Законопроекты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРА ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПОСОБИЯ НА ПЕРИОД ОТПУСКА ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО ДОСТИЖЕНИЯ ИМ ВОЗРАСТА ПОЛУТОРА ЛЕТ"




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРА ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПОСОБИЯ
НА ПЕРИОД ОТПУСКА ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО ДОСТИЖЕНИЯ
ИМ ВОЗРАСТА ПОЛУТОРА ЛЕТ"
В 2000 году был принят ФЗ-122 "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", который установил размеры пособий в твердых суммах (в денежном выражении). И если ранее пособие по уходу за ребенком по достижению им возраста полутора лет составляло 2 минимальных размера оплаты труда, то на сегодняшний день оно составляет 500 рублей. Последнее повышение размера этого вида пособия было 1 января 2002 года. По истечении четырех лет в Государственной Думе 16 сентября 2005 г. был принят в первом чтении законопроект, предусматривающий повышение этого вида пособия до 700 рублей с 1 января 2006 года. Данный вид пособия выплачивается работающим матерям (отцам, бабушкам и др.), которые оформляют отпуск по уходу за ребенком. Смысл и значение этого пособия в компенсации утраченной заработной платы и обеспечении в буквальном смысле прожиточного минимума на период по уходу за новорожденным. Во всех цивилизованных странах рассчитывается и законодательно устанавливается прожиточный минимум. В Российской Федерации также есть принятый Госдумой, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом Российской Федерации Закон о прожиточном минимуме. В этом Законе подчеркивается, что важнейшим инструментом политики социальной защиты людей в рыночных условиях должна стать схема социальных нормативов, представляющих собою научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, величины денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека по различным социально-демократическим группам населения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 года N 105 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2004 года" установлена величина соответствующего прожиточного минимума в целом по Российской Федерации в расчете на душу населения в размере 2451 рубль. Надо отметить, что суммарное потребление продуктов согласно предложенной методике очень близко к физиологическим потребностям организма, необходимым для поддержания жизни. Суммарное потребление мяса определено как 124 грамма в день, рыба из рациона просто исключена. Поэтому единственно правильным решением было бы установление пособия в размере не менее прожиточного минимума. Рассмотрим ситуацию на простом примере: по различным оценкам средняя заработная плата в России составляет 7000 рублей. С рождением ребенка один из родителей берет отпуск, теряет заработную плату, получая пособие 500 рублей. Суммарный доход семьи будет составлять 7500 рублей на трех человек, то есть при рождении первого ребенка семья оказалась в разряде малообеспеченных, а при рождении в семье второго ребенка их бюджет ниже прожиточного минимума. К сожалению, в России установление размера пособия на уровне не ниже прожиточного минимума повлечет за собой изменение внутренних финансовых обязательств Российской Федерации (в том числе значительное увеличение денежных выплат из бюджетных и внебюджетных фондов), изменение соответствующих статей расходной части федерального бюджета и не представляется возможным. Но экономическое благосостояние государства напрямую зависит от численности населения, демографическая ситуация в стране такова, что через несколько лет будет исчерпан основной резерв - численность женщин детородного возраста. Учитывая ограниченные возможности бюджета Фонда социального страхования, предлагается увеличивать размер пособия на время отпуска по уходу за ребенком в меру роста минимального размера оплаты труда, постепенно приближая его к величине прожиточного минимума. Безусловно, что одной этой меры недостаточно для успешного демографического развития, но она необходима, чтобы остановить отрицательную составляющую прироста населения. На реализацию законопроекта потребуются дополнительные затраты, в основном бюджета Фонда социального страхования. По официальным данным, в последние годы в Фонде социального страхования сформировался устойчивый профицит в размере 16,62 млрд. рублей, что позволяет в экстренном порядке принять предлагаемый законопроект.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРА ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПОСОБИЯ
НА ПЕРИОД ОТПУСКА ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО ДОСТИЖЕНИЯ
ИМ ВОЗРАСТА ПОЛУТОРА ЛЕТ"
Размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет сейчас 500 рублей. Общие затраты Фонда социального страхования на выплату этого пособия в 2005 году составят 6,237 млрд. рублей. Число выплат в год - 11,34 млн. (по данным Фонда социального страхования). Численность получателей - 945 тыс. человек.
Расчет затрат на реализацию законопроекта в случае его принятия
1. Затраты Фонда социального страхования в 2006 году.
(1600 руб. x 3780000 выплат) + (2200 руб. x 7560000 выплат) = 22660 млрд. рублей.
2. Дополнительные затраты на 2006 год:
22660 - 6236 = 16424 млрд. рублей.
3. Дополнительные затраты федерального бюджета составят примерно 128 млн. рублей.


ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ИЗМЕНЕНИЮ
И ДОПОЛНЕНИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УВЕЛИЧЕНИЕ
РАЗМЕРА ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПОСОБИЯ НА ПЕРИОД ОТПУСКА
ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО ДОСТИЖЕНИЯ
ИМ ВОЗРАСТА ПОЛУТОРА ЛЕТ"
В случае принятия проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на увеличение размера ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет" потребуется внесение изменений в следующие законодательные акты Российской Федерации:
Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1929; N 48, ст. 4566; 2000, N 33, ст. 3348; 2001, N 53, ст. 5017);
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 07.08.2000 "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" имеет номер 122-ФЗ, а не 122. Федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2000 г. N 122 "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 14.08.2000, N 33, ст. 3348; 31.12.2001, N 53 (ч. 1), ст. 5025; 30.08.2004, N 35, ст. 3607);
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 19.06.2000 "О минимальном размере оплаты труда" имеет номер 82-ФЗ, а не 82. Федеральный закон Российской Федерации от 19 июня 2000 года N 82 "О минимальном размере оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2729; 2002, N 18, ст. 1722; 2003, N 40, ст. 3818; 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 24).
Также потребуется приведение в соответствие с данным Законом нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации.




Вернутся в раздел Законопроекты