Законопроекты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству от 09.02.2006"НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА (n 234828-4) "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 19.15 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"




ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 9 февраля 2006 года
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА (N 234828-4) "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 19.15 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
В Комитете Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект Федерального закона N 234828-4 "О внесении изменения в статью 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный депутатами Государственной Думы Муцоевым З.А. и Скочем А.В.
Данный законопроект направлен на дифференциацию существующих размеров штрафов, взимаемых за совершение одного из административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту).
Законопроектом предлагается выделить в отдельный состав частный случай данного правонарушения - проживание по месту жительства или по месту пребывания российского гражданина, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без указанного основного документа или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) вследствие несоблюдения установленных законодательством сроков сдачи документов для получения или замены удостоверения личности гражданина (паспорта) - и предусмотреть за такой состав пониженную административную ответственность: вместо определенного действующей редакцией части 1 статьи 19.15 штрафа от 15 до 25 минимальных размеров оплаты труда установить за данное правонарушение штраф в размере от одного до трех МРОТ.
Как считают авторы законопроекта, выделение вышеуказанной разновидности правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.15 КоАП РФ, в отдельный состав и установление за него сумм штрафа от одного до трех минимальных размеров оплаты труда позволит, в частности, устранить нынешнюю чрезмерную, по мнению авторов, величину этого штрафа, в первую очередь для лиц, впервые получающих паспорт, т.е. для граждан России в возрасте 14 лет, которые не имеют самостоятельного источника доходов.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что рассматриваемый проект Федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации и действующему российскому законодательству.
Вместе с тем законопроект вызывает замечания технико-юридического характера (в частности, поскольку не содержит, но должен предусматривать, дополнение части 1 статьи 19.15 оговоркой об исключении из общего неправомерного деяния, зафиксированного в этой норме, частного случая данного деяния, фиксируемого во вводимой в указанную статью ее новой части 2).
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству считает представленный законопроект необоснованным и не поддерживает его принятие по следующим мотивам.
Получение нового паспорта взамен утраченного, испорченного или подлежащего замене в связи с истечением срока его действия для граждан Российской Федерации не вызывает каких-либо существенных материальных расходов, поскольку почти не предполагает каких-либо затрат, кроме платежей за изготовление новых фотографий, необходимых для получения паспорта, а также сравнительно небольших сумм государственной пошлины за выдачу или обмен паспорта (100 рублей) либо за повторную выдачу паспорта (150 рублей). Кроме того, при обычных обстоятельствах процедура получения нового паспорта не должна вызывать у гражданина также и каких-либо значительных временных затрат, связанных с временем, требуемым для подачи необходимых документов для оформления паспорта, и временем, требуемым для его непосредственного получения.
При таких обстоятельствах несвоевременное получение гражданином Российской Федерации паспорта, за исключением отдельных особых случаев (болезнь гражданина, его командировка, нахождение лица в зоне чрезвычайных ситуаций и др.), является прямой виной или самого этого гражданина, или его законных представителей.
Что касается доводов авторов законопроекта о необходимости снижения штрафов за несвоевременное получение паспортов лицами, достигшими 14 лет, то такие доводы являются несостоятельными, поскольку ключевое положение статьи 3.1 КоАП РФ предусматривает, что административная ответственность за любое административное правонарушение наступает не с 14, а только с 16 лет и, следовательно, какого-то материального ущемления граждан, впервые получающих паспорт, действующая редакция статьи 19.15 упомянутого Кодекса не содержит.
Вместе с тем Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству не исключает, что в ряде случаев несвоевременное получение гражданами паспорта может быть вызвано недостаточно эффективным режимом работы отдельных учреждений паспортно-визовой системы, не обеспечивающим возможностей обращения в такие учреждения для граждан в приемлемое для них время.
Кроме того, Комитет отмечает, что многие случаи неполучения или несвоевременного получения паспортов гражданами Российской Федерации связаны с отказами отдельных граждан от получения нового паспорта гражданина РФ образца 1997 года взамен прежнего паспорта СССР образца 1974 года по политическим, религиозным или иным мотивам, среди которых называются некоторые атрибуты внутренней символики бланка нового паспорта, отсутствие в новом образце паспорта графы "национальность" и, напротив, наличие в нем графы "личный код" и т.д.
Как известно, введение нынешнего образца паспорта гражданина Российской Федерации в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, было установлено на основании Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации". Необходимо отметить, что в этом Постановлении предусмотрен и срок действия прежнего паспорта СССР: в окончательном виде в указанном Постановлении (в редакции Постановления Правительства РФ от 23 января 2004 года N 35) данный срок был обозначен до 1 июля 2004 года. Именно с этой даты паспорт СССР в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина России, в Российской Федерации не применяется.
В связи с этим в настоящее время - из-за наличия в указанном паспорте СССР отдельных сведений, которые в новом паспорте не предусмотрены, и, наоборот, вследствие введения в новый бланк паспорта (образца 1997 года) граф и обозначений, которые вызывают неприятие у определенной части общества, отдельными гражданами и общественными организациями ставится вопрос о необходимости возобновления действия паспорта гражданина СССР образца 1974 года. В адрес Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству поступило несколько тысяч подобных обращений, которые, конечно же, не могут быть проигнорированы.
Однако возможные нормативные правовые процедуры, направленные на устранение указанных обстоятельств, которыми в отдельных случаях могут быть объяснены причины несоблюдения установленных законодательством сроков сдачи документов для получения или замены основного удостоверения личности (паспорта), подлежат регулированию не в рамках законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, а на сегодняшний день (и до принятия специального федерального закона об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации) должны осуществляться посредством внесения необходимых изменений в вышеобозначенное Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828, которым утверждены Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образец бланка и описание паспорта гражданина России.
При этом Комитет подчеркивает, что сами указанные обстоятельства не могут считаться уважительным основанием для несоблюдения установленного действующим законодательством правила об обязанности каждого гражданина Российской Федерации, достигшего возраста 14 лет, иметь паспорт установленной формы. И тем более очевидно, что такие обстоятельства не должны связываться с возможными дифференциацией или снижением административной ответственности за нарушения этого правила, которая предусмотрена в статье 19.15 КоАП РФ.
С учетом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе отклонить проект Федерального закона N (234828-4) "О внесении изменения в статью 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесенный депутатами Государственной Думы Муцоевым З.А. и Скочем А.В.
Председатель Комитета
В.Н.ПЛИГИН




Вернутся в раздел Законопроекты