Медицинское законодательство

СТАТЬЯ. "СТОЛИЧНЫЕ АПТЕКИ" - ВСЕ ИДЕТ ПО ПЛАНУ"(С.Грачева)("Фармацевтическое обозрение" октябрь, 2005)




"Фармацевтическое обозрение" октябрь, 2005
"СТОЛИЧНЫЕ АПТЕКИ" - ВСЕ ИДЕТ ПО ПЛАНУ
В последнее время несколько поутихли разговоры об объединении московских аптек в ГУП "Столичные аптеки". Но это не значит, что работа остановилась. Она идет полным ходом, и скоро, уже в начале октября, можно будет подвести первый итог: ожидается, что новая сеть получит лицензию. О том, что уже сделано и о ближайших стратегических планах в интервью "ФармОбозу" рассказал директор ГУП "Столичные аптеки" Семен Винокуров.
ФО: Существует мнение, что в создаваемом ГУП "Столичные аптеки" убыточные предприятия будут поддерживаться за счет преуспевающих. Так ли это? Каково состояние аптек накануне объединения?
Семен Винокуров: Такое мнение действительно бытует среди директоров, в основном, преуспевающих аптек, так как они опасаются, что полученная ими прибыль будет перераспределяться в пользу убыточных аптек. К сожалению, в создаваемый холдинг войдут 86 убыточных аптечных предприятий. Большинство аптек балансируют на грани. Не более 50 аптек имеют товарооборот 2 млн. рублей и более в месяц. Они составят основной костяк холдинга ГУП "Столичные аптеки".
По результатам проведенных инспекций государственных аптек, а также инвентаризации материальных ценностей зафиксированы показатели финансово-хозяйственной деятельности каждого аптечного предприятия. Основываясь на этих данных, будет составлен план развития каждого аптечного предприятия и холдинга в целом. Для каждой аптеки необходимо разработать индивидуальный план продаж, при составлении которого будут учитываться результаты деятельности аптеки до объединения, потенциал и особенности, связанные со спецификой аптечного предприятия, населением данного микрорайона, конкурентным окружением. Выполнение плана продаж по аптеке, а также индивидуального плана для каждого сотрудника и работы холдинга в целом будет непосредственно влиять на заработную плату и премии сотрудников. Так что никакой уравниловки не будет.
ФО: Как будет управляться ГУП "Столичные аптеки"?
С.В.: Для создаваемой организации наиболее эффективной является структура с высокой степенью централизации. В центральном офисе расположатся финансовый отдел и бухгалтерия, отдел информационных технологий и центр единого заказа, отдел кадров. Также головной офис будет осуществлять единое стратегическое и маркетинговое управление сетью, разрабатывать ассортиментную и ценовую политику. Директора аптек по-прежнему должны осуществлять управление аптекой в целом, за ними остается и контроль за фармацевтическим порядком, и заказ препаратов, и окончательное формирование ассортимента.
Что касается ассортиментной политики, то все аптеки будут разделены на несколько категорий. Пока невозможно сказать точно, сколько их будет, и какая аптека к какой категории будет отнесена. В зависимости от принадлежности к категории будет варьировать ассортимент аптеки. Аптека, находящаяся в оживленном месте в центре города, должна иметь максимально широкий ассортимент. Если же аптека находится в спальном районе, и ее клиентами являются только местные жители, то излишнее расширение ассортимента нецелесообразно.
ФО: Какова роль Центрального аптечного склада N 1 в ГУП "Столичные аптеки"?
С.В.: На территории аптечного склада N 1 разместится центральный офис. Уже к 1 октября 2005 года здесь должен заработать центр единого заказа. К этому времени во всех аптеках, подлежащих реорганизации, будет установлена программа, позволяющая осуществлять заказ товара. Сейчас проходит тестирование данной программы в некоторых аптеках. Центр единого заказа позволит аккумулировать заявки аптек, осуществлять контроль за движением товара. Но сами медикаменты не будут проходить через ЦАС N 1. Аптеки будут получать товар напрямую от дистрибьюторов. Мы рассчитываем, что в результате использования программы единого заказа время от момента заказа товара аптекой до его получения не увеличится. Все аптеки будут своевременно получать необходимые препараты.
ГУП "Аптечный склад N 1" одно из старейших фармацевтических предприятий города и входит в число ведущих поставщиков лекарственных препаратов для лечебно-профилактических учреждений и аптечных предприятий города Москвы. После реорганизации "Аптечный склад N 1" будет по-прежнему выполнять функции по поставке ЛС. Наравне с аптеками ЦАС N 1, также как и склад ГУП "Фармакоптево", войдет в ГУП "Столичные аптеки" и будет являться одним из структурных подразделений холдинга.
ФО: Проведен ли анализ государственных аптечных предприятий? Какие проблемы на сегодняшний день являются первоочередными?
С.В.: Да, сейчас мы уже можем сказать, что инспекция государственных аптек завершена. В течение почти четырех месяцев сотрудники рабочей группы посещали аптечные предприятия, включая все пункты и киоски. За это время собран огромный объем информации, которая используется для анализа текущего состояния сети. Но пока у нас больше вопросов, чем ответов. В первую очередь надо отметить то, что все ГУП-аптеки существенно отличаются друг от друга. И к ним не возможно применить единый стандарт. Сейчас осуществляется группировка аптек по основным критериям, и таким образом с ними можно будет работать. В результате необходимо создать сеть, где каждая аптека будет являться частью единого целого. Но прежде чем мы сможем сказать, что сеть создана, необходимо проделать огромную работу.
Большой проблемой в настоящее время являются убыточные аптеки, число которых увеличивается с каждым днем. С ними необходимо проводить отдельную работу и разрабатывать план вывода из кризисного положения.
В холдинг войдут 13 закрытых на момент реорганизации аптечных предприятий. Помещения аптек опечатаны, сотрудников нет, и аптеки не осуществляют деятельности.
Кадровый вопрос стоит очень остро и является одним из важнейших. К сожалению, в большинстве государственных аптек сотрудники получают мизерную зарплату и, конечно, люди не выдерживают и уходят. А найти новых специалистов на такие условия крайне сложно. Мы полагаем, что после того, как работа сети "Столичные аптеки" будет налажена, ситуация изменится, и работа в государственной аптеке будет более привлекательной с точки зрения условий. Я надеюсь, что все профессионалы аптечного дела останутся с государственной аптечной сетью, и мы вместе переживем этот сложный период перемен.
ФО: Объединение государственных аптек в единую сеть - это общая тенденция. Московские аптеки объединяются далеко не в числе первых. Обращались ли вы к опыту других аптечных сетей? Привлекались ли сторонние консультанты?
С.В.: Объединение государственных аптек в крупные сети является одной из основных тенденций фармацевтического рынка в последние годы. Подобные объединения прошли в Санкт-Петербурге, Перми, Нижнем Новгороде и других городах. Безусловно, с самого начала реорганизации нам был интересен опыт подобных объединений в других регионах. Поэтому в конце весны мы посетили Нижний Новгород, где реорганизация прошла наиболее успешно. Мы благодарны нашим нижегородским коллегам за эту рабочую встречу. Они рассказали не только о своих достижениях, но и о сложностях, с которыми им пришлось столкнуться. Но каждое объединение проходит по индивидуальной схеме, и единых стандартов быть не может. Поэтому, конечно, опыт чужих реорганизации очень интересен и полезен, но мы должны выработать свою собственную стратегию и тактику развития.
К услугам сторонних консультантов мы пока не прибегали. Для оптимизации процесса реорганизации в начале лета был создан консультативный совет экспертов. Но это не внешние консультанты, а директора наиболее успешных и эффективно работающих государственных аптек, подлежащих реорганизации. Всего в состав консультативного совета вошли 13 директоров. Уже прошло несколько совещаний, на которых обсуждались самые разные насущные вопросы дальнейшей деятельности ГУП "Столичные аптеки" - такие, как выбор контрольно-кассового оборудования, создание программы для центра единого заказа, программа по упорядочению цен на 100 лекарственных средств, которая началась во всех государственных аптеках г. Москвы с 12 сентября. Ну и конечно, с первых дней реорганизации в рабочую группу в качестве главного консультанта входит Л.П.Орлова.
ФО: Как известно, любые организационные изменения проходят болезненно. Приходилось ли Вам встречаться с сопротивлением со стороны руководителей? Какова кадровая политика в отношении директоров - это провизоры или управленцы?
С.В.: К сожалению, надо признать, что существует некоторое напряжение в этой области, и процесс реорганизации не всегда проходит гладко, не все директора и сотрудники аптек настроены позитивно. Но в большинстве случаев мы встречаем понимание со стороны администрации аптек. Решение о реорганизации принято на высшем уровне Правительства Москвы и Департамента здравоохранения. И это абсолютно правильное и своевременное решение. Аптекам сложно расстаться со своей независимостью, но данная реорганизация необходима, и она осуществляется в интересах города и москвичей. Мы прекрасно понимаем настороженность наших коллег. Это абсолютно естественное состояние в преддверии таких глобальных перемен. Но если мы хотим добиться успеха холдинга в целом и каждого аптечного предприятия в отдельности, то необходимо объединить наши усилия и направить их на плодотворную, созидательную работу.
Что касается кадровой политики в отношении администрации аптек, стоит отметить, что для человека, занимающего руководящую должность в аптеке, значимыми являются как знания в области фармации, так и в области управления. Профессионализм директоров в государственных аптеках как провизоров не вызывает никакого сомнения. Управленческие знания и навыки большинства директоров также находятся на достаточно высоком профессиональном уровне. Многие из них проработали в этой должности не один десяток лет. Но современный фармацевтический бизнес диктует такие условия, что мы должны постоянно развиваться и совершенствоваться, применять все новые и новые технология управления предприятием. Поэтому, если потребуется провести дополнительную работу в этом направлении, то она будет сделана.
ФО: Будет ли аптечная сеть брендирована или аптеки сохранят свои вывески?
С.В.: Объединение государственных аптек в сеть предполагает создание бренда - единого образа, выделяющего сеть из числа ее конкурентов. Но бренд - это не просто вывески, это гарантия предоставления качественного товара, обладающего отличительными, весомыми для потребителя характеристиками. Для того, чтобы государственные аптеки стали брендом, необходимо проделать серьезную работу, требующую больших затрат, как временных, так и финансовых.
Сейчас первоочередными задачами является регистрация и получение лицензии, установка контрольно-кассового оборудования, наладка программы единого заказа. Самое главное - это обеспечить бесперебойную работу аптек. Не должно быть никаких сбоев ни в заказе товара, ни в его получении, ни в функционировании аптечных предприятий в целом. Сейчас все усилия направлены именно на это. После того как реорганизация состоится, и работа холдинга будет налажена, начнется работа по созданию бренда "Столичные аптеки".
ФО: Из какого бюджета финансируются все преобразования в рамках ГУП? Будут ли привлечены сторонние инвесторы?
С.В.: Пока все затраты по реорганизации взял на себя ГУП "Аптечный склад N 1". Но объединение аптек требует очень серьезных капиталовложений, и здесь не обойтись без заемных средств. Сейчас ведутся переговоры с банками об условиях кредитования.
ФО: Будет ли ограничен доступ в аптеки медицинских представителей фармкомпаний?
С.В.: Принятие решений о продвижении лекарственных средств, косметики, парафармацевтики и прочих товаров в сети "Столичные аптеки" будет осуществляться только через центральный офис. Медицинские представители зачастую серьезно влияют на ассортимент аптеки, которая берет тот или иной препарат "на пробу", а он не продается. В результате - большие товарные остатки и раздутый ассортимент. Четкая ассортиментная политика является одним из важнейших факторов успеха аптечного предприятия. Что касается рекламных материалов, то буйство, которое сейчас можно обнаружить в большинстве государственных аптек, только дезориентирует потребителей. Для всех аптек будет разработана маркетинговая политика, направленная на улучшение качества услуг, оказываемых населению аптекой.
ФО: Как вы считаете, какая стратегия привлечет покупателей в государственные аптеки?
СВ.: Степень доверия москвичей государственным аптекам достаточна высока. И мы должны ее оправдывать. В некоторых аспектах ГУП-аптеки уступают коммерческим аптечным предприятиям, например, в оформлении торговых залов и фасадов, предоставлении скидок и прочего. Но государственные аптеки по-прежнему выполняют важные функции - такие, как реализация сильнодействующих и психотропных средств, кислорода, производство лекарственных средств по экстемпоральным рецептам. Эта деятельность не является привлекательной для коммерческих предприятий. Но государственные аптеки выполняют важные социальные функции, которые сохранятся и после реорганизации. Именно социальная направленность отличает ГУП "Столичные аптеки" от прочих коммерческих аптечных сетей, и мы полагаем, что это позволит привлечь покупателей.
Помимо этого ГУП "Столичные аптеки" будет проводить работу, направленную на обеспечение населения Москвы качественными лекарственными средствами по доступным ценам. В соответствии с письмом Департамента здравоохранения от 24 августа 2005 года во всех государственных аптеках с 12 сентября установлен верхний предел розничных цен на 100 лекарственных препаратов, пользующихся наибольшим спросом у населения. Список из 100 препаратов был составлен по результатам продаж за 2004 год и согласован с экспертами консультативного совета. Ожидается, что в результате внедрения данной программы будет достигнуто существенное снижение цены на 100 препаратов по сравнению со средней ценой по реорганизуемым аптекам. Мы полагаем, что москвичи по достоинству оценят предпринимаемые действия.
С.ГРАЧЕВА




Вернутся в раздел Медицинское законодательство