Законопроекты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 401 ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 401 ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Цель законопроекта - дать законодательные критерии для разграничения форм вины в гражданском праве: умысла, грубой неосторожности и простой неосторожности.
Необходимость в определениях умысла, простой и грубой неосторожности связана, на наш взгляд, со следующим: 1) дифференциация вины на умысел, простую и грубую неосторожность имеет место не в одной статье Гражданского кодекса (например, пункт 4 статьи 401, статья 697, пункт 2 статьи 901, пункт 3 статьи 962, статьи 963, 1083, 1104 Гражданского кодекса), а также в некоторых других нормативных актах (Кодекс торгового мореплавания РФ); 2) с этими нормами связывается, как правило, освобождение от ответственности; 3) отсутствие законодательного критерия чрезвычайно расширяет пределы судейского усмотрения в вопросах дифференциации вины.
Предлагаемое определение умысла включает и прямой, и косвенный умысел, т.к. и прямой, и косвенный умысел влекут одинаковые, с точки зрения гражданского права, последствия. В основе предлагаемого определения неосторожности лежат положительный и отрицательный признаки. Положительный признак: лицо могло и должно было, прояви оно необходимую заботливость и осмотрительность, принять меры, направленные на исполнение обязательства. Отрицательный признак: лицо не приняло мер, направленных на исполнение обязательства. Характерно, что в указанное определение неосторожности укладываются и легкомыслие, и небрежность, т.к. не важно, предвидело лицо вредные последствия или нет, а достаточно того, что оно, проявив необходимую заботливость и осмотрительность, не приняло необходимых мер. Различие между грубой и простой неосторожностью состоит в характере непринятых мер: при грубой неосторожности лицо не приняло таких мер для исполнения обязательства, принятие которых очевидно любому среднему участнику гражданского оборота, т.е. имеет место несоблюдение понятных каждому минимальных требований; при простой же неосторожности лицо не приняло мер, которые можно было бы ожидать от этого самого лица, учитывая его квалификацию, навыки, умения.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 401 ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 401 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует расходов федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, не потребует передачи финансовых ресурсов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.


ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 401
ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 401 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.




Вернутся в раздел Законопроекты