Законопроекты

РЕШЕНИЕ Комитета по труду и социальной политике от 12.01.2006 n 3.2-72/3"О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 211629-4 "О ЖЕРТВАХ ВОЙН"




ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ТРУДУ
И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
РЕШЕНИЕ
от 12 января 2006 г. N 3.2-72/3
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 211629-4 "О ЖЕРТВАХ ВОЙН"
Рассмотрев проект Федерального закона N 211629-4 "О жертвах войн", внесенный Законодательным Собранием Тверской области, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике решил:
1. Рекомендовать Государственной Думе отклонить указанный проект Федерального закона в первом чтении.
2. Утвердить заключение на указанный законопроект (прилагается).
3. Назначить содокладчиком по указанному законопроекту депутата Государственной Думы Оськину Веру Егоровну.
4. Направить настоящее решение, текст законопроекта и сопроводительные документы в Совет Государственной Думы для включения указанного законопроекта в проект порядка работы Государственной Думы на 10 февраля 2006 года для рассмотрения в первом чтении.
Председатель Комитета
А.К.ИСАЕВ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 211629-4 "О ЖЕРТВАХ ВОЙН"
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект Федерального закона N 211629-4 "О жертвах войн", внесенный Законодательным Собранием Тверской области, и сообщает.
Законопроектом предлагается установить отдельным категориям граждан Российской Федерации статус "жертв войн", а также определить меру их социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в 1100 рублей за счет средств федерального бюджета.
Причиной разработки законопроекта, как отмечается в пояснительной записке, явилось большое количество обращений в законодательные органы власти субъектов Российской Федерации различных категорий граждан, материальное положений которых остается неудовлетворительным в связи с повышением тарифов на коммунальные услуги. В то же время название и содержание законопроекта по существу не связаны с решением данной проблемы.
Статьей 1 законопроекта к "жертвам войн" отнесены военнослужащие, проходившие службу на территории Российской Федерации и других стран в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях. Указанное отнесение противоречит нормам Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которым на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, связанные с необходимостью выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РФ от 21.01.1993 N 4328-1 имеет название "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах". Следует учитывать, что в связи с особым характером возложенных на военнослужащих обязанностей им уже предоставляются социальные гарантии и компенсации в соответствии с Федеральными законами "О статусе военнослужащих", "О ветеранах", "О государственной социальной помощи", а также Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим службу на территориях государств Забайкалья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".
Меры социальной поддержки членов семей военнослужащих, погибших (пропавших без вести) при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях, отнесенных законопроектом к "жертвам войн", также установлены Федеральными законами "О ветеранах" и "О статусе военнослужащих".
Законопроектом предлагается установить статус "жертв войн" гражданам Российской Федерации, родившимся в период с 1 января 1932 года по 2 сентября 1945 года, проживавшим на территории СССР в период Великой Отечественной войны, как самой малообеспеченной категории пенсионеров, внесшей большой вклад в дело Победы.
По оценке авторов, на реализацию законопроекта потребуется ежегодно дополнительных средств федерального бюджета около 200 млрд. рублей.
Правительство Российской Федерации в своем заключении не поддерживает представленный законопроект.
На законопроект поступило 34 отзыва от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них 23 - положительных, 11 - отрицательных. От высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступил 51 отзыв, из них: 13 - положительных, 33 - отрицательных, 5 - с замечаниями.
Субъекты Российской Федерации, не поддерживающие законопроект, наряду с противоречием законопроекта нормам действующего законодательства, указывают на то, что принятие законопроекта нарушит принцип социальной справедливости в отношении тружеников тыла, также внесших большой вклад в дело Победы. Проблему снижения последствий роста тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг предлагается решить иным способом - понижением федерального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 22 процентов до 15 процентов совокупного дохода семьи.
Комитет Совета Федерации по социальной политике отмечает недостоверность финансово-экономического обоснования законопроекта, так как в нем не учтены граждане Российской Федерации, проживающие за границей.
Комитеты Государственной Думы по обороне и по делам ветеранов, являющиеся соисполнителями по законопроекту, не поддерживают законопроект, в том числе в связи с тем, что признание жертвами войн всех граждан только за факт рождения в период с 1 января 1932 года по 2 сентября 1945 года противоречит нормам международного права, согласно которым жертвами войн признаются граждане, которые пострадали в период военных действий, подверглись насилию или понесли физические и моральные утраты.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении указывает на то, что в законопроекте отсутствует статья, определяющая статус "жертв войн", а также не определены основания, по которым граждане отнесены к ним. В результате такая категория граждан, как несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, которые согласно действующему законодательству являются жертвами войн, в законопроект не включена.
Одновременно отмечается, что социальная поддержка граждан пожилого возраста, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, малоимущих граждан согласно действующему законодательству отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Финансирование указанных полномочий может в установленных федеральными законами случаях дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Учитывая изложенное, Комитет по труду и социальной политике не поддерживает проект Федерального закона N 211629-4 "О жертвах войн", внесенный Законодательным Собранием Тверской области, и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета
А.К.ИСАЕВ




Вернутся в раздел Законопроекты