Законопроекты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ"




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СОГЛАШЕНИЯХ
О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ"
Опыт применения в России механизма соглашений о разделе продукции при освоении шельфовых месторождений показывает, что, наряду с созданием стимулов для притока инвестиций, возникает большое число сложных социально-экономических и экологических последствий, проявляющихся прежде всего в субъекте Российской Федерации, на территории которого осуществляются соответствующие инфраструктурные проекты.
В настоящее время число объектов, освоение которых предполагается на условиях, установленных Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", ограничено. В частности, наиболее перспективные проекты, которые предполагается осуществлять с использованием этого механизма, расположены на арктическом шельфе (Приразломное нефтяное и Штокмановское газоконденсатное месторождения). Среди главных целей этих проектов указывается и содействие развитию прилегающих к соответствующей акватории регионов - Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого автономного округа. В то же время в действующей редакции базового Закона отсутствуют нормы, определяющие конкретные механизмы участия заинтересованных субъектов Российской Федерации в предварительном согласовании проектов соглашений, последующем контроле их выполнения (в части вопросов, относящихся к ведению субъекта), а также обеспечивающие возможность ознакомления с соглашениями населения. Отдельные указания в тексте Закона на необходимость подготовки заключений органами власти субъектов Российской Федерации или на возможность их участия в предварительном рассмотрении проекта касаются либо "субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены соответствующие участки недр" (т.е. не касаются проектов освоения месторождений на шельфе), либо просто "соответствующего" субъекта Российской Федерации (термин допускает двойное толкование). Таким образом, во избежание двойного толкования Закона и возможных ошибок социально-экономического характера в результате недостаточного учета мнения органов власти и населения регионов представляется необходимым уточнить ряд положений рассматриваемого Федерального закона.
В целом предлагаемые поправки не противоречат основополагающему принципу исключительного ведения Российской Федерации по вопросам недропользования на континентальном шельфе. Инициаторы законопроекта исходят из того, что более точный учет при освоении шельфовых месторождений мнения региональных органов власти (в рамках предметов их ведения) и населения прибрежных регионов соответствует интересам гармоничного социально-экономического развития Российской Федерации в целом.
Поправки направлены на повышение гарантий открытости и прозрачности процесса подготовки и реализации соглашений, более точного определения механизмов учета вопросов социально-экономического развития и социально-экологической безопасности регионов, на территории которых предполагается осуществление работ при освоении месторождений на континентальном шельфе.
Таким образом, целями внесения данного законопроекта являются:
точное определение регионов, которые должны участвовать в согласовании проектов соглашений в случае, если участок недр расположен на континентальном шельфе или в пределах исключительной экономической зоны (что одновременно позволяет ограничить число таких субъектов Российской Федерации только теми, на территории которых реально проводятся масштабные, связанные с проектами работы), - пункт 1 статьи 1 законопроекта (поправка к статье 2 базового Закона);
введение требований о подготовке перед утверждением соглашения федеральным законом заключения законодательного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а также о наличии при подписании соглашения Правительством Российской Федерации заключений законодательного и высшего исполнительного органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации о социально-экономических последствиях реализации соглашения для населения субъекта Российской Федерации и о степени учета и страхования в соглашении экологических рисков - пункт 2 статьи 1 законопроекта (поправки к статье 6 базового Закона);
конкретизация требования о включении представителя субъекта Российской Федерации в комиссию по подготовке проекта - пункт 2 статьи 1 законопроекта (поправки к статье 6 базового Закона);
обеспечение доступности для общественности проектов соглашений до их утверждения федеральным законом, за исключением информации, являющейся конфиденциальной в соответствии с законодательством, - пункт 2 статьи 1 законопроекта (поправки к статье 6 базового Закона);
обеспечение участия субъекта Российской Федерации в координации деятельности по выполнению работ по соглашению путем гарантированного включения в состав управляющего комитета представителя органов региональной исполнительной власти - пункт 3 статьи 1 законопроекта (поправки к статье 7 базового Закона);
конкретизация права субъекта Российской Федерации, на территории которого будут проводиться предусмотренные соглашением работы, участвовать в мероприятиях по государственному контролю за исполнением соглашения - пункт 4 статьи 1 законопроекта (поправка к статье 19 базового Закона).
Законопроект не затрагивает вопросов формирования доходов и расходов федерального бюджета и не предусматривает вмешательства региональных органов власти в федеральную компетенцию. Относительно сложная и в то же время достаточно прозрачная процедура утверждения соглашений о разделе продукции, предусматривающая не только принятие отдельного федерального закона, но и наличие заключений законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов власти субъектов Российской Федерации (число которых будет весьма ограничено в случае принятия предлагаемой поправки к статье 2 базового Закона), в данном случае представляется вполне оправданной в связи с большим не только социально-экономическим, но и геополитическим значением шельфовых проектов.
На основании вышеизложенного полагаем, что предлагаемые поправки к статьям 2, 6, 7, 19 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" будут полнее отвечать интересам Российской Федерации и ее субъектов.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СОГЛАШЕНИЯХ
О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ"
Реализация проекта Федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.


ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" потребуется внесение изменений в Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".




Вернутся в раздел Законопроекты