Законопроекты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 315 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 315 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В связи с введением в действие с 01.07.2002 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 настоящего Кодекса расследование уголовных дел по преступлениям, предусмотренным ст. ст. 294 ч. 1, 297, 311 ч. 1, 312 и 315 УК РФ, поручено начальникам отделов - старшим судебным приставам районных, межрайонных отделов службы судебных приставов, которые являются органами дознания и вправе самостоятельно осуществлять предварительное расследование или поручать производство дознания судебным приставам-исполнителям.
В своей работе начальники отделов - старшие судебные приставы руководствуются основными законами Российской Федерации, в том числе и Конституцией РФ, в которой закреплено понятие осуществления правосудия только судом, что, согласно ст. 118 Конституции РФ, реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с требованиями ст. 13 Гражданско-процессуального, ст. 16 Арбитражно-процессуального и ст. 392 Уголовно-процессуального кодексов РФ ("Обязательность приговора, определения и постановления суда") вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда обязательны для всех государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Основной целью введения в уголовное законодательство ст. 315 УК РФ ("Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта") является уголовно-правовая защита граждан, связанная с реализацией судебных решений. Привлечение органом дознания Федеральной службы судебных приставов к уголовной ответственности должников по ст. 315 УК РФ является крайней и вынужденной мерой, когда остаются бездейственными меры профилактического и административного наказания. Однако, согласно диспозиции ст. 315 УК РФ, субъектом данного преступления могут быть только представители власти, государственные служащие, служащие органа местного самоуправления, служащие государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, а уголовная ответственность граждан (физических лиц) за злостное уклонение от исполнения решения суда настоящей статьей не предусмотрена.
Данное обстоятельство лишает орган дознания возможности привлечь при необходимости гражданина (физическое лицо) к уголовной ответственности.
Примером может служить обращение к главному судебному приставу Курской области администрации г. Курска о длительном неисполнении решения суда частным предпринимателем Махницким М.С., обязанным освободить земельный участок, расположенный по адресу: г. Курск, ул. 50 лет Октября, 4/7, путем демонтажа металлического киоска. После проведения проверки отделом дознания Управления Федеральной службы судебных приставов было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Махницкого М.С. за отсутствием в действиях последнего состава преступления, в связи с тем, что он не является субъектом преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ. Аналогичное решение принято по заявлению гражданки Тарасенко Г.И. о привлечении к уголовной ответственности граждан Славковой В.Л., Звягиной В.Н., Рент А.М. за неисполнение решения суда, обязанных использовать квартиру N 52 дома N 4/7 по ул. 50 лет Октября г. Курска в соответствии с ее назначением в качестве жилого помещения, по которому отделом дознания Управления ФССП по Курской области отказано в возбуждении уголовного дела в связи с тем, что Славкова В.Л., Звягина В.Н. и Рент А.М. не являются субъектом преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ.
07.05.2003 в адрес главного судебного пристава поступило представление старшего судебного пристава ПСП по Обоянскому району Курской области о привлечении к уголовной ответственности гражданки Толмачевой Н.В. за неисполнение решений Обоянского районного суда, обязанной перенести свой шиферный забор на разделительную границу с соседним домовладением. После проведения проверки в отношении Толмачевой Н.В. отказано в возбуждении уголовного дела в связи с тем, что она является физическим лицом и не является субъектом преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ.
Обязательными нормами ст. 73 ФЗ "Об исполнительном производстве" является после возбуждения исполнительного производства по исполнительному документу, обязывающему должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, судебный пристав-исполнитель в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона устанавливает должнику срок для их добровольного исполнения.
В случае невыполнения требований без уважительных причин судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штрафные санкции и иные меры, предусмотренные статьей 85 настоящего Федерального закона, и назначает новый срок исполнения исполнительного документа. В случае неисполнения в добровольном порядке судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возвращении исполнительного документа с актом о невозможности исполнения в суд или другой орган, его выдавший.
Примерами могут послужить факты несанкционированной постройки гаражей гражданами, когда имеется решение суда об обязанности собственников к их демонтажу, а также имущественные взыскания с физических лиц, когда в ходе проведенных исполнительных действий установлен доход, не облагаемый налогом, где судебными приставами-исполнителями неоднократно выносятся постановления о привлечении должников к административной ответственности, однако в итоге судебные приставы-исполнители вынуждены возвращать исполнительные документы без исполнения в связи с тем, что данные граждане не являются субъектами преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 315 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие указанного проекта Федерального закона не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.


ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 315 УГОЛОВНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие указанного проекта Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.




Вернутся в раздел Законопроекты