Медицинское законодательство

СТАТЬЯ. "ПРОБЛЕМА ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ"(А.В.Солонинина, Н.Ф.Арефина, Л.И.Смирнова)("Фармацевтические ведомости" n 12, 2005)




"Фармацевтические ведомости" N 12, 2005
ПРОБЛЕМА ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Анализ действующих в России законодательных документов свидетельствует о значительных противоречиях при трактовании роли и места фармации и фармацевтов.
Качество фармацевтической помощи, являющейся составной частью системы здравоохранения, в значительной степени зависит от профессиональной квалификации специалистов. Факторами риска при оказании фармацевтической помощи является не только качество лекарственных средств и фармацевтической деятельности, но и профессиональная квалификация фармацевтических работников. Общеизвестно, что непрофессиональная деятельность специалистов-фармацевтов может нанести значительный ущерб здоровью граждан, поэтому уровень их профессиональной компетентности должен находиться под контролем государства и регулярно подтверждаться через систему последипломного образования и сертификацию специалистов.
Согласно Российскому законодательству последипломное образование включает в себя послевузовское образование (интернатура, аспирантура, докторантура) и дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка).
Выпускник фармацевтического вуза не в полной мере готов к самостоятельному выполнению профессиональных обязанностей, т.к. обучаясь в вузе, он приобретает лишь начальный опыт применения знаний и умений в практической фармации, и после окончания вуза он должен пройти обучение в интернатуре в течение 1 года.
Для поддержания высокого уровня профессиональной квалификации практических работников в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях предусмотрена система профессионального дополнительного образования, правовые основы которой определены целым рядом законодательных и нормативно-правовых документов, в которых установлены сроки, виды и периодичность последипломной подготовки работников здравоохранения, в т.ч. фармацевтического профиля.
Наиболее распространенной формой профессионального дополнительного образования является повышение квалификации. В современных условиях система повышения квалификации в фармации решает как минимум две задачи.
1. Повышение квалификации с целью контроля и поддержания уровня квалификации специалистов фармацевтического профиля, с учетом их предназначения и роли в системе здравоохранения, исходя из концепции "обучение через всю жизнь".
2. С другой стороны - получение специалистами необходимых знаний для эффективной деятельности в условиях рынка.
Для реализации первой задачи в России выстроена система повышения квалификации под контролем МЗ РФ (в настоящее время Минздравсоцразвития РФ), как органа, ответственного за охрану здоровья граждан (рис. 1).
Повышение квалификации
-------------¬ -------------¬
¦Обязательное¦ ¦Добровольное¦
L-----T------- L------T------
¦ ¦
/ /
-----------------------------------¬ -------------------------¬
¦ контроль и поддержание уровня ¦ ¦получение специалистами ¦
¦ квалификации специалистов ¦ ¦ необходимых знаний для ¦
¦ фармацевтического профиля, ¦ ¦эффективной деятельности¦
¦исходя из их предназначения и роли¦ ¦ в условиях рынка ¦
¦ в системе здравоохранения ¦ L-------------------------
L----------------T------------------
¦
/
-------------------------------¬ --------------------¬
¦Система повышения квалификации¦ ¦ Циклы и программы,¦
¦ под контролем МЗ и СР РФ +- -¬ ¦ формируемые ¦
L------------------------------- ¦требованиями рынка ¦
-------------------------¬ ¦ L--------------------
¦образовательный стандарт¦
L------------------------- ¦
--------------------------¬ -----------------------¬
¦унифицированная программа¦ L- ->¦условие лицензирования¦
L-------------------------- L-----------------------
---------------------------¬ ---------------------¬
¦документы государственного¦ ¦условие сертификации¦
¦ образца ¦ ¦ специалистов ¦
L--------------------------- L---------------------
Рис. 1 Система повышения квалификации
Повышение квалификации специалистов фармацевтического профиля в рамках этой задачи является обязательным условием при лицензировании фармацевтической деятельности, при сертификации специалистов, осуществляется оно в соответствии с образовательным стандартом, унифицированной программой и подтверждается документами только государственного образца.
Повышение квалификации в рамках второй задачи является добровольным делом каждого специалиста и осуществляется многочисленными организациями по циклам и программам, формируемым в соответствии с требованиями рынка, как в России, так и за рубежом.
Цель обязательного повышения квалификации обоснована повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач и заключается в обновлении теоретических и практических знаний специалистов и подтверждении их профессиональной компетентности.
Подтверждение профессиональной компетентности специалистов осуществляется путем их сертификации, как одной из важных составляющих системы государственного регулирования обращения лекарственных средств. Каждый специалист допускается к самостоятельной работе в аптечных организациях только после получения диплома о фармацевтическом образовании и сертификата специалиста. Фармацевтическая организация не сможет получить лицензию на фармацевтическую деятельность, если специалисты не имеют сертификатов.
Повышение квалификации специалистов и их сертификация (ресертификация) проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Образовательные стандарты должны быть основаны на действующей номенклатуре специальностей и должностей, гармонизированной с законодательством и требованиями времени, и должны содержать квалификационные характеристики специалистов. Программы обучения должны быть сформированы, исходя из контекста роли и предназначения фармацевтов, и различаться в зависимости от занимаемых должностей.
При организации системы подготовки и повышения квалификации специалистов, которая является неотъемлемой частью государственной системы мер по реализации прав граждан на охрану их здоровья, формировании государственного образовательного стандарта, программ обучения важным является получение ответов на следующие вопросы:
1. Какие специалисты нам нужны? Какова их роль? К решению каких задач нам следует их подготовить?
2. Какими видами деятельности занимаются наши специалисты? Является ли эта деятельность деятельностью в системе здравоохранения или это торговая деятельность?
3. В каких организациях работают фармацевтические работники? Какие виды работ они осуществляют?
4. Уровень профессиональной квалификации каких специалистов требует особого контроля со стороны государства?
5. Какие специальности следует утвердить для использования на этапе послевузовского образования?
6. Какие должности следует обособить для обеспечения качества подготовки специалистов? Какие должности соответствуют конкретным специальностям?
7. Какие виды работ требуют высшего фармацевтического образования, а какие - среднего?
Вопросы роли и места фармации и фармацевтов в системе здравоохранения неоднократно обсуждались на совещаниях Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), таких как:
- Европейское региональное совещание, Мадрид, 1988 г., "Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке";
- Первое (глобальное) совещание, Нью-Дели, 1988 г., "Содержание фармации и функции фармацевтов";
- Второе совещание, Токио, 1993 г., "Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества";
- Третье совещание, Ванкувер, 1997 г., "Подготовка будущих фармацевтов: разработка учебных программ";
- Четвертое совещание, Гаага, 1998 г,. "Роль фармацевта в самолечении и самомедикации" и др.
В резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) 47.12. от 10 мая 1994 г. отмечалось, что "фармацевт может играть ключевую роль в общественном здравоохранении, в особенности в отношении лекарств". Странам - членам Организации было предложено:
- определить роль фармацевтов в реализации Национальной лекарственной политики в рамках стратегии "Здоровье для всех";
- в полной мере использовать знания фармацевтов на всех уровнях системы здравоохранения, в особенности в разработке Национальной лекарственной политики;
- предоставить образовательные возможности, необходимые для реализации вышеперечисленного.
Из документов ВОЗ, в частности из правил надлежащей аптечной практики (GPP), следует, что занятый в розничной аптеке фармацевт не торговец, но прежде всего носитель специализированных знаний, советник врача и больного.
ВОЗ и Международной фармацевтической федерацией (МФФ) разработан проект "Надлежащая практика фармацевтического образования" (GPEP), в котором отмечается, что фармацевтические специалисты осуществляют свою деятельность в различных областях в ответ на динамическое развитие приоритетных направлений и нужд общественного здравоохранения на местном, национальном, региональном и международном уровнях. В свете этого контекста фармацевты - эксперты назначения лекарств при лечении болезни и содействии укрепления здоровья. Эта экспертиза, в самом широком смысле, включает подготовку, поставку, контроль и гарантию желательных результатов использования лекарств, начиная от разработки ЛС до использования их больными при амбулаторном и стационарном лечении.
В этой связи необходима реализация роли фармацевтического работника через законодательство, регулирование и формирование программ обучения.
К сожалению, анализ действующих в России законодательных документов свидетельствует о значительных противоречиях при трактовании роли и места фармации и фармацевтов.
Так, согласно ФЗ "Основы законодательства об охране здоровья граждан", фармацевтические организации относятся к системе здравоохранения. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) включает специальность "фармация" в раздел специальностей в здравоохранении. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) относит фармацевтических специалистов к специалистам здравоохранения. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) также включает услуги аптечных подразделений в состав прочих медицинских услуг.
С другой стороны, ФЗ "О лекарственных средствах" определяет фармацевтическую деятельность как торговую, а фармацевтические организации - как организации, осуществляющие оптовую, розничную торговлю ЛС и изготовление ЛС. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД), предназначенном в том числе и для использования при разработке нормативно-правовых актов, регулирующих различные виды экономической деятельности, отсутствует понятие "фармацевтическая деятельность" в разделе "Здравоохранение", но есть оптовая и розничная торговля фармацевтическими товарами в разделе "Торговля".
Таким образом, согласно нормативно-правовым актам (ОКСО, ОКЗ, нормативные документы МЗ и СР (МЗ РФ), государственные образовательные стандарты) специалисты фармацевтического профиля считаются специалистами системы здравоохранения и их обучают для решения профессиональных задач в системе здравоохранения. Однако фармацевтические организации трактуются как торговые организации большей частью законодательных и нормативных документов (кроме ФЗ "Основы законодательства по охране здоровья граждан"), а фармацевтическая деятельность - как торговая деятельность (ФЗ "О лекарственных средствах", ОКВЭД).
Согласно ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность определяется как "деятельность, осуществляемая предприятиями оптовой торговли ЛС и аптечными учреждениями в сфере обращения ЛС и включающая: оптовую торговлю, розничную торговлю и изготовление ЛС". По нашему мнению, это определение не отражает роль фармации и фармацевтического работника в современном мире и вносит противоречия в понимание статуса и отраслевой принадлежности фармации и фармацевтов.
По нашему мнению, фармацевтическая деятельность - это "профессиональная деятельность в системе здравоохранения по оказанию фармацевтических услуг на этапе продвижения фармацевтических товаров от производителя до потребителя".
Для обеспечения гарантий государства по охране здоровья граждан и безопасному использованию лекарств необходимо отражение роли и места фармации в законодательстве о здравоохранении. Должно быть четко определено следующее:
- Фармация - неотъемлемая составляющая системы здравоохранения.
- Фармацевтические работники - работники системы здравоохранения.
- Фармацевтическая деятельность - профессиональная деятельность в системе здравоохранения.
При анализе содержания нормативно-правовых документов в сфере образования также выявлены значительные противоречия. Так, ОКСО и государственный образовательный стандарт называют квалификацию специалиста высшего профессионального образования по специальности "фармация" - "провизор".
Однако в ОКЗ (ОК 010-93 с датой введения 1995-01-01) квалификация специалиста и с высшим (табл. 1) и со средним фармацевтическим образованием (табл. 2) определена как "фармацевт".
Исходя из ОКЗ, в общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих, тарифных разрядов (ОКПРДСТР), являющиеся основным документом, определяющим номенклатуру должностей, в части фармацевтических должностей допущена путаница. В этом классификаторе указано, что провизор, провизор-интерн, а также фармацевт - это должности для специалистов и со средним и с высшим образованием - об этом свидетельствуют указанные коды должностей по ОКЗ, приведенные в ОКПРДСТР и, по некоторым должностям, их названия (провизор средней квалификации, провизор-интерн средней квалификации, фармацевт средней квалификации) (табл. 3).
Таблица 1
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ЗАНЯТИЙ
Russian Classification of Occupations
OK 010-93 Дата введения 1995-01-01
-----------------------------------------------------------------¬
¦ УКРУПНЕННАЯ ГРУППА 2 ¦
¦ СПЕЦИАЛИСТЫ ВЫСШЕГО УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Большинство занятий (профессий), объединяемых этой классификаци-¦
¦онной группой, отличается высокой степенью сложности выполняемых¦
¦работ и требует уровня квалификации, соответствующего высшему ¦
¦профессиональному образованию, а также более высоких ее уровней,¦
¦определяющихся дополнительными специальными знаниями и умениями ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ СОСТАВНАЯ ГРУППА 222 - СПЕЦИАЛИСТЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Специалисты в здравоохранении исследуют концепции и методы и ¦
¦применяют научные знания в медицине, стоматологии, ветеринарии, ¦
¦фармации, а также в других областях, связанных с охраной и ¦
¦улучшением здоровья. Основные обязанности этих специалистов ¦
¦заключаются в предупреждении болезней и разработке профилакти- ¦
¦ческих мер; содействии сохранению здоровья; изучении фармацевти-¦
¦ческих концепций и методов и разработке рекомендаций по примене-¦
¦нию и изготовлению лекарств; подготовке научных докладов и сооб-¦
¦щений ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ БАЗОВАЯ ГРУППА 2224 - ФАРМАЦЕВТЫ ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Фармацевты занимаются изготовлением лекарств, применяя фармако- ¦
¦логические теории и методы. Их обязанности включают: ¦
¦- разработку технологий приготовления различных лекарственных ¦
¦форм в строгом соответствии с рецептами и предписаниями, а также¦
¦руководство изготовлением лекарств; руководство другими работни-¦
¦ками. Примеры профессий, входящих в данную базовую группу: ¦
¦фармацевт, провизор ¦
L-----------------------------------------------------------------
Таблица 2
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ЗАНЯТИЙ
Russian Classification of Occupations
OK 010-93 Дата введения 1995-01-01
-----------------------------------------------------------------¬
¦ ПОДГРУППА 32 ¦
¦ СПЕЦИАЛИСТЫ СРЕДНЕГО УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ¦
¦ ПЕРСОНАЛ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Специалисты среднего уровня квалификации выполняют технические и¦
¦вспомогательные функции, требуют среднего профессионального ¦
¦образования и периода практической деятельности. ¦
¦Деятельностью специалистов среднего уровня квалификации и ¦
¦вспомогательного персонала руководят, как правило, специалисты ¦
¦более высокого квалификационного уровня соответствующих класси- ¦
¦фикационных подгрупп укрупненной группы 2, а также руководители ¦
¦разных уровней ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦ БАЗОВАЯ ГРУППА 3228 - ФАРМАЦЕВТЫ ¦
+----------------------------------------------------------------+
¦Фармацевты среднего уровня квалификации осуществляют приготов- ¦
¦ление различного рода лекарственных препаратов под руководством ¦
¦фармацевтов высшего уровня квалификации в аптеках, клиниках и ¦
¦амбулаториях (?). Их обязанности включают: приготовление ¦
¦лекарств, примочек, микстур и других лечебных препаратов, их ¦
¦распределение по дозам; руководство другими работниками. ¦
¦Примеры профессий, входящих в данную базовую группу: фармацевт, ¦
¦провизор, провизор-интерн ¦
L-----------------------------------------------------------------
Таблица 3
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР
профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов
ОК 016-94 Дата введения 01.01.96
---------------------T--------------T---------------------------¬
¦ Должности служащих ¦ Код по ОКЗ ¦ Примечания ¦
+--------------------+--------------+---------------------------+
¦Заведующий аптекой ¦ 1210 ¦1 - код для руководителей; ¦
¦ ¦ ¦2 - код для высшего ¦
¦ ¦ ¦образования; 3 - для ¦
¦ ¦ ¦среднего профессионального ¦
¦ ¦ ¦образования ¦
+--------------------+--------------+---------------------------+
¦Заведующий аптечным ¦ 1210 ¦ ¦
¦учреждением ¦ ¦ ¦
+--------------------+--------------+---------------------------+
¦Инспектор-провизор ¦ 2224 ¦ ¦
+--------------------+--------------+---------------------------+
¦Провизор ¦ 2224 ¦ ¦
+--------------------+--------------+---------------------------+
¦Провизор(средней ¦ 3228 ¦Провизор - специалист с ¦
¦квалификации) ¦ ¦высшим образованием ¦
¦ ¦ ¦согласно государственному ¦
¦ ¦ ¦образовательному стандарту ¦
¦ ¦ ¦и ОКСО ¦
+--------------------+--------------+---------------------------+
¦Провизор-интерн ¦ 2224 ¦ ¦
+--------------------+--------------+---------------------------+
¦Провизор-интерн ¦ 3228 ¦Провизор-интерн - это ¦
¦(средней ¦ ¦специалист с высшим ¦
¦квалификации) ¦ ¦образованием, обучающийся ¦
¦ ¦ ¦в интернатуре ¦
+--------------------+--------------+---------------------------+
¦Провизор-аналитик ¦ 2224 ¦ ¦
+--------------------+--------------+---------------------------+
¦Провизор-стажер ¦ 2224 ¦ ¦
+--------------------+--------------+---------------------------+
¦Провизор-технолог ¦ 2224 ¦ ¦
+--------------------+--------------+---------------------------+
¦Фармацевт ¦ 2224 ¦Фармацевт - в настоящее ¦
¦ ¦ ¦время это квалификация ¦
¦ ¦ ¦фармацевтического ¦
¦ ¦ ¦работника со средним ¦
¦ ¦ ¦фармацевтическим ¦
¦ ¦ ¦образованием согласно ¦
¦ ¦ ¦государственному ¦
¦ ¦ ¦образовательному стандарту ¦
+--------------------+--------------+---------------------------+
¦Фармацевт(средней ¦ 3228 ¦ ¦
¦квалификации) ¦ ¦ ¦
+--------------------+--------------+---------------------------+
¦Младший фармацевт ¦ 3228 ¦ ¦
+--------------------+--------------+---------------------------+
¦Фасовщица ¦ 3228 ¦Для фасовщика вообще не ¦
¦ ¦ ¦требуется наличие ¦
¦ ¦ ¦фармацевтического ¦
¦ ¦ ¦образования ¦
L--------------------+--------------+----------------------------
Таким образом, высшая квалификация отличается высокой сложностью выполняемых работ и требует высшего профессионального образования. Специалистам среднего уровня квалификации требуется среднее профессиональное образование, и работать они должны под контролем специалистов высшей квалификации.
Однако действующие в России образовательные стандарты не согласованы с действующими классификаторами занятий и профессий, которые были утверждены Министерством труда. Действующими нормативными документами не установлены также требования к порядку замещения должностей специалистами с разным уровнем образования и в результате одни и те же должности могут занимать специалисты и с высшим и со средним фармацевтическим образованием. По нашему мнению, следует определиться, какие должности могут занимать специалисты со средним фармацевтическим образованием, а какие должности требуют высшего профессионального образования. Кроме того, при принятии решения о переходе высшего фармацевтического образования на двухступенчатую систему (бакалавр, магистр), целесообразно определиться, какие рабочие места в каких сферах деятельности должны занимать специалисты с разной степенью подготовки.
С учетом вышесказанного, необходимо внесение изменений в действующие классификаторы, а также гармонизация с требованиями времени (Болонское соглашение).
В настоящее время обучение и сертификация специалистов на этапе интернатуры и повышения квалификации осуществляется по трем специальностям (управление и экономика фармации, фармацевтическая технология, фармацевтическая химия и фармакогнозия) согласно номенклатуре фармацевтических специальностей, утвержденной приказом МЗ РФ от 27.08.99 г. N 337 (с изм.) "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения".
Однако фактическое функциональное разделение труда провизоров значительно шире утвержденных трех специальностей, и для обеспечения необходимого уровня профессиональной подготовки специалистов на этапе послевузовского образования требуется раздельное обучение провизоров, выполняющих разные функции, и расширение номенклатуры фармацевтических специальностей, а также установление соответствия конкретных должностей фармацевтическим специальностям.
При этом, учитывая взаимозаменяемость работников и историю их профессиональных перемещений, число специальностей должно быть минимальным, но достаточным для обеспечения необходимого уровня профессиональной квалификации специалистов. Как известно, специалисты, имеющие высшее фармацевтическое образование, работают в различных сферах. Направления их деятельности: управление, фармацевтическая помощь, изготовление ЛФ, обеспечение качества, снабжение, продвижение ЛС (представительство иностранных и российских компаний-производителей ЛС), фармацевтический надзор, информация, аналитическая диагностика наркотических средств и психотропных веществ и судебно-химическая экспертиза, производство ЛС, регламентирование, научные исследования и др.
По нашему мнению, требует скорейшего решения вопрос определения перечня тех специалистов, уровень профессиональной компетентности которых требует подтверждения. Следует отметить, что эти вопросы неоднократно обсуждались на Проблемной комиссии по последипломному образованию, была создана рабочая группа, предложения которой по перечню конкретных специальностей и должностей направлялись в МЗ РФ. Предлагалось расширение номенклатуры специальностей для целей последипломного образования и изменение названия некоторых специальностей.
Так, повышение квалификации и сертификацию фармацевтических работников целесообразно осуществлять по следующим специальностям:
1. Организация фармации (вместо специальности "управление и экономика фармации").
2. Технология изготовления ЛС (вместо - фармацевтическая технология).
3. Контроль качества и сертификация ЛС (вместо - фармацевтическая химия и фармакогнозия).
Дополнительно предлагаются специальности:
4. Фармацевтическая информация.
5. Больничная фармация.
6. Общая фармацевтическая практика.
7. Промышленная фармация.
8. Аналитическая диагностика и судебно-химическая экспертиза.
В качестве фармацевтических должностей, по нашему мнению, должны быть утверждены:
- заведующий аптечной организацией, отделом (аптечным складом) - фармацевт;
- заместитель заведующего (по профилю) - фармацевт;
- фармацевт-инспектор;
- фармацевт-аналитик;
- фармацевт-технолог;
- фармацевт-интерн;
- фармацевт-стажер;
- фармацевт (менеджер, маркетолог, общей практики).
Дополнительно:
- фармацевт-консультант;
- фармацевт-токсиколог;
- фармацевт-информатор;
- больничный (клинический) фармацевт.
Названия должностей нами приведены с учетом целесообразности замены названия квалификации "провизор" для специалиста с высшим фармацевтическим образованием на название "фармацевт", принятое в большинстве стран и рекомендуемое Решением совещания ректоров образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку фармацевтических кадров.
Соответствие должностей специалистов конкретным специальностям отражено в табл. 4.
Таблица 4
Соответствие специальностей и должностей
-------------------------T--------------------------------------¬
¦ Специальность ¦ Должность ¦
+------------------------+--------------------------------------+
¦Организация фармации ¦руководитель (заведующий) организации,¦
¦ ¦отдела - фармацевт; зам. рук. (по ¦
¦ ¦профилю) - фармацевт; фармацевт- ¦
¦ ¦инспектор ¦
+------------------------+--------------------------------------+
¦Контроль качества и ¦фармацевт-аналитик (фармацевт-интерн, ¦
¦сертификация ЛС ¦фармацевт-стажер) ¦
+------------------------+--------------------------------------+
¦Технология изготовления ¦фармацевт-технолог (фармацевт-интерн, ¦
¦лекарств ¦фармацевт-стажер) ¦
+------------------------+--------------------------------------+
¦Фармацевтическая ¦фармацевт-консультант; ¦
¦информация ¦фармацевт-информатор ¦
+------------------------+--------------------------------------+
¦Промышленная фармация ¦фармацевт (работающий в организации ¦
¦ ¦по производству ЛС) ¦
+------------------------+--------------------------------------+
¦Аналитическая ¦фармацевт-токсиколог <*>; ¦
¦диагностика и судебно- ¦фармацевт-аналитик ¦
¦химическая экспертиза ¦ ¦
+------------------------+--------------------------------------+
¦Больничная (клиническая)¦больничный (клинический) фармацевт ¦
¦фармация ¦ ¦
+------------------------+--------------------------------------+
¦Общая фармацевтическая ¦фармацевт (менеджер, маркетолог, общей¦
¦практика ¦практики), (фармацевт-интерн, ¦
¦ ¦фармацевт-стажер) ¦
L------------------------+---------------------------------------
--------------------------------
<*> Фармацевт-токсиколог - специалист, работающий в судебно-химическом отделении Бюро судебно-медицинской экспертизы или в химико-токсикологической лаборатории.
С учетом этих предложений необходимо внести изменения в действующие классификаторы специальностей по образованию, занятий, профессий рабочих должностей служащих, отраслевые нормативные документы, регламентирующие номенклатуру специальностей и должностей специалистов фармацевтического профиля.
В последнее время на страницах профессиональных изданий все чаще полемизируется вопрос о том, чему нужно учить фармацевтических работников, какие знания специалистов востребованы работодателями и т.д. Высказываются разные мнения, но настораживает тот факт, что работодателей мало волнуют профессиональные знания фармацевтов. Их больше интересуют навыки и умения работников по успешным продажам, продвижению продукции. Между тем, основная задача фармацевтического работника общедоступной аптеки - не торговля, а оказание фармацевтической помощи. Согласно определению, принятому многими цивилизованными странами и рекомендуемому для применения Всемирной организацией здравоохранения, "фармацевтическая помощь - обращенная на пациента, ориентированная на результаты фармацевтическая практика. Фармацевт должен работать с пациентом и другими работниками здравоохранения, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни; предотвращать заболевания; оценивать, отслеживать, инициировать, модифицировать использование медицинских препаратов, чтобы гарантировать, что режимы лекарственной терапии эффективны и безопасны" (доктор фармации Мария Кордина, Мальтийский колледж фармацевтической практики. Москва, 11-12 октября 2005 г., Совещание ректоров фармацевтических вузов по фармацевтическому образованию).
Исходя из роли и предназначения фармацевтов, специальность "фармация" утверждена классификатором ОКСО в составе специальностей здравоохранения. Между тем, в ОКСО есть отдельные специальности - экономические, к которым относятся экономика и управление на предприятии, менеджмент, маркетинг, (в том числе по отраслям), логистика, управление персоналом и др. Несомненно, знания экономики, менеджмента, маркетинга, навыки продаж, продвижения товаров и др. очень важны для эффективной работы организации, но этим знаниям и умениям образовательные учреждения могут обучать дополнительно, через различные обучающие циклы, программы, тренинги, а также через систему профессиональной переподготовки.
По нашему мнению, для повышения качества профессиональной подготовки специалистов фармацевтического профиля необходимы:
- расширение номенклатуры специальностей на этапе последипломного образования с целью формирования программ обучения, подтверждения профессиональной компетентности специалистов;
- дифференциация специальностей на основные (для повышения квалификации и подтверждения профессиональной компетентности) и дополнительные (для профессиональной переподготовки);
- установление требований к кадровому составу и квалификации персонала фармацевтических организаций (включая руководителей), порядок допуска специалистов к практической работе и их сертификации;
- установление перечня должностей, предусмотренных для замещения специалистов с высшим и средним фармобразованием и определение порядка замещения должностей;
- гармонизация требований с ЕС и требованиями времени (в том числе в отношении специалистов провизор-фармацевт; бакалавр-магистр; дипломированный специалист; применения системы зачетных единиц);
- приведение в соответствие законодательных и нормативных документов в сфере образования (ФЗ, ОКСО, ОКЗ, ОКПДТР, Госстандарты и др.).
Д. фарм. н., проф.
А.В.СОЛОНИНИНА
К. фарм. н., доц.,
Н.Ф.АРЕФИНА
К. хим. н., доц. ГОУ ВПО "Пермская
государственная фармацевтическая
академия Росздрава"
Л.И.СМИРНОВА




Вернутся в раздел Медицинское законодательство