отдельных категорий граждан РФ.
Заместитель директора Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования Минздравсоцразвития РФ Н.В.Юргель коснулся в своем докладе нормативно-правового регулирования в системе ДЛО.
Докладчик сообщил, что разработан проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178 "О государственной социальной помощи" в части утверждения порядка назначения и выписки необходимых ЛС, не предусмотренных Перечнем, при наличии индивидуальных противопоказаний, а также включения в Перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов питания.
Приказ Минздравсоцразвития от 29.04.05 N 313 отменил ограничения по стоимости на выписываемые в рамках ДЛО медикаменты (было ограничение в 4 МРОТ).
Минздравсоцразвития разработан и 07.07.05 утвержден "Регламент создания, ведения и распространения справочников и классификаторов, используемых для информационного обеспечения мероприятий по ДЛО". Разработаны и согласованы с Федеральной антимонопольной службой положение о конкурсах, пакет конкурсной документации, критерии квалификационного отбора фармацевтических организаций, участников ДЛО. С 3 октября объявлен конкурс среди фарморганизаций на участие в ДЛО в 2006 г.
В Правительство РФ Минздравсоцразвития вынесен проект распоряжения "О государственном заказчике". Для повышения взаимной ответственности при реализации Федеральной программы планируется заключение соглашений Минздравсоцразвития, структур, находящихся в ведении МЗСР, и субъектов РФ, где будет предусматриваться как персональная, так и финансовая ответственность, будут прописаны взаимоприемлемые технологии взаимодействий.
Н.В.Юргель сообщил, что 36% непредвиденных расходов в системе ДЛО были связаны с ошибками врачей. В 2006 г. планируется выделить порядка 400 млн. рублей на подготовку и переподготовку врачей.
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития МЗСР РФ Е.А.Тельнова рассказала о технологиях организации и проблемах ДЛО.
Докладчик сообщил, что система ДЛО будет реализовываться в 2006-2007 гг. и, более того, планируется ее дальнейшее развитие.
Нормативно-правовую основу программы ДЛО, как известно, составляют ФЗ N 178 и ФЗ N 122.
По словам Е.А.Тельновой, сегодня в программе участвуют более 14,5 млн. человек населения (46% льготников, по данным Росздравнадзора, вышло из программы - прим. МА), 133 оптовых фарморганизаций, более 22 тыс. лечебных учреждений, более 225 тыс. врачей. На настоящий момент (октябрь 2005 г.) 104 млн. рецептов выписано, 99 млн. из них обслужено. Стабильно не обслуженными остаются около 500 тыс. рецептов.
Е.А.Тельнова указала, что одной из основных проблем реализации ДЛО остается недостаточно высокое качество составляемых заявок. Существуют специально разработанные для этих целей Методические рекомендации, утвержденные 12.03.05 заместителем министра здравоохранения и социального развития В.И.Стародубовым, но не во всех субъектах Федерации ими должным образом пользуются. Сейчас поставлено медикаментов на общую сумму 32 млрд. руб. Количество поставляемых ЛС продолжат увеличиваться, и если сравнивать этот процесс с реализацией, то очевидны некоторые диспропорции. Товарный запас составляет 3-4 месяца, но есть регионы, где он достигает 6 месяцев. Таким образом, второй важной проблемой ДЛО является необходимость управления товарными запасами.
Докладчик также сообщила, что остаются некоторые проблемы по оплате за ЛС, которые были поставлены в первые месяцы реализации ДЛО (январе-феврале текущего года), т.к. именно на этот период приходится наибольший процент врачебных ошибок и реализации собственных товарных запасов аптек. Проблемы с оплатой также возникают в том случае, когда поставки медикаментов не успевают за их выпиской. Чтобы избежать подобного рода несоответствий, в 2006 году введется система квот: государство начнет заказывать у поставщика определенное количество ЛС, которое гарантированно будет реализовано в системе ДЛО. Система станет корректироваться, и, возможно, ситуации, когда "квоты уже закончатся, а год еще нет" удастся избежать.
Выход из программы 44-46% льготников Е.А.Тельнова объясняет низким уровнем жизни населения, особенно сельского, где, кроме того, не решен вопрос доступности ЛС. На вопрос руководителей здравоохранения из регионов: "Что делать с вышедшими из программы льготниками, например, больными диабетом? Действует ли в их отношении Постановление Правительства N 890, оговаривающее льготное лекобеспечение из региональных бюджетов?" - Е.А.Тельнова ответила, что "890-е Постановление действует только в том случае, если у региона есть деньги. Если льготник написал заявление о выходе из программы ДЛО, то он будет покупать ЛС за свой счет. Это касается и больных диабетом".
Генеральный директор ООО "Биотэк" О.И.Ковалев рассказал о "тяжелой судьбе" дистрибьютора, участвующего в программе ДЛО (ООО "Биотэк" занимается лекарственным обеспечением льготников Приволжского федерального округа).
О.И.Ковалев выделил следующие основные проблемы: низкое качество составляемых заявок (на начальном этапе "реализовывалось" 20-25% заявок, сейчас 50%); отсутствие единой системы учета движения товарных запасов (существующие сегодня программные продукты делают акцент на персонификацию учета отпускаемых медикаментов); 15% ЛС, уже отпущенных "Биотэком" гражданам, остаются неоплаченными государством - это порядка 400 млн. руб.).
На вопрос из зала о том, будет ли "Биотэк" оказывать услугу по дополнительному маркированию продукции в ДЛО (есть соответствующее распоряжение Росздравнадзора), докладчик ответил, что "конечно", только вот расценки на проведение этой процедуры пока не определены.
Заместитель начальника Управления по регулированию цен на продукцию оборонного комплекса и социально значимые товары и услуги Федеральной службы по тарифам (ФСТ) А.Ю.Хитров рассказал о формировании цен на ЛС и взаимных расчетах между участниками программы.
А.Ю.Хитров сообщил, что ситуация, когда цены на ряд позиций в ДЛО выше коммерческих, сложилась вследствие того, что изначально некоторые зарегистрированные цены "не совсем адекватно отражали себестоимость ЛС", кроме того, условия поставок в кредит на 3 и белее месяцев подвигли некоторые западные компании включить это в свои расходы. В то же время на коммерческом рынке цены на ЛС могут быть ниже вследствие "скидок и других взаимоотношений" между партнерами.
Второй момент, который А.Ю.Хитров затронул в своем докладе - это проблема деления торговой надбавки между аптекой и дистрибьютором. А.Ю.Хитров сообщил, что "все аптеки говорят о необходимости повышения доли оплаты аптечным учреждениям за участие в программе, но никто до сих пор не представил этому необходимых экономических обоснований". Договор УФО с аптекой заключается таким образом, что аптека является поставщиком услуг по отпуску медикаментов и, как следствие, на ее вознаграждение за эту работу накладывается 18% НДС. Решение этой проблемы А.Ю.Хитров видит в "пересмотре формы договора между УФО и аптекой. Если же это сделать будет невозможно, то установление надбавок станет рассматриваться отдельно в каждом конкретном случае".
Е.А.Тельнова, дискутируя с залом, добавила, что сейчас решается вопрос о повышении коэффициента при формировании вознаграждения аптекам, которые занимаются отпуском наркотических средств и сильнодействующих веществ. Надбавки за реализацию наркотических средств и психотропных веществ будут увеличены.
О.ИВАНОВА
Подписано в печать
25.11.2005




Вернутся в раздел Медицинское законодательство