Медицинское законодательство

СТАТЬЯ. "ФАРМРЫНОК РОССИИ: ВРЕМЯ КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ"(О.Иванова)("Московские аптеки" n 12, 2005)




"Московские аптеки" N 12, 2005
ФАРМРЫНОК РОССИИ: ВРЕМЯ КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ
Закончился 2005 год, год значительных перемен, которые коснулись и фармацевтической отрасли. Несмотря ни на что и вопреки всему, уходящий год был насыщенным и в целом позитивным. Негативные явления не сразу, но отторгались, разум и профессионализм побеждали лоббистские инсинуации и нечестные порывы. Были поспешные решения и признание ошибок. В общем, история года 2005-го была очень поучительной. Хочется надеяться, что 2006-й год будет направлен не только на исправление ошибок, но и на реализацию прогрессивных и творческих идей, ведущих нас с вами к успеху!
Сегодня газета "Московские аптеки" вместе с читателями - представителями фармацевтического рынка подводят итоги уходящего года, планируют год грядущий, дают свою оценку собственной работе и отрасли в целом.
СОБЫТИЕ ГОДА
Главным событием 2005 г. стало введение программы ДЛО. Дополнительное лекарственное обеспечение вводилось спринтерскими темпами, везде и сразу, без тренировок и репетиций. Еще не был до конца принят Перечень ЛС в ТН, а в регионы уже ввозились лекарства. В поликлиниках и аптеках еще не было компьютеров и необходимого программного обеспечения, а врачам уже говорили: выписывайте, выписывайте, пока гнев льготников, увлеченных транспортными проблемами, не перекинулся на проблемы лекарственные. Врачи выписывали рецепты, путаясь в многострочных бланках, в региональных органах здравоохранения составлялись многометровые заявки на медикаменты "про запас", а аптеки в это время принимали от льготников рецепты "на гарантию", упрашивая не нервничать и обещая нужное лекарство "завтра". На складах, тем временем, УФО образовывали многомесячные запасы, а то, что спрашивал потребитель, в аптеках, зачастую, не было.
Постепенно ситуация наладилась: врачи научились выписывать то, что есть, аптекам разрешили отпускать льготные ЛС из собственного ассортимента, к лету увеличили Перечень. Тем, кому полагается, получили свои ЛС, но к октябрю 46% льготников все равно вышли из Программы, при этом порядка 20 млрд. государственных денег остались невостребованными.
На ДЛО в 2006 г. государство выделяет уже не 50, а 30 млрд. руб., хотя к числу льготников министр здравоохранения и соцразвития М.Ю.Зурабов обещает "добавить" беременных женщин, детей до 3 лет и тех трудящихся граждан, которые добровольно пройдут диспансеризацию. В льготный перечень должны войти предметы ухода за больными, средства диагностики, а в перспективе - вообще не будет никаких Перечней...
Тем временем государственные инвестиции в льготу уже вызвали увеличение темпов роста рынка, упрочили позиции двух ведущих национальных дистрибьюторов ("ЦВ "Протек" и "СИА-Интернейшнл"), и не принесли особых дивидендов отечественным производителям, т.к. вклад российских компаний в ДЛО не превышает 20%.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЗАКОНЫ
МНН против ТН
8 июля 2005 г. Госдумой РФ в первом чтении был принят законопроект, вносящий поправки в ФЗ "О лекарственных средствах": кроме всего прочего, врачам предписывалось выписывать ЛС по МНН. Врачи об этом еще не знали, но участники фармацевтического рынка стали бить тревогу. Законодательные инициативы группы депутатов оборачивались неизбежной "кончиной" лекарственных брендов, передавали все рычаги управления продажами в руки дистрибьюторов, что противоречило всем мировым правилам и экономическим законам. После отрицательного заключения Президента РФ В.В.Путина, рассмотрение законопроекта во втором чтении не состоялось. О дальнейшей судьбе документа пока ничего не известно.
Инструкция вместо рекламы
Другим важным документом, также принятым Госдумой в первом чтении, стал новый закон "О рекламе". В этом документе впервые более подробно регламентируется реклама ЛС и вводятся довольно жесткие ограничения на рекламу БАД. Рекламируя БАД, с нового года нельзя будет выдавать их за лекарства, применять свойственную ЛС терминологию, а также устанавливается требование по указанию на возможные побочные эффекты и рекомендуется потребителю при применении БАД обращаться к врачу.
Если законодательные инициативы, предложенные ко второму чтению, пройдут, то с 2006 г. реклама ЛС и БАД должна будет содержать обязательную информацию: инструкцию по применению, указание побочных эффектов, регистрационные данные, и не должна содержать ссылки на клинические исследования, отзывы и документы, необходимые при регистрации.
Демократичность систем лицензирования, сертификации,
стандартизации
Отчасти изменилось нормативно-правовое регулирование процесса лицензирования. За нарушение лицензионных требований и условий в Кодексе об административных правонарушениях теперь предусмотрены штрафы, но все административные наказания и приостановка действия лицензии с 1 июня 2006 г. будут возможны только через суд.
В 2006 г. фармацевтический мир ожидает новых нормативно-правовых актов, регулирующих лицензирование производства, изменения в сфере регистрации ЛС, переход от системы сертификации к добровольному декларированию качества.
Сегодня время от времени по-прежнему вспоминают о грядущем вступлении РФ в ВТО, готовится Технический регламент на ЛС (в 2006 г. он должен будет активно обсуждаться), а отечественные предприятия с устаревшими мощностями торопятся перейти на GMP или тихо ждут своего закрытия.
Власть, кстати, опять повернулась лицом к народу. Осенью 2005 г. запущен приоритетный национальный проект "Здоровье", огромные деньги государство выделяет на реанимацию системы оказания первичной медицинской помощи, повышение зарплаты участковым врачам и среднему медицинскому персоналу, оснащение службы "Скорой помощи", диагностических центров, организацию и проведение диспансеризации, налаживание системы профилактики.
КОНТРОЛЬ И КАЧЕСТВО
Уже больше года работает Федеральная служба по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития. И если период ее становления пришелся на организацию и воплощение в жизнь системы ДЛО, то сейчас внимание Росздравнадзора обращено в сторону контроля и надзора за системой фармобращения. Постановлением Правительства РФ N 602 на формирование территориальных органов службы выделено дополнительно 500 ставок, что на порядок увеличит кадровые региональные ресурсы Росздравнадзора.
В планах Федеральной службы дальнейшая борьба с фальсифицированными и некачественными ЛС, развитие системы менеджмента качества, работа над демонополизацией экспертизы ЛС (сегодня она целиком сосредоточена в руках ФГУ НЦЭСПМ), развитие системы страховой медицины.
НОВАЯ КРУПНАЯ СЕТЬ
В розничном сегменте фармрынка продолжается наступление сетей. Крупные сети идут в регионы, претендуя на статус национальных.
С 1 декабря 2005 г. государственные аптеки Москвы перестали работать самостоятельно - зарегистрировано ГУП "Столичные аптеки", куда вошли 294 государственные аптеки вместе с филиалами. Новая аптечная сеть - это крупный игрок на фармрынке, задачей которого являются снижение цен и сохранение социально значимых функций аптечных предприятий. Перспективы у ГУП "Столичные аптеки" хорошие, много предложено креативных идей и составлено планов. Важно, чтобы на местах - в аптеках - запланированное было реализовано. Многое зависит от рабочего настроя "простых" аптечных работников.
Известно, что "кадры решают все", но вот этих кадров в новой сети становится все меньше - специалисты уходят из государственных аптек. Есть аптеки, где осталось по 1-2 работнику. Для исправления ситуации необходимо провести ряд мероприятий, направленных на поддержку и развитие имиджа государственной аптечной сети и увеличения лояльности аптечных специалистов.
О.ИВАНОВА
Подписано в печать
27.12.2005




Вернутся в раздел Медицинское законодательство