Законопроекты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
(по вопросу об исключении административного штрафа
с граждан за продажу контрафактной продукции)
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в статье 7.12 предусмотрена ответственность граждан, которые ввозят, продают, сдают в прокат или осуществляют иную незаконную деятельность по использованию экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений и фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений и фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о месте их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода.
За перечисленные правонарушения гражданам грозит наложение административного штрафа в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.
В Уголовном кодексе Российской Федерации имеется статья 146, устанавливающая уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав, которая предусматривает уголовную ответственность за присвоение авторства (плагиат), незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта.
Таким образом, в Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях имеются классифицирующие признаки в виде "перевозки (ввоза), незаконного использования". В Уголовном кодексе Российской Федерации отсутствует один из основных признаков - "продажа". Без принятия самых строгих мер к гражданам по пресечению торговли невозможно навести порядок в незаконном использовании контрафактной продукции. Только самые строгие меры к продавцам контрафактной продукции помогут ликвидировать подпольный рынок сбыта контрафактной продукции.
Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации в последнее время делают все для пресечения незаконного изготовления и распространения контрафактной продукции, закрывая нелегальные цеха и заводы с самой современной аппаратурой, но это не помогает - появляются новые цеха и заводы.
В настоящее время практически половина видеокассет, компакт-дисков, аудиокассет являются легальными, а все остальные - незаконными ("пиратскими"). Аналогичная ситуация складывается с национальными кинофильмами, т.е. изготовленными без разрешения правообладателя.
При этом налажены нелегальные каналы быстрого получения экземпляров новых программных продуктов, организованы подпольные технологические линии по тиражированию программных носителей и т.д., создаются и действуют оптовые и розничные рынки сбыта.
В 2003 г. на заседании Госсовета в Санкт-Петербурге Президент России В.В. Путин подтвердил важность задачи защиты авторских прав, отметив, что "пиратство стало привычно и практически ненаказуемо".
В январе 2005 г. во время рабочей поездки в Новосибирск на совещании по вопросам развития информационных технологий, проходившем в Академгородке, Президент России отметил: "Все, что связано с защитой интеллектуальной собственности, - это важнейший элемент и с точки зрения укрепления законодательной базы, и с точки зрения реализации защиты прав интеллектуальной собственности на практике".
Отсутствие серьезных уголовных санкций и государственного контроля за этой сферой привели к массовым фактам незаконного использования в коммерческих целях произведений науки, литературы и искусства, а также объектов смежных прав (результатов исполнительного творчества, фонограмм, передач организаций вещания), объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, товарных знаков и др.). По оценкам некоторых российских и зарубежных экспертов, за счет нарушения авторских и смежных прав организованные преступные группы получают доход от "пиратства" более 5 млрд. долларов США, что подрывает в определенной степени экономику Российской Федерации.
В настоящее время Россия по "пиратству" занимает одно из первых мест в мире (уступает только Китаю), что не исключает принятие зарубежными партнерами против Российской Федерации торговых санкций.
В целом "пиратство" подрывает не только экономику государства, оно обкрадывает режиссеров, авторов, исполнителей, изобретателей и других творцов искусства и т.д.
Самый крупный рынок контрафактной продукции еще недавно был в Китае. Для борьбы с ним транснациональные корпорации привлекли правительство США, которое выдвинуло ряд политических требований к правительству Китая. Смысл требований заключался в обуздании или, точнее, в ликвидации производства контрафактных аудио- и видеозаписей, прибыль от продажи которых была сопоставима с прибылью компании "Майкрософт". Аналогичная ситуация имела место в Болгарии, где были закрыты заводы, выпускавшие контрафактную продукцию, и на Украине, где борьба с теневым рынком ведется под нажимом западных стран. В настоящее время на Украине, по средствам массовой информации, таких заводов почти не осталось, а вектор борьбы с производствами, осуществляющими выпуск оптических носителей, в том числе контрафактных, плавно переместился в сторону России.
По данным экспертов, в России уровень контрафактной видеопродукции составляет 50% (1998 - 1999 гг. - 75 - 80%), аудиопродукции - 64% (в 1998 - 1999 гг. - 80%). Вместе с тем высоким остается уровень контрафактного программного обеспечения и DVD - 80 - 90%. В странах СНГ уровень контрафактной продукции колеблется от 73 до 94%: Украина - 90%, Белоруссия - 94, Киргизия - 86, Грузия - 73% (причем две последние страны являются членами ВТО), а в других странах мира уровень составляет: США, Великобритании, Франции, Чехии - менее 10%, Финляндии, Италии - 10 - 25%, Польше и Бразилии - 25 - 50%.
По данным Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, имеют место исчисляемые значительными суммами недопоступления налоговых платежей в национальные бюджеты. По оценкам специалистов, ежегодные убытки составляют: по Российской Федерации - около 5 млрд. долларов США, Украине - 1,5 млрд. долларов, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Молдова - от 0,5 до 1,4 млрд. долларов США.
Например, во Франции передача в эфир выступления, фонограммы, видеограммы без согласия артиста-исполнителя, изготовителя фонограмм, видеограмм или организации эфирного вещания может осуществляться только в тех случаях, когда такое согласие не требуется. Незаконная продажа контрафактной продукции во Франции влечет наказание в виде лишения свободы сроком на два года с одновременной выплатой штрафа в размере 1 млн. франков (примерно 200 тыс. евро). При этом надо добавить, что в случае рецидива предусмотренные меры удваиваются и, кроме того, применяются дополнительные наказания в виде конфискации полученной в нарушение авторских прав прибыли, контрафактной продукции с последующим ее уничтожением или незаконно воспроизведенных предметов и экземпляров, техники, специально установленной для правонарушения; вывешивания судебного постановления об обвинительном приговоре; полной или выборочной публикации в "определенных" газетах за счет изготовителя контрафактной продукции; запрета на профессиональную или социальную деятельность. В уголовном законодательстве Франции контрафакцией признаются действия по незаконному использованию авторских и смежных прав, совершаемые не только за плату, но и бесплатно (12, с. 140), например обмен аудиовизуальными произведениями. Однако назвать такой обмен бескорыстным действием (12, с. 143) нельзя, так как приобретается услуга (прослушивание или просмотр произведения), в нормальных экономических отношениях платная, а виновный пользуется ею, не внося никакой платы, часть которой должна идти автору. Поэтому корысть заключается уже в том, что лицо путем использования объекта интеллектуальной собственности освобождает себя от каких-либо расходов. Это позволило Франции практически решить проблему незаконной продажи контрафактной продукции.
Из материалов уголовных дел, связанных с незаконной контрафактной аудиовизуальной продукцией, видно, что лица, совершившие преступления по ст. 146 УК РФ, в 61,4% случаев были продавцами этой продукции, и только 14,5% составляют торговые предприятия.
При этом динамично изменяющаяся обстановка, появление новых технологий (Интернет, кабельное, спутниковое информационное вещание), развитие программного обеспечения и т.д. требуют адекватного реагирования на складывающуюся ситуацию. В настоящее время преступления в данной сфере совершаются хорошо организованными группами, носят многоэпизодный и межрегиональный характер.
Сегодня под прессом, помимо нашей страны, находятся Тайвань и Китай, которые, однако, являясь членами Всемирной торговой организации (ВТО), и по поводу складывающейся ситуации не переживают. Чего нельзя сказать о России, к которой, как к вновь принимаемому члену ВТО, продолжают выдвигаться все новые и новые требования по наведению порядка в сфере интеллектуальной собственности и борьбы с контрафактной продукцией.
Международный альянс интеллектуальной собственности (ИРА) регулярно готовит доклады, в которых вопрос о российских заводах, изготавливающих оптические диски, поднимается очень остро и требует, по мнению их составителей, своего незамедлительного разрешения, вплоть до применения в отношении Российской Федерации экономических санкций.
В этой связи в статье 146 Уголовного кодекса Российской Федерации предлагается установить санкции не только за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение и перевозку контрафактной продукции, но и установить наказание за незаконную продажу контрафактной продукции в виде лишения свободы на срок до двух лет, исключив слово "продажу" из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предлагаемые правовые нормы находятся в соответствии с имеющимся международным опытом в этой области и ориентированы на учет положений ряда международных соглашений.
Принятие данного законопроекта не потребует расходов из средств федерального бюджета, не потребует увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
(по вопросу об исключении административного штрафа
с граждан за продажу контрафактной продукции)
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (по вопросу об исключении административного штрафа с граждан за продажу контрафактной продукции) не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.


ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАЗРАБОТКЕ
И ВВЕДЕНИЮ В ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ОТМЕНЕ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
(по вопросу об исключении административного штрафа
с граждан за продажу контрафактной продукции)
В случае принятия проекта Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (по вопросу об исключении административного штрафа с граждан за продажу контрафактной продукции) не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.




Вернутся в раздел Законопроекты