Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ"
Федеральный закон "О коммерческой тайне" формирует на основе норм Гражданского кодекса РФ достаточно новый для российского законодательства институт коммерческой тайны. Комплексный характер правовой охраны коммерческой тайны предполагает тесную связь с различными отраслями законодательства, в том числе кодифицированными. В связи с этим возникла необходимость уточнения и дополнения положений отдельных кодексов и федеральных законов РФ.
Статьи 1 и 2 проекта Федерального закона. Действующие Уголовно - процессуальный (статья 18) и Гражданский процессуальный (статья 9) кодексы предусматривают исключение из общего порядка открытого судебного разбирательства для дел, связанных с охраной государственной тайны. Распространение действия этих положений на информацию, составляющую коммерческую тайну, позволит рассматривать дела по разглашению коммерческой тайны, как правило, в закрытых заседаниях, учитывая, что в процессе рассмотрения может быть предана огласке ценная коммерческая информация, и это может существенно повлиять на хозяйственную деятельность обладателя коммерческой тайны. Вместе с тем, в зависимости от содержания дела суд или судья единолично может вынести иное решение.
Статья 3 проекта Федерального закона. Необходимость внесения изменений в КЗоТ РСФСР в части отнесения установления режима коммерческой тайны к существенным условиям труда следует из развития положений части 2 статьи 15 КЗоТ о включении в трудовой контракт положения о сохранении работником коммерческой тайны работодателя, и обусловлено тем, что наличие режима коммерческой тайны и согласие (или несогласие) работника взять на себя обязанности по его соблюдению является существенным фактором хозяйственной деятельности работодателя - отказ работника от принятия на себя указанных обязательств делает бессмысленным для работодателя установление режима коммерческой тайны. Таким образом, введение в организации режима коммерческой тайны по своей значимости для хозяйственной деятельности является существенным условием труда. Предлагаемые дополнения в ст. 25 КЗоТ позволяют защитить как интересы работодателя по охране его коммерческой тайны, так и интересы работника, для которого введение режима коммерческой тайны может повлечь определенные изменения условий труда. Данная ситуация характерна для переходного периода, когда трудовые договора еще не содержат обязательств работника по обеспечению режима коммерческой тайны, а необходимость в установлении режима уже имеется.
Статья 4 проекта Федерального закона. Режим коммерческой тайны накладывает ограничения на распространение информации, охраняемой в рамках этого режима. Однако установление данного режима не является основанием для отказа в предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, в органы государственной власти и органы местного самоуправления в случаях, установленных законодательством. Это положение отражено в статьях 3, 16, 17 проекта Федерального закона. Нарушения предусмотренных законом требований влекут административную ответственность, которая не установлена действующим Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Поскольку коммерческая тайна может возникнуть только в рамках предпринимательской деятельности, которую осуществляют юридические лица либо предприниматели без образования юридического лица, административная ответственность распространяется не на граждан, а только на должностных лиц, предпринимателей без образования юридического лица и юридических лиц. Предлагается дополнить отдельной статьей в главу 14, регламентирующую правонарушения, посягающие на установленный порядок управления. При этом имеется в виду, что:
а) действующий Кодекс предусматривает административную ответственность должностных лиц органов власти (см. статьи 8, 15, 16, 22, 34 - 36, 40.1, 40.3 КоАП РСФСР), несмотря на неопределенность понятия "должностные лица";
б) действующий Кодекс фактически, хотя и не в явном виде, предусматривает административную ответственность юридических лиц. См., например, статью 56.2 КоАП РСФСР "Нарушение действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации", где предусмотрена ответственность за нарушение правил вывода подводных кабелей или трубопроводов на территорию Российской Федерации, то есть за деятельность, осуществляемую юридическими лицами. См. также статью 139.6 КоАП РСФСР "Осуществление деятельности в области связи без лицензии", где субъектом правонарушения может быть юридическое лицо, действующее без лицензии или нарушившее ее условия.
Законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" установлена административная ответственность за разглашение коммерческой тайны для должностных лиц федерального антимонопольного органа (территориального органа) в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда. Поскольку информация, составляющая коммерческую тайну организации, предприятия или предпринимателя без образования юридического лица поступает в соответствии с законодательством в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, становится известной должностным лицам этих органов в силу выполнения ими своих служебных обязанностей и эти лица должны охранять эту информацию от несанкционированного доступа третьих лиц, предлагается дополнить главу 12 действующего КоАП РСФСР, регламентирующую правонарушения в области торговли и финансов, статьей, устанавливающей административную ответственность за разглашение коммерческой тайны (нарушение прав субъектов экономической деятельности), расширив состав субъектов административной ответственности.
Введение новых видов административной ответственности обязывает определить орган административной юрисдикции. Предлагается новая редакция статьи 202, устанавливающая, что районные (городские) суды наделяются полномочиями по процессуальному оформлению и наложению административного взыскания по статьям 165.13 и 157.4 КоАП РСФСР.
Введение Закона в действие не потребует дополнительных материальных затрат со стороны государства, поскольку вносимые изменения и дополнения затрагивают законодательные акты в тех частях, по которым не предусматриваются какие-либо расходы.
Постановления и Указы
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
Статья 5. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.. Президент
Вернутся в раздел Постановления и Указы