Медицинское законодательство

СТАТЬЯ. "ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ АПТЕЧНОГО БИЗНЕСА"(С.Пашутин)("Фармацевтические ведомости" n 1, 2006)




"Фармацевтические ведомости" N 1, 2006
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ АПТЕЧНОГО БИЗНЕСА
Сложный и трудоемкий в техническом, психологическом и интеллектуальном аспектах фармрынок, сверх меры заорганизованный и политизированный, а вдобавок ко всему еще и "непрозрачный", лакомым куском для инвесторов не является.
Совокупный оборот фармацевтической розницы увеличивается примерно на 15% в год, при этом крупные аптечные сети отбирают все большую долю розничного рынка лекарственных препаратов у независимых торговцев - продажи сетевых фармацевтических ритейлеров увеличились больше чем в полтора раза. Правда, такой рост достигается за счет экстенсивного развития, то есть благодаря расширению аптечных сетей, в том числе и путем экспансии в регионы. Цена входа на розничный фармрынок сопряжена с крупными вложениями, но, судя по всему, желающих туда попасть это не останавливает. Ситуация, когда в непосредственной близости друг от друга находятся сразу несколько аптек, становится уже рядовым явлением, во всяком случае, для московского региона. Видимо, пока еще места хватает всем, но, с другой стороны, высокая конкуренция закономерно снижает и прибыльность аптечного бизнеса.
Окупаемость аптек при стабильном состоянии рынка, по оценкам экспертов, составляет 2-3 года, а размер инвестиций в создание традиционной аптеки обходится в среднем в 100000 долл. США (ремонт, оснащение, оргтехника, лицензирование), не считая стоимости недвижимости. Аптечный супермаркет обойдется дороже. Только оборудование для него стоит 50000-100000 долл. Примерно у 60% всех аптек, месячный товарооборот не превышает 30000 долл. У трети аптечной розницы он варьирует от 30000 до 50000 долл. Более высокий объем продаж имеет место у остальных аптек, на долю которых приходится не более 6-7% от общего количества розничных фармпредприятий. В среднем рентабельность розничного сегмента составляет 4-8%, а прибыльность - порядка 2000-5000 долл. в зависимости от месторасположения, региональных особенностей рынка, уровня конкуренции и покупательной способности населения.
Поэтому окупаемость аптечного проекта по самому оптимистическому варианту составляет, в настоящее время не менее двух лет, что, безусловно, не является таким уж заманчивым вложением финансовых ресурсов именно в аптечный бизнес. К тому же все лучшие места для аптечной торговли уже разобраны, а открывать аптеку там, где не будет должного количества покупателей, может себе позволить только опытный профессионал, который сумеет раскрутить бизнес в подобных экстремальных условиях. Или, аптечная сеть, которая будет согласна дотировать эту убыточную структуру.
Кроме того, к специфическим особенностям, присущим исключительно рынку лекарственных средств, относятся нестандартные побудительные мотивы потребительских предпочтений. При низкой медицинской культуре в России многие заболевшие сначала не придают значения симптоматике заболевания, затем предпочитают превозмочь недуг своими силами и, в крайнем случае, или в последнюю очередь обращаются к фармацевту. Совершенно очевидно, что характерное пренебрежение к собственному здоровью, предпочтение "народных" способов лечения, отсутствие традиций здорового образа жизни - все это обусловлено медицинской безграмотностью вкупе с наивностью, неверием врачам и прочими подобными факторами, как объективного характера, так и субъективного свойства и в итоге никак не способствует увеличению емкости фармрынка.
Также для потенциальных инвесторов весьма значимым мотивом в смысле предпочтительного вложения средств является сложность фармрынка в профессиональном аспекте. Многочисленные нюансы фармбизнеса требуют как собственных недюжинных познаний, так и практического опыта работы в данной сфере, и далеко не каждый инвестор, если он не является участником фармрынка, обладает соответствующей квалификацией, позволяющей ему адекватно сориентироваться и принять правильное решение. Можно понадеяться на консультантов и экспертов, но лишь одного их субъективизма при маркетинговом обосновании целесообразности вложения финансовых ресурсов в тот или иной фармпроект может оказаться вполне достаточно для совершения опрометчивых шагов и выбора неправильной инвестиционной стратегии.
Иначе говоря, сложный и трудоемкий в техническом, психологическом и интеллектуальном аспектах фармрынок, сверх меры заорганизованный и политизированный, а вдобавок ко всему еще и "непрозрачный", лакомым куском для инвесторов не является. Тем не менее, внутренние инвесторы из числа крупных дистрибьюторов так не считают. Они, либо активно развивают собственную аптечную сеть с наличием централизованного управления и едиными товарно-финансовыми потоками (сеть "Ригла" от крупнейшего дистрибьютора "Протек" или "Старый лекарь" от "Морон"), либо плотно работают с аптеками на местах, по принципу технологической взаимосвязи, формально сохраняя их юридическую самостоятельность ("Сиа Интернейшнл"). Удерживать аптеки около себя и координировать их деятельность в нужном для себя русле дистрибьютору позволяют разнообразные программы поддержки розничного звена, укрепляющие партнерские взаимоотношения за счет безвозмездного финансирования и прочих факторов неценовой конкуренции, распространяющиеся только на примкнувшие к оптовику аптечные структуры. Однако, скорее всего, подобная консолидация является просто дополнительным способом гарантированной реализации своего товара.
Если же речь идет о мотивированном желании заняться аптечным бизнесом, то в этом случае наиболее целесообразным решением было бы приобретение уже готовой и работающей розничной структуры. В этом случае, при тех же или даже меньших затратах, не надо терять время на поиск помещения, получение лицензии и всех необходимых разрешительных документов. Нет и необходимости в поиске, покупке и установке аптечного оборудования, а также в подборе персонала. Не говоря уже о ремонте и перепланировке коммерческой недвижимости для соответствия строгим требованиям, предъявляемым к аптекам, особенно если мало что в этом понимаешь. Кроме того, на основании данных о среднемесячной прибыли функционирующей аптеки, рассчитанной за определенный период времени, можно с большой долей вероятности предугадать ее коммерческие перспективы. Подобная информация в совокупности с остальными параметрами позволяет более точно отследить тенденции аптечного бизнеса в данном районе, что уменьшает возможные финансовые риски.
Иными словами, если доход от аптеки составляет три тысячи долларов в месяц, а покупатель желает, чтобы его вложения смогли окупиться за два года, то, скорее всего, он не заплатит за нее больше семидесяти двух тысяч долларов, сколько бы ни потратил на создание искомой розничной структуры ее бывший владелец. При продаже аптеки должна отражаться только ее реальная рыночная цена, а не эмоциональная аргументация относительно стоимости помещения и имущества или величины затраченных усилий на реализацию данного бизнес-проекта. В исключительных случаях покупатель может согласиться с более высокой ценой, если у аптеки относительно большой объем продаж, а низкий уровень маржи обусловлен непрофессиональными действиями собственника в плане оптимизации издержек обращения или очевидными расходами, которых можно было бы избежать при грамотном управлении.
Доктор биологических наук
С.ПАШУТИН




Вернутся в раздел Медицинское законодательство