Медицинское законодательство

СТАТЬЯ. "ЕСТЬ НА ЧТО ВОЗРАЗИТЬ"(Л.В.Титова)("Фармацевтические ведомости" n 1, 2006)




"Фармацевтические ведомости" N 1, 2006
ЕСТЬ НА ЧТО ВОЗРАЗИТЬ
В последнее время на конференциях, совещаниях, в СМИ все чаще выносится на обсуждение проблема: почему доля российских лекарств на отечественном фармацевтическом рынке постоянно снижается. Особенно проблема обострилась при подведении промежуточных итогов программы ДЛО на 2005 г.
То, что различные участники рынка анализируют сложившуюся ситуацию, дают комментарии и выражают свой взгляд на проблему, предлагают пути решения, говорит не только об актуальности проблемы, но и об их заинтересованности в развитии российской промышленности.
Ассоциация российских фармацевтических производителей была создана именно для того, чтобы объединить потенциал ведущих заводов отрасли с целью создания условий для развития современной мощной национальной промышленности. Под условиями понимается и совершенствование нормативно-правовой базы, и изменение ряда экономических условий деятельности, повышение инвестиционной привлекательности фарминдустрии. АРФП всегда готова и открыта к контактам и считает, что любой участник рынка может высказать свою позицию и к его мнению следует прислушаться. Уважение к мнению коллег является для членов АРФП неписаным правилом.
С нашей точки зрения, и другие участники фармрынка также должны быть корректны в своих высказываниях, особенно если их мнение публикуется в СМИ. В журнале "Фармацевтические Ведомости" (ноябрь 2005 г., с. 29) исполнительный директор AIPM г-н Бобошко С.А. так прокомментировал свой взгляд на вопрос о роли отечественного производителя в программе ДЛО: "Иностранные производители пошли на удобные для дистрибьюторов кредитные условия и во многом кредитовали программу ДЛО. Кроме того, нельзя забывать о потребительском факторе. Пациент уже знает, какие лекарства ему выбирать. Предпочтения всегда отдаются наиболее качественным препаратам. И чаще всего это именно зарубежная продукция, которая уже зарекомендовала себя на рынке. Дистрибьюторы также предпочитают работать с импортной продукцией. Потому что она дороже и приносит больше прибыли. Возможно, заявленное решение ограничить закупки у зарубежных производителей имеет какую-то политическую подоплеку. Однако, по моему мнению, оно далеко от практики".
Данное высказывание вызывает, по меньшей мере, недоумение: почему г-н Бобошко взял на себя несвойственные ему функции арбитра при определении качества продукции? До настоящего времени это были права и обязанности Росздравнадзора. Как можно одной фразой о том, что именно зарубежная продукция является примером качественных препаратов, поставить под сомнение качество отечественных лекарств, при этом, апеллируя к мнению пациента, который "знает, какие лекарства ему выбирать". Данное высказывание, если бы оно было опубликовано в неспециализированном издании, а в более доступном для населения СМИ, можно прямо назвать антирекламой российской продукции и целенаправленным очернением российских производителей. Хотела бы отметить, что только результаты анализов государственных органов могут быть оценкой качества. И если смотреть публикуемые данные по забракованным лекарственным средствам, то брака хватает и у российских, и у зарубежных производителей.
Что касается выбора пациента, то хочется напомнить, что 3 из 4 продаваемых в стране упаковок являются российскими, так что выбор пациента сделан все-таки в сторону отечественного. А в программе ДЛО и наши, и зарубежные производители дали дистрибьюторам аналогичные условия, несмотря на то, что отсрочка платежа в 180 дней является для российских заводов более финансово ощутимой, чем для иностранцев.
А вот фраза о том, что "дистрибьюторы также предпочитают работать с импортной продукцией, потому что она дороже и приносит больше прибыли" должна насторожить государственные органы, ответственные за программу ДЛО. АРФП неоднократно говорила, что, следуя своим коммерческим интересам, аптеки и дистрибьюторы ориентируются на выбор более дорогих препаратов, не заботясь о рациональном расходовании бюджета страны. А ведь этот бюджет не существует сам по себе, он собирается из разных источников и один из них - это средства налогоплательщиков, к которым относятся и работники российских фармпредприятий, и аптек, и многие другие, исключение составляют только сотрудники иностранных производств.
Решение проблемы, предлагаемое АРФП, - установить единые цены на одно и то же лекарственное средство и ввести фиксированный тариф за обработку единицы продукции вместо существующей ныне наценки. Варианты единой цены могут быть разными, в перспективе, чтобы предоставить пациенту выбор, целесообразно, чтобы он сам платил в аптеке за выбранный им препарат, а страховая компания возмещала ту часть цены, которая закреплена как единая.
Возвращаясь к затронутой теме, хотим выразить надежду, что высказывания г-на Бобошко отражают только его личное мнение, а не мнение всех членов AIPM. Создание зарубежными компаниями собственных производств в России, работа в кооперации с российскими заводами, ведение совместных исследований являются подтверждением того факта, что наши заводы являются достойными партнерами. Несомненно, что отечественная промышленность переживает нелегкие времена, но никогда российские заводы не работали в ущерб качеству выпускаемых препаратов. И мы надеемся, что именно национальная промышленность в будущем будет преимущественно обеспечивать граждан нашей страны. И за этим высказыванием стоит не "политическая подоплека", а реальные факты.
Генеральный директор АРФП
Л.В.ТИТОВА




Вернутся в раздел Медицинское законодательство